Векторная психология цвета. Системно-векторная психология

  • Верхний уровень. Состоит из зрительного, звукового, орального и обонятельного векторов.
  • Нижний уровень. Состоит из кожного, мышечного, анального и уретрального векторов.

Основатели СВП считают, что все люди рождаются с определенным набором векторов. Их количество колеблется от двух до пяти. И этот "набор" определяет в психике все: характер, темперамент, тип личности и прочее.

Звуковой вектор в системно-векторной психологи является одним из трех доминантных. Его представителям приходится удовлетворять в самую первую очередь его потребности. Его желания первичны для звуковиков.

Почему происходит так, а не иначе

Звуковой вектор в системно-векторной психологии определяет людей, которых чаще всего окружающие характеризуют просто - "не от мира сего". Причем не всегда в плохом смысле слова. Звуковики, отиписты, так их называют специалисты СВП, с самого детства интересуются больше глобальными проблемами мироздания, поиском первопричины всего происходящего. Почему происходит так, а не иначе.

Они отрешенно оглядывают все происходящее. Но видят это как цельную картину, поднявшись на высоту, невзирая на частности.

Мысль о том, что они проживают не свою жизнь, очень часто посещает головы звуковиков.

Ты узнаешь его

Звуковика практически не интересует, что происходит с его телом. Он забывает покушать, ухаживает за собой лишь по необходимости. Сон беспорядочен. Может подолгу не спать или проспать сутки. Практически не ощущает страха даже перед возникновением реальной опасности. Склонен к одиночеству, концентрации на своих чувствах, переживаниях.

В системно-векторной психологии звуковой вектор описание внешних признаков имеет следующее:

  • отрешенный, рассеянный взгляд;
  • необычно одет;
  • лицо - маска;
  • астеническое строение тела;
  • в дневное время сонный, вялый.

Внешняя успешность, вершины карьеры не помешают звуковику все бросить и отправиться на поиски нового. Благополучный бизнесмен может заняться изучением актерского или музыкального искусства.

Как жили наши предки

Понятие "звуковой вектор" в современной психологии в чистом виде присутствовало у наших первобытнообщинных пращуров. Ячейкой общества в то время являлась стая. Одному выжить было нереально. Отношения строились вокруг двух приоритетов. Пища и... секс. Лучшее из этого доставалось тому, чей ранг был выше. Представители звукового вектора были в этой иерархии третьими.

Обязанности распределялись согласно видовой роли и должны были строго выполняться. Не выполнил - смерть. Задачей звуковика была необходимость охранять стаю, когда все спали ночью. Такой охранник вслушивался в ночную тишину, различая малейшие шорохи, реагируя на любой звук.

Всматривался в ночное, полное звезд небо, и слушал, слушал... Сознание соединялось с этой тишиной, погружаясь внутрь, заставляя реагировать не только на то, что происходит там, снаружи, а и на то, что внутри, становясь одним большим вселенским Я.

Вечный поиск

Носители системно-звуковых векторов - люди необычные. Если задать им вопрос, ответ придется подождать. Но и ответом это сложно назвать. Скорее всего, это будет: "А? Что? Вы это мне?". Звуковик находится рядом и одновременно где-то далеко, как будто что-то ищет, но не знает, что.

Материальное его мало интересует, чаще раздражает. Окружающим сложно понять такого человека, в результате он чувствует себя лишним. Склонен к депрессиям.

Он ищет ответ на вечный вопрос: "Для чего это все? Что такое жизнь? Что такое Бог?". Не находя ответа, ощущает бессмысленность существования.

Тишина

Звуковики предпочитают уединение и одиночество, так как развить звуковой вектор им не поможет никто. Избегают тусовок и шумных сборищ. Являются поклонниками глубокого поэтического творчества. Они любители философских, фантастических, эзотерических произведений. Это яркие представители абстрактного мышления.

Могут часами смотреть на звезды и ночное небо, вслушиваясь при этом во внутреннюю мелодию. Изучают психологию, религию, философию.

Работа ума

Отрешенность от земных и материальных благ подразумевает способность к самому сложному виду деятельности: умственной. Звуковой вектор в системно-векторной психологии профессии подразумевает следующие:

  • физики;
  • математики;
  • писатели;
  • ученые;
  • филологи;
  • художники;
  • архитекторы;
  • скульпторы.

Они выбирают те сферы, где могут трудиться самостоятельно. В команде им стоит давать автономные задания. Способность абстрактного мышления помогает звуковикам рождать гениальные идеи, находить оригинальные решения.

Вид деятельности, который выберет звуковик, зависит от наличия других векторов в типологии личности. Большое влияние на выбор профессии оказывает развитие личности. Выявив принадлежность к звуковому вектору в ближайшем окружении, в семье, стоит уделить особое внимание общению и элементам обучения.

Ребенка с преимущественным звуковым вектором отличает от других детей склонность к самостоятельным играм. Эти дети задают совершенно недетские вопросы о мироздании, Боге и так далее. Родителям не нужно бояться, что ребенок не такой как все. Стоит обеспечить ему занятия, которые смогут развить и реализовать звуковой вектор.

Я-мудрость

Звуковой вектор в психологии объясняет причину, по которой окружающие не находят общего языка со звуковиком. Воспринимая собственное "Я" как высшую ценность и смысл осознанности, они наслаждаются собственной мудростью постоянно. Из-за сверхоценки личных представлений звуковику не удается разделить точку зрения окружающих, найти с ними общее мнение. Порой это похоже на глухоту.

Эгоцентризм - их отличительная черта. Сначала "Я", а потом вся эта пирамида мироздания. Вот его концепция.

Как жить

Не прекращает свое развитие векторная психология. Звуковой вектор, его изучение, создание методов и форм работы со звуковиками помогает многим избежать трагедии.

Такие люди склонны к депрессивным состояниям. Постоянное самокопание, отсутствие ответов на вопросы, отрешенность от собственного тела могут приводить к серьезным психическим нарушениям. Иногда они видят выход в форме суицида.

Специалисты СВП призывают развивать свой интеллект, вдумываться, сосредотачиваться на современных проблемах. Они помогают звуковикам увидеть других людей и понять, что они такие же.

У тебя же все есть

Молчаливый, сосредоточенный, ушедший в себя молчун, чудак - самое частое описание. Носители звукового вектора часто слышат вопрос: "Чего тебе не хватает? У тебя же все есть для счастья! И даже больше!". В этом и проблема. Все это его не интересует. Это для остальных семи векторов важно иметь. Внутри, в душе он ощущает черную пустоту, которая мешает ощущению удовлетворенности и счастья. Неудовлетворенность может расти. Отсутствие ответа на вопрос о том, зачем жить, приводит к опустошению и отчаянию. Может наступить момент рождения мысли: "Жизнь бессмысленна!".

Эталон - интроверт, звуковик ощущает вину за все что происходит вокруг негативного. Винит в этом свое тело и ищет способы наказания для него.

Мальчики и мужчины склонны к алкоголизму и наркомании. Девочки могут страдать анорексией, булимией. Отрицание ценности собственного тела, желание освободиться от него находит выход в самоубийстве.

Все должно быть прекрасно

Люди-звуковики стремятся к красоте везде, всегда и во всем. С этой точки зрения они оценивают все: предметы, вещи, пейзаж и поступки, события, звуки, настроение. В их интерьере много зеркал, им важно видеть свое отражение.

Они очень открыты, доверчивы, легко поддаются красивым рекламным трюкам. Им легко можно "втюхать" что угодно, если пообещать, что оно будет украшать собой жизнь. Для маркетологов - легкая наживка.

Склонность к самовыражению, откровению делает их обычное поведение театральной игрой. Им важно получать "ответ" зрительской аудитории. Конечно же, этот ответ - восхищение. Они наблюдательны, им интересно "подглядывать" за другими, перенимая их манеры, средства и способы их коммуникаций.

Чаще всего как положительные, так и отрицательные эмоции звуковики выражают слезами. Они могут расплакаться по любому поводу: мелодия, фильм, даже рекламный ролик.

Чудеса

Представители звукового вектора в системно-векторной психологии живут в постоянном ожидании чуда. Стремление к безопасности и красоте, живое и абстрактное воображение позволяют им точно визуализировать свои желания и мечты. И чудеса в их жизни действительно происходят. Благодаря особенностям мышления у них развита интуиция, вплоть до экстрасенсорики. Им снятся вещие сны, они могут чувствовать, что происходит с родными и близкими на расстоянии.

Представителям звукового вектора в системно-векторной психологии удается найти временное удовлетворение в смене деятельности на противоположную, в новом виде искусства. Но все это быстро заканчивается, и опять возникает ощущение пустоты внутри.

Личная жизнь

"Чистые звуковики" сторонятся интимной жизни, не находят в ней ничего для себя, так как отрицают тело и все что связано с ним физически.

Звуковой вектор системно-векторной психологии в личности может находиться в сочетании с другими векторами, которые смогут определить место секса в интимной жизни.

Представители звукового вектора, как правило, романтики. Внешняя сторона, ухаживания, цветы, свечи, гораздо важней, чем телесные "услады". Звуковик быстро влюбляется со всей присущей ему отдачей и энергией и так же быстро остывает к предмету влюбленности.

Общая характеристика

Ценности анального вектора: домашний очаг, книги, знания, старинные вещи

Анальный вектор – один из восьми векторов, определяющий особый набор врожденных свойств человека, выделяемых системно векторной психологией Юрия Бурлана.

  1. Цветами наибольшего комфорта являются коричневый.
  2. Квадрат – геометрическая фигура наибольшего комфорта.
  3. Занимает внутреннюю часть квартели времени.
  4. В общении интроверт.
  5. Обладает аналитическим типом мышления.

Численность носителей анального вектора: 20%.

Видовая роль

Архетип: сбор и передача информации (накопленного опыта) об охоте и войне во времени.

В состоянии «мир» - хранитель пещеры, костра, домашнего очага.
В состоянии «война» - тыловик.

Выполнение видовой роли анальной мерой дало возможность человечеству постепенно развиваться, накапливая и передавая свои достижения и наработки в освоении ландшафта от поколения к поколению. Это одно из основных отличий человека от животного мира: в каждом новом поколении животные нарабатывают свои умения, начиная из одной и той же исходной точки – с нуля.

Особенности психики

Нацеленность на прошлое и прошлый опыт

Врожденное стремление к накоплению и анализу информации создает свойственную анальникам психологическую ориентацию на прошлое – то, что уже было достигнуто, изучено и имело место в развитии человека. В дальнейшем эта информация систематизируется, обновляется и передается следующим поколениям.

Это свойство в человеческой психике выражается интересом к старине, антиквариату, уважением к старшим. Часто имеет место убежденность в том, что старое всегда лучше нового во всех сферах жизни. А мир постепенно деградирует, уходя от прошлого к худшему настоящему. Зачастую им свойственно хранение вещей как памяти о прошлом: «Это дорого мне как память».

Им свойственны приверженность традициям, стремление перенести прошлое время в настоящее. Очень тяжело носителями анального вектора принимаются любые изменения, нововведения. Это вызывает стресс и отторжение, неприятие.

Также имеет место проекция первого опыта в сознании человека на все последующие события в его жизни. Единственный факт, будь он удачным или нет, остается образцом ситуации, на который человек опирается в своих суждениях. К примеру: «Мужчины? Был у меня один – все они козлы!»

Накопление и передача информации

Прямым действием в накоплении информации является чтение. Обладатели анального вектора читают много литературы, зачастую хорошо ее запоминают. Такой человек любит и хочет учиться, обладает прекрасной, порой феноменальной памятью. Люди с анальным вектором – коллекционеры информации, эрудиты, «ходячие энциклопедии».

При первичном восприятии информация сортируется по категориям, поэтому усвоение обычно происходит медленно, однако на продолжительный период времени. Для большей усваиваемости носитель анального вектора всегда уточняет и переспрашивает неясные моменты для четкого определения каждой детали в единую систему.

Системное мышление и усидчивость дают возможность обладателю анального вектора не ошибаться и ничего не забывать, точно зная ответы на вопросы.

Человек, наделенный анальным вектором помнит все, что с ним происходило. Отсюда и благодарность за хороше, и память на плохое, злопамятность.

Человек с анальным вектором все упорядочивает: и вещи, и мысли. Во всем должен быть порядок: все должно лежать на своём месте, ровненько, по полочкам. Непорядок вызывает в таком человеке чувство раздражения.

Лев Николаевич Толстой

Все действия - и мыслительные, и физические - совершаются в строгом порядке: одно идет за другим, и если предыдущее дело не завершено, к следующему не приступает. Последовательность, кропотливость и дотошность делают его незаменимым работником. Со стороны представителей других векторов, например кожного, он может казаться нудным и медленным.

Анальные люди неспособны быстро переключаться с одного дела на другое, делать несколько дел одновременно. Спешка нарушает процесс усвоения информации: чтобы сделать что-то качественно, нужно время. Подгонять или прерывать такого человека значит привести его в ступор – собьется последовательность необходимых действий, и позже он начнет все сначала. Это касается как деятельности, так и речи – перебивать обладателя анального вектора, медленно излагающего свои мысли, значит обречь себя на повторение той же истории еще более обстоятельным изложением.

В развитом состоянии это профессионалы в любом деле. Настоящий специалист своего дела всегда с анальным вектором. Если уж дело начато, то его нужно довести до конца, до совершенства. Доведение до совершенства происходит через поиск недостатков.

Критика и критиканство

Но – это обязательное слово в речи обладателя анального вектора, он всегда найдет ложку дегтя в бочке с медом. Как происходит поиск недостатков – этого но – зависит от степени развитости. Если анальный вектор неразвит, то критика замещает все общее представление: человек не видит хорошего, только плохое. Явление троллинга в интернете является последствием такого состояния нереализованных или неразвитых обладателей анального вектора.

Когда же вектор развит, то адекватная и нужная критика способствует доведению любого дела до совершенства: «Вы все хорошо сделали, НО… вот тут не то, и вон там не так». Внимательность к деталям – залог высокого качества, которое может обеспечить только человек с анальным вектором.

Прямолинейность и справедливость

Мышление и речь таких людей обладают прямотой, никаких увиливаний они не приемлят. Всегда правду, всегда напрямую. Более того, через собственное представление имеет место уверенность, что другие люди так же честны, как и они. Поэтому обладатели анального вектора весьма доверчивы и простодушны. Они верят словам и обещаниям (ведь они свое слово держат). Предпочитают прямоту во всем.

Носители анального вектора стремятся все делить поровну: и хлеба кусок, и судебный приговор. Поэтому их считают справедливыми людьми. Такой особый вид справедливости - всем поровну.

Чувство вины и обида

Геометрическая фигура комфорта – квадрат. Ровный, прямоугольный и прямолинейный – такова конституция внутреннего состояния психологического комфорта анальника. Перекос ребра квадрата в любую сторону вызывает дискомфорт. Выгибание верхнего ребра квадрата наружу, когда он получает что-то, не отдав равнозначно взамен, вызывает в нем чувство вины. Такой человек не может оставаться в долгу. Если он знает, что не может вернуть, то не возьмет в долг. Все должно быть ровно – в равновесии.

Обида – крайне деструктивное чувство, которое не дает человеку с анальным вектором выполнять свою видовую роль. Это выгибание ребра квадрата вовнутрь, когда человеку недодали, «отняли». Это ощущение не проходит со временем и может лишь усугубиться. Человек не может простить, но хочет выровнять состояние, требует компенсации, может мстить. Но о мести предупреждает по-честному, удар в спину ему не характерен. Угроза - это предупреждение о мести, и именно ее он и имеет в виду, никакого пустого запугивания. Предупредит: «Еще раз домой поздно придешь – руки повырываю». Значит, будет хватать за руки и бить с чувством оправданности происходящего – он предупредил.

Для предотвращения обиды у такого человека следует не забывать просить у него прощения. «Главное, не обидеть» - это беспокоит носителей именно анального вектора, и никакого другого. Он сам просит прощения и нуждается в этом, если его самого обидели. Важно делать это сразу, иначе обида в таком человеке имеет свойство накапливаться и увеличиваться, набирая все большие масштабы.

Человеку в состоянии обиды свойственно ощущение несправедливости, обделенности, потери равновесия, концентрация мыслей на этой обиде и невозможность простить (отпустить) ее.

Системно векторная психология различает 4 уровня обиды:

  1. Личная Обида. Чем ближе и дороже человек, который нанес обиду, тем она сильнее. Это может быть обида на парня, на маму, на друга...
  2. Обида на отдельные группы людей. Это очень опасное состояние. Такая обида может выливаться в асоциальное, преступное поведение в обществе.
  3. Обида на мир. То есть не только на людей, но и на все прочее существующее в окружении человека, помимо самих людей. Обида на все выливается в неприятие самой жизни.
  4. Обида на Бога. Возможна только при наличии звукового вектора.

Моногамность

Анальники – это верные, преданные семье люди. Брак для них - это святое. Они не терпят измену и не изменяют сами. Это обусловлено их природной видовой ролью в состоянии «мир» – охранник женщин и детей. Человек с развитым анальным вектором крайне заботлив к людям, в том числе к своему сексуальному партнеру. Если анальный человек не находит взаимности в паре, то долго страдает, ему сложно создать новые отношения и еще сложнее разорвать старые.

Недифференцированное либидо

Человек с анальным вектором наделен большим сексуальным потенциалом, а также является обладателем недифференцированного либидо, т.е. либидо, направленного и на женщину, и на мальчика-подростка. Влечение к мальчику-подростку задано для выполнения видовой задачи передавать новому поколению накопленные знания и опыт. На низшем уровне это влечение проявляется как желание передать эякулят, однако ограничивается, табуируется природой и проявляет себя в иной форме – в стремлении обучать. Такие люди превращаются в лучших учителей и преподавателей и находят в этом свою реализацию.

При обратном стечении обстоятельств, т.е. при невозможности сублимировать свое влечение (реализовать свои свойства), накапливается внутреняя неудовлетворенность и напряжение, которые переходят во фрустрацию. Социально и сексуально фрустрированный анальник может в один момент осознать свое гомосексуальное влечение к мужчине или к мальчику. Это может проявиться в виде мысли или сексуальной фантазии.

Поспособствовать этому процессу может широкий ассортимент порнографии, в том числе гомосексуальной, находящийся в свободном доступе в интернете. Сексуальная фрустрация часто приводит анальника к просмотру порно. Со временем возникает желание смотреть все более и более грязную порнографию. А следующим экспериментальным открытием становятся гомосексуальные видео.

Сложное двойное либидо анального вектора требует своей реализации. Когда человек не получает такой реализации, напряжение от сексуальной фрустрации может прорвать природное табу на передачу эякулята мальчику-подростку.

Домоседство

Дом для анальных людей - территория комфорта. Они не любители ходить по гостям. Это домоседы, ноги которых плохо переносят нагрузки, часто встречается плоскостопие, болезни суставов. Обувь – важнейший аспект одежды, они предпочитают обувь на плоской подове – устойчивую и удобную.

В основе поведения людей с анальным вектором лежит стремление к перфекционизму. Это проецируется в обстоятельность, основательность, стремление довести до конца любое дело. В системе ценностей человека с анальным вектором наивысшую ценность имеют чистота и незапятнанность: чистая скатерть, чистая женщина, безупречная (незапятнанная) репутация.

Особенности речи

Представители анального вектора зачастую употребляют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: сыночек, чашечка, домик.

В речи используются ключевые слова, отображающие их врожденные свойства: «честно говоря», «сказать по правде», «куда же мы катимся-то?», «можно хоть раз в жизни спокойно что-то сделать?», «ну так это дело хозяйское», «надеюсь на вашу порядочность» и т.д.

В состоянии стресса либо фрустраций носители анального вектора употребляют слова туалетного лексикона. А если они не используют подобных слов прямым текстом, например «г**но», «д**мо», то могут их подразумевать, облачая в другую словесную форму: «удобрение для садика».

Особенности физиологии

У обладателей анального вектора медленный метаболизм. Часто они имеют грузное либо полноватое тело.

Мужчины часто страдают облысением. Они большие любители носить бороду.

Живот, пищеварительная система - их слабое место. Ожидание вызывающего стресс события часто приводит к приступам диареи, а перенесенный сильный стресс – к запорам.

Вообще, родной страх анальника - страх опозориться, то есть перестать контролировать сфинктер своей эрогенной зоны.

Также слабое место – сердечно-сосудистая система. Стресс отображается на стабильности сердечного ритма. Внезапные инфаркты присущи носителям именно анального вектора.

Состояния вектора

В зависимости от состояний развитости и реализованности обладатели анального вектора могут быть как садистами, насильниками, педофилами, так и лучшими и заботливыми мужьями, лучшими отцами, прекрасными педагогами и профессионалами во всевозможных областях.

Состояния свойств вектора определяют мироощущение человека и то, как он способен взаимодействовать с окружающим миром. Определяют то, о чем человек думает и что для него важно. Определяют, от чего он может получать удовлетворение, а от чего не может.

Вся самая актуальная информация в статье на тему: "Векторная психология что это". Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Люди стремятся познать себя и ответить на многие вопросы. Системно-векторная психология помогает увидеть уникальность каждого. Путь по направлению к счастью и удовольствию от жизни становится интереснее. Развивая данные от рождения вектора, человек уверенно двигается в своем предназначении.

Оглавление [Показать]

Системно-векторная психология - что это?

Новый подход в психологии возник недавно и считается молодым направлением современной психологии. Основоположники Ю. Бурлан и В. Толкачев. Системно-векторная психология - это основанная на трудах известных психоаналитиков (З. Фрейд), наука, изучающая объемное представление о человеке и представленная 8 психотипами или векторами.

Системно-векторная психология - 8 векторов

Человеческий организм - сложная система. Люди стремятся к счастью и наслаждению. Стремление к удовольствию выражено в человеке через 8 эрогенных зон, названных Ю. Бурланом: 8 векторов психологии человека. Данное направление психологии стремительно развивается и набирает популярность среди общества. Каждую личность природа одарила всем необходимым для счастливой жизни, но есть особенности, которые являются данностью, определяют внутренний психический мир и не меняются в течение всей жизни – это вектора.

Все люди похожи и не похожи одновременно. Системно-векторная психология помогает увидеть уникальность каждого. Чувствительность каждой из 8 эрогенных зон у всех разная, от выраженности того или иного вектора зависит то, как человек ощущает и реализует себя в жизни. Анальный, уретральный, кожный, мышечный, зрительный, звуковой, оральный, обонятельный – в чистом виде преобладали у древних людей. В настоящее время, у человека психика стала многогранной, но наиболее развиты 3-4 вектора. Если развиты все 8, можно говорить о гениальности и одаренности личности во многих областях.

Системное знание о 8 векторах помогает принимать и понимать окружающих, взаимодействовать с разными людьми на понятном для них языке. Родители, определив приоритетные векторы своего ребенка, помогут развитию его природного потенциала. Негативные жизненные сценарии складываются при неправильном развитии или не развитии того или иного вектора, так как в этом случае, вектор являет себя противоположным образом. Гармонично развитая, сильная личность легко двигается к счастью и наслаждению жизнью.

Мышечный вектор в системно-векторной психологии

Удовлетворение основных базовых потребностей (сон, еда, безопасность, секс) - это мышечный вектор (около 38% от общего количества) – :

  1. Детям с этим типом вектора необходимо прививать трудолюбие, любовь к спорту, поощрять помощь другим.
  2. В подростковом возрасте часто попадают в плохие, криминальные компании, при отсутствии занятости.
  3. Ум активируется во время мышечной работы.
  4. Люди «мышечники»: трудолюбивы, неприхотливы в быту, нуждаются в руководстве.
  5. В прошлом это воины, охотники.
  6. Профессии выбирают связанные с физическими усилиями: рабочие в разных сферах, сталевары, строители.

Уретральный вектор в системно-векторной психологии

Альтруисты, справедливые личности, обладающие мощной сексуальной энергетикой и жизненной силой, очень сообразительные и креативные – это уретральный вектор (всего 5%):

  1. Дети рано взрослеют и наделены высокой ответственностью.
  2. Правильным будет со стороны родителей относиться к ребенку со всей серьезностью и разговаривать как со взрослым, доверять.
  3. Тактическое мышление.
  4. Не признают авторитетов.
  5. Бесстрашные вожди народов в прошлом, командиры батальонов.
  6. Жертвенность во благо других.
  7. Успешные личности, занимающие важные посты в государстве, руководители компаний.

Звуковой вектор в системно-векторной психологии

Люди, которым не интересны материальные вещи - это звуковой вектор (5%):

  1. «Не от мира сего!» - говорят про деток, которых считают чудаковатыми тихонями.
  2. Ночью более активны, любят прислушиваться, а днем, сонные и зевают. Может быть плохая успеваемость.
  3. На таких детей нельзя кричать, им важна тишина.
  4. В них заложена тяга к более высоким материям, духовный поиск себя.
  5. Не находя смыслов в жизни могут погрузиться в тяжелейшую депрессию.
  6. Чувствительные уши позволяют слышать больше и тоньше.
  7. Среди профессий: музыканты, поэты, философы, переводчики, писатели, астрономы.

Системно-векторная психология - оральный вектор

Вербальные интеллектуалы, мыслят говорением – это оральный вектор (5%):

  1. С самого детства любят поговорить.
  2. Дети рассказывают всякие небылицы, фантазируют лишь бы быть в центре внимания.
  3. Жизнерадостны и энергичны, обладают великолепным чувством юмора.
  4. Душа компании. Им нужна аудитория.
  5. Много и разнообразно кушают, любят целоваться.
  6. Сначала говорят, потом думают. Очень активны.
  7. Отрицательной стороной является ложь и клеветничество.
  8. Выбирают профессии связанные с оральной стимуляцией: повара, сомелье, артисты, ораторы, лекторы, актеры.
  9. В прошлом это глашатаи, шуты.

Зрительный вектор в системно-векторной психологии

Самый стремящийся к прекрасному и гармонии – так системно-векторная типовая психология описывает зрительный вектор (5%):

  1. Дети рождаются очень впечатлительными, эмоциональными, их нельзя запугивать. Часто отказываются спать без света.
  2. Врожденный страх смерти.
  3. Люди с данным вектором любят все красивое, модное.
  4. Демонстративны, привлекают внимание к себе разнообразными способами: интересной одеждой, слезами, истериками.
  5. Сострадательны и добры по своей природе, среди них много вегетарианцев.
  6. Профессиональный выбор: врачи, психологи, люди искусства, преподаватели.

Кожный вектор в системно-векторной психологии

Чувствительная кожа – это кожный вектор (24%):

  1. Активные, тяга к постоянному движению.
  2. Детям сложно усидеть на месте, они гиперактивные, обладают хитростью.
  3. Пластичное тело.
  4. Для них важна дисциплина и правильное направление.
  5. Любят занятия спортом.
  6. Не приемлют физических наказаний.
  7. Люди с данным вектором ответственные, амбициозные и блестящие карьеристы.
  8. Не боятся перемен.
  9. Стремятся к лидерству и обладанию материальными ценностями, социальным статусом.
  10. Среди них успешные торговцы, бизнесмены, военные, спортсмены.
  11. Действуют на благо обществу, создают новые технологии.

Обонятельный вектор в системно-векторной психологии

Очень редкий (менее 1%) обонятельный вектор. Задача родителей подвергать ребенка постоянному взаимодействию с социумом, только так он успешно сможет развивать свои природные качества. Данный тип вектора – это «серые» кардиналы:

  1. С детства тяжело реагируют на резкие запахи, брезгливы.
  2. Избирательны в еде.
  3. Конституция тела слабая.
  4. Часто апатичны и вялы.
  5. Меланхолики.
  6. Скрытные люди, малообщительные.
  7. Высокий невербальный интеллект, развитая интуиция.
  8. В буквальном смысле, улавливают чувства и мысли людей.
  9. Среди них успешные финансисты, советники, экономисты и политики.

Анальный вектор в системно-векторной психологии

Самый надежный и устойчивый – так системно векторная психология описывает анальный вектор (20%). Родителям рекомендуется больше хвалить и не торопить таких детей, иначе «уйдут» в невроз, возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом (запоры, поносы):

  1. Медлительные, спокойные и послушные дети. Подолгу сидят на горшке.
  2. Честные, проверенные временем друзья.
  3. Интеллектуалы и перфекционисты, стремятся все сделать идеально.
  4. Высокие профессионалы в любой области.
  5. Консерваторы.
  6. Среди профессий выбирают врачебную или учительскую стезю, любят делиться опытом и знаниями.

Современная психология и психиатрия уже давно не ограничиваются только классическими научными теориями. Споры и дискуссии об истинности и объективности популярных концепций ведутся столетиями, постоянно проводятся психологические исследования, цель которых – прийти к единственному верному итогу. Но помимо этого все чаще появляются новые альтернативные течения, общеизвестные теории видоизменяются, трансформируются учения мировых умов психологии и психиатрии, таких как профессионал психоанализа Зигмунд Фрейд или его не менее известный коллега Карл Густав Юнг. В данной статье речь пойдет именно о подобном новом течении, которое произвело настоящую революцию в российской психологии носит название системно-векторная психология. Вы узнаете, что то это такое, какова основная идея этого направления, а также подробно сможете ознакомиться с каждым из 8 представленных векторов и даже самостоятельно определить свой собственный тип личности.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте! Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию… Читать подробнее..

Идеи системно-векторной психологии

Для начала стоит сказать, что системно-векторная психология не является общепринятым направлением в современных научных кругах. Некоторые особо яростные приверженцы классических идей даже называют данное направление «сетевой псевдонаукой». Но, как и любая другая теория, психологическая концепция восьми векторов не только имеет возможность на существование, она даже успела приобрести свою армию приверженцев. Как сказал основатель системно-векторной теории В. К. Толкачев:

«Вселенная достаточно велика и неисчерпаема, что и позволяет найти в ней подтверждение любой теории».

Системно-векторная психология не возникла с нуля. За основу были взяты теории Зигмунда Фрейда, впоследствии доработанные Владимиром Ганзеном и законченные его учеником Виктором Толкачевым.

В 1908 году увидела мир статья психоаналитика Фрейда «Характер и анальная эротика», в которой психоаналитик делает умозаключение, что особенности характера напрямую связаны с эрогенными зонами человека. Публикация вызвала широкий резонанс, появились многочисленные последователи фрейдистской идеи. Одним из них в конце ХХ века стал Виктор Константинович Толкачев, психолог из Санкт-Петербурга. Он разработал типологию характеров, связанную с такими зонами, как глаза, рот, нос и уши. По словам В. К. Толкачева, на развитие и доработку теории Зигмунда Фрейда его вдохновила книга «Системные описания в психологии» академика Владимира Александровича Ганзена.

Зарождение и развитие учения Виктора Толкачева

В. К. Толкачев разработал целостную психологическую концепцию определения типа личности при помощи векторов. С помощью понятия «вектор» и подробного анализа 8 характерных типов на свет родилась теория под названием «Прикладной системно-векторный психоанализ». Толкачев более 30 лет проводил различные тренинги, семинары и лекции по данному вопросу. Благодаря одному из первых его учеников, Михаилу Бородянскому, был разработан специальный тест, оценивающий индивидуальный потенциал, имеющийся у каждого из векторов, и позволяющий определить личностный тип характера относительно системно–векторной психологии восьми векторов (тест Толкачева – Бородянского). Сейчас много последователей векторной системы, которые продолжают проводить психологические тренинги и семинары. Самым известным интернет-коучем в данной области является Юрий Бурлан.

В чем суть системно-векторной психологии

За время развития психологии, как науки, было разработано множество различных типологий личности. Это и типологии по Юнгу или по Ганнушкину, свою классификацию предлагал Эрих Фромм. Разработаны множественные тесты, определяющие психологический тип индивида, например, тест Сонди или распространенный 16Personalities. По сути, В. К. Толкачев, как и многие его предшественники, предложил свою собственную версию выявления типа личности.

Системно-векторная психология позиционируется не как отрасль классической психологии или определенное течение, а как отдельная наука изучения типологии личности. Вектор – это симбиоз физиологических и психологических качеств, таких как, например, характер, темперамент, здоровье, привычки индивида и другие подобные свойства. По сути, вектором является центр получения удовольствия. Векторы связаны с определенным отверстием на теле человека, являющимся одновременно эрогенной зоной. В каждой личности возможно наличие нескольких векторов (от 1 до 8, на практике самым большим количеством наличествующих векторов является число 5).

Наличием вектора определяется количество и степень человеческих стремлений и потребностей в самореализации, направленной на получение наслаждений. Неспособность реализовать существующий вектор, по мнению разработчиков теории, приводит к депрессии и чувству неудовлетворенности, что делает для человека невозможным достижение внутренней гармонии со своим «Я».

Векторные ступени (квартели) развития личности

Системно-векторная психология выделяет 8 основных векторов в типологии личности. А именно: зрительный, кожный, звуковой, мышечный, оральный, обонятельный, уретральный и анальный векторы. Они располагаются в четырех основных квартелях (ступенях), формирующих жизненный уклад человека.

Принцип расположения векторов:

  • Информационная ступень . Отвечают звуковой (внутренняя часть квартели) и зрительный (внешняя часть) векторы. На этой ступени происходит процесс развития и самопознания личности.
  • Энергетическая ступень . Отвечают оральный (внешняя часть) и обонятельный (внутренняя часть) векторы. Цель этой ступени – предопределить место индивида в социальном строю, построение четкой иерархии.
  • Временная ступень . Отвечают анальный (внутреннее пространство квартели) и уретральный (внешнее пространство) векторы. Временные разделения жизни на этапы: прошлое и будущее. На этой ступени происходит получение и обработка опыта от прошлых поколений, а также стремление к прогрессу и развитию общества.
  • Пространственная ступень . Отвечают мышечный (внутренняя часть) и кожный (внешняя часть пространства квартели) векторы. Ступень, отвечающая за физическую оболочку – трудовая реализации человека, использование физической силы и т.п.

Характеристика векторов

Более детальная векторная характеристика выглядит так:

  1. Кожный вектор . Люди с ярким проявлением данного типа – ярко выраженные экстраверты. Реализуют себя на пространственной ступени. Основным направлением кожников является охрана территорий.
  2. Мышечный вектор . Интроверты. Тип мышления практический и наглядно-действенный. Основное направление – охота, участие в военных действиях.
  3. Анальный вектор . Интроверты с системным мышлением. Характерными занятиями для обладателей анального вектора является охрана домашнего очага, накопление и передача информации от предыдущих поколений.
  4. Уретральный вектор . Стопроцентные экстраверты. Обладают нестандартным мышлением. Прирожденные тактики. Жизненное предназначение людей с выраженным уретральным вектором - быть вождями, главнокомандующими, руководителями.
  5. Зрительный вектор . Экстраверты с образным типом интеллекта. Находятся на информационной ступени развития. Основное направление деятельности: охрана территорий (днем).
  6. Звуковой вектор . Абсолютные интроверты, обладающие абстрактным типом мышления. Деятельность: охрана территорий в темное время суток.
  7. Оральный вектор . Представители этого типа – в основном, экстраверты. Им присущий вербальный метод мышления. Основной род занятий: организация мероприятий (в мирное время), предупреждение об опасности (во время военных действий).
  8. Обонятельный вектор . Интроверты, отличающиеся интуитивным типом мышления, предпочитают невербальные способы передачи информации. Основное направление: разведка, составление стратегий.

Системно-векторная психология разделяет вектора на более важные, так сказать, основные, и те, которые имеют меньшую ценность в развитии личности. Обонятельный, уретральный и звуковой векторы являются главенствующими, они доминируют над остальными векторами. Эти три вектора не перекрываются другими имеющимися, а также не могут быть искоренены внешними социальными факторами, такими как воспитание или общественный строй.

Каждый индивид сам определяет, какие векторы являются основными в психотипе его личности.

Для каждого вектора разработаны даже такие характеристики, как определенные внешние данные, особенности психики, присущие конкретному векторному архетипу. Каждому из восьми векторов присвоена определенная геометрическая форма и цвет.

Также вектора поделены на нижние (уретральный, анальный, мышечный и кожный) и верхние (зрительный, звуковой, обонятельный и оральный). Системно-векторная психология показывает то, что нижние векторы отвечают за либидо, сексуальные желания человека, в то время как верхние ищут сопряжение с духовным миром. Верхние вектора имеются в наличии абсолютно у каждого человека, в отличие от нижних, которыми наделены далеко не все личностные архетипы.

Системно-векторная психология: ее предназначение

Нет ни одного человека, способного отказаться от наслаждения; даже самой религии приходится обосновывать требование отказаться от удовольствий в ближайшее время обещанием несравненно больших и более ценных радостей в потустороннем мире

Зигмунд Фрейд

Для чего же нужна восьми векторная психология? Какая ее функция и польза для человека?

Основной целью векторной психологии является познание себя и получение наслаждений от жизни, используя свои внутренние векторы. Данная система направлена на самопознание индивида, определение его роли в обществе, с целью избежать морального неудовлетворения собой и своей жизнью. Если человек не может реализовать себя в социуме, не знает своих истинных потребностей и желаний, то постоянно ощущение неудовлетворения может привести к депрессивному состоянию.

Системно-векторная психология также направлена на раскрытие сексуальных желаний и потребностей человека. Может применяться в качестве профессионально ориентированных тестов.

Психологическая теория, разработанная Виктором Толкачевым на основе постулатов Фрейда, позволяет открывать тайны подсознания, осознавать, что именно является двигательной силой человека, первопричиной всех его действий и поступков. Польза изучения векторов системно-векторной психологии также в построении коммуникативных связей с окружающими людьми: сотрудниками, родственниками, друзьями. Если два человека обладают одинаковыми векторами, то зачастую это является залогом дружественных отношений. И наоборот – контрастность векторов объясняет несовместимость в парах и неприязнь отдельных личностей друг к другу. Говоря словами невольного основоположника данного учения Зигмунда Фрейда:

Мы выбираем не случайно друг друга… Мы встречаем только тех, кто уже существует в нашем подсознании

Системно-векторная психология не является доказанной или абсолютно верной. Это всего лишь одна из методологий выявления определенного типа личности. Количество критики опытных специалистов относительно учений В. К. Толкачева доказывает не совершенность данной психологической концепции. Дискуссии и споры не утихают между приверженцами классической психологии и учениками Толкачева. Первые склонны считать векторный подход определения личности сектантским и гипнотически-навязчивым (якобы, тренинги по обучению данной методике проводятся исключительно с коммерческими целями). Вторые же искренне верят в объективность системно-векторной психологии и доказывают ее пользу для отдельных индивидов и человечества в целом. Чтобы подробнее ознакомиться с тезисами и понятиями данного учения, можно просмотреть видео вводных лекций Юрия Бурлуна относительно системы векторов. Только собрав воедино полную картину учения, каждый человек сможет самостоятельно сделать вывод об истинности выдвигаемых идей.

Так же вам может быть интересно:

Системно-векторная психология – новейшее направление в психологии, образовавшееся двенадцать лет назад. Основоположником является психоаналитик Юрий Бурлан , который в настоящее время систематически проводит свои семинары, курсы, тренинги. Интересно, что проходят они, в том числе, и в онлайн-режиме в Интернете, собирая тысячи зрителей и слушателей.

Новейшее направление в психологии или лженаука?

Сам Ю. Бурлан говорит, что его основная задача – сделать человека счастливым, сделать так, чтобы после его тренинга клиенты выходили с главным навыком – умением радоваться жизни и улыбаться, все остальное, по словам психолога, наладится само собой.

Так как основной акцент в этом направлении сделан на бессознательном , а в основу типологии личности положены эрогенные зоны человека, его можно обозначить как ветвь психоанализа . Хотя иногда системно-векторную психологию определяют не просто как отдельное направление в психологии, а как новую широкую область знай, комплексную науку о человеке.

Системно-векторная психология и системный психоанализ – это обширная система психологических знаний о человеке, направление в прикладной психологии.

Ю. Бурлан затрагивает и социологию, и педагогику и даже политику, объясняя свою теорию, он комплексно подходит к пониманию феномена личности, функционирующей в обществе.

Видовая роль и вектор

В системно-векторной психологии человек рассматривается как целостная сложная система в общественной системе, причем система эта не только физическая и психическая, но и социальная. Особую роль в формировании личности Бурлан отводит обществу и инстинкту продолжения рода .

Человек, по словам Ю. Бурлана, это сгусток живого существа, желающего получать удовольствие, наслаждаться. Это желание и стремление к наслаждению в теле выражается через эрогенные зоны.

Общество подталкивает к развитию не только конкретного человека, но и человечество как вид. Когда в далекие времена люди стали собираться вместе и жить группами, чтобы выжить, у человека появились особые свойства и желания. Сегодня мы говорим, что они базировались на двух основных бессознательных потребностях , изначально же, по всей видимости, это были не потребности, а групповые задачи первобытных людей. А потребности-задачи эти:

  • сохранение жизни,
  • продолжение рода.

Так как развитие человека это движение в определенном направлении, у него должен быть вектор, ориентир. Вектором становится главное желание личности. Желание порождает мысль, мысль формирует намерение, а намерение подталкивает к действию, которое оформляет роль человека в обществе, видовую роль .

В первобытной стае у каждого человека была своя определенная видовая роль, обязанность, работа, которую он выполнял ради общего блага.

Человек не может жить в одиночку, он давно объединился и продолжает существовать в единой системе отношений между людьми под названием общество. Природа от рождения наделяет человека всем необходимым (интеллектом, способностями, чувствами, темпераментом и так далее), для того, чтобы он смог стать счастливым, исполнил все свои желания и осуществил видовую роль.

Вместе с развитием общества развивался и человек. Чем общество сложнее, тем более многогранным становится психическое устройство личности. Уже сменилось так много поколений людей, что и желания, и потребности, и поведение, и человеческие взаимоотношения усложнились настолько, что за ними трудно разглядеть те первые, первобытные, но уже сознательные действия в общине, видовую роль.

А между тем эта роль на бессознательном уровне по-прежнему продолжает определять особенности личности и ее социальную направленность.

Современный человек, не осознавая свою роль в обществе (по большому счету свое предназначение), движется в неправильном направлении или вовсе в обратную сторону от счастья.

Роль определяется желанием наслаждаться жизнью. В зависимости от того, какая эрогенная зона является преимущественной для выражения этого желания, выделяется восемь типов личности .

Типы направленности личности

От вектора зависит тип мышления, ценности, приоритеты человека, его сексуальность, психическое состояние, физическое здоровье и степень удовлетворенности жизнью.

Данные от природы векторальные качества нельзя изменить, но нужно развивать их и реализовывать свой внутренний потенциал. Врожденные свойства и качества развиваются, начиная от рождения человека до его полного полового созревания.

Краткое описание восьми векторов , определяющих внутренний мир человека на бессознательном уровне:

  1. Кожный. Видовая роль в первобытном обществе – охотник и охранник территории, функции: запретительная, ограничительная.

Подходящие профессии: спортсмен, инженер, изобретатель, военный, бизнесмен.

Личностные качества: ответственность, рациональность, дисциплинированность, активность, конкурентоспособность, пунктуальность, амбициозность, экономность. Преобладает логическое мышление, не боятся перемен, стремятся к лидерству, успеху, богатству, социальному статусу, хотят добиться высот в карьере. Хорошо ориентируются во времени и пространстве.

К этому типу относятся примерно 24% населения.

  1. Анальный . Видовая роль – хранитель пещеры, очага, «тыловик»; функции: передача накопленного опыта следующим поколениям.

Подходящие профессии: учитель, врач, домохозяйка/семьянин.

Личностные качества: упрямые и принципиальные, но легкоранимые, волевые, старательные, исполнительные, надежные, честные, верные, нерешительные, злопамятные, консервативные. Это интеллектуалы, склонные к перфекционизму, все стремятся сделать идеально, поэтому могут быть высокими профессионалами в любой области. Преобладает аналитическое мышление. У таких людей отличная память.

К этому типу относятся примерно 20% населения.

  1. Мышечный. Видовая роль – воин и охотник, функция: защитная.

Подходящие профессии: рабочий на заводе, строитель, сельхозрабочий и иной представитель рабочего класса, а также военный.

Личностные качества: трудолюбие, исполнительность, неприхотливость, выносливость, простота (основные потребности базовые: еда, сон, секс), миролюбие. Мышление ригидное, наглядно-действенное, ум активизируется только в процессе работы мышц.

К этому типу относятся примерно 38% населения.

  1. Уретральный. Видовая роль – вождь, функции: ответственность за выживание, управление, расширение стаи и ареала ее обитания.

Подходящие профессии: все, связанные с руководством и управлением людьми, вплоть до президента страны.

Личностные качества: врожденный альтруизм, оптимизм, активность, инициативность, бесстрашие, справедливые, милосердие, хитрость, непредсказуемость. Мышление тактическое и креативное.

  1. Зрительный. Видовая роль – дневной охранник, функции: антиубийство, утверждение в обществе ценности человеческой жизни. Когда появились «зрительники», было положено начало человеческой культуре, она начала развиваться.

Подходящие профессии: психолог, врач, учитель, воспитатель, дизайнер, кинорежиссер и иные деятели искусства и культуры.

Личностные качества: доброта, отзывчивость, понимание, сопереживание, влюбчивость, скромность, совестливость, внушаемость, мечтательность, кокетство, эмоциональность. Такие люди фантазеры, мыслят образами.

К этому типу относятся примерно 5% населения.

  1. Звуковой . Видовая роль – ночной охранник стаи, функции: охрана в ночи, обратная связь с первопричиной.

Подходящие профессии: философ, композитор, программист, переводчик, писатель, поэт.

Личностные качества: идеалисты (и желания, в основном, у них нематериальные), рассудительные, сосредоточенные, погруженные в себя, эгоцентричные, безэмоциональные, отчужденные. Мышление абстрактное.

К этому типу относятся примерно 5% населения.

  1. Оральный. Видовая роль – загонщик добычи, глашатай, шут; функции: предупреждение об опасности, призыв к объединению.

Подходящие профессии: повар, певец, комментатор, оратор.

Личностные качества: жизнерадостность, общительность, смешливость, обаяние, чувство юмора. Такие люди склонны лгать и насмехаться. Мыслят когда говорят, то есть их мышление вербальное.

К этому типу относятся примерно 5% населения.

  1. Обонятельный. Видовая роль – разведчик, советник вождя, колдун, «серый кардинал»; функции: стратегическая разведка.

Подходящие профессии: разведчик, политик, финансист.

Личностные качества: меланхоличны, спокойны, интуитивны, беспристрастны, бывают аморальны и коварны. Мыслят такие личности интуитивно, на бессознательном уровне.

К этому типу относятся примерно 1% населения.

Почему нужно знать свой вектор?

В первобытной стае у каждого человека был один, конкретный вектор, так как и общество это было примитивным. Сегодня тип направленности личности обычно складывается из нескольких векторов , в среднем из 3-4 -х. Люди, у которых направленность складывается из семи или даже всех восьми векторов, как правило, бывают выдающимися или гениальными.

Наличие сразу нескольких векторов означает, что у современного человека есть больше возможностей для самореализации и шансов на счастье. Но так уж устроен мир и человек, что зачастую то, что должно быть источником наслаждения, превращается в повод для страданий. От незнания и нежелания многих людей понять себя, система под названием «человек» дает «сбои».

Хотя автор концепции подчеркивает, что чистые типы встречаются очень и очень редко, определив свой доминирующий векторальный тип, можно многое о себе узнать, осознать проблемы и найти пути их решения. Вектор личности всегда направлен на самореализацию и достижение благополучия.

Приятный бонус: если научиться различать типы личностей по вектору, процесс понимания и общения с окружающими людьми облегчится и улучшиться.

Описание восьми векторов – это основы основ системно-векторной психологии и в то же время базовая идея . Если «копнуть» это направление глубже, можно обнаружить что Ю. Бурлан затрагивает и объясняет многие явления внутреннего мира человека и внешние, общества.

Системный психоанализ становится модным в России и на всем постсоветском пространстве. Он уже эффективно применяется не только в психологии, но и в медицине и педагогике. Людей привлекает к этому направлению то особое, системное мышление и мировоззрение, на которое «переключает» человека Ю. Бурлан. Его подход необычен и неоднозначен, но, тем не менее, популярен.

Тест “8 фигур” на определение вектора

Посмотрите на 8 фигур и выберите самую приятную для себя фигуру:

Ждем Вашей оценки

Положение в классификации : статическая неструктурированная типология норм без интертипных отношений, содержит 8 независимых векторов.

Логические уровни : условный рабочий уровень - 5 (идентичность), однако в целом типология затрагивает все уровни.

Системно-векторная психология создана Ю. Бурланом и В. Толкачевым. По их утверждению, типология является развитием идей Фрейда, который описал в свое время два центра получения удовольствия человеком - оральный и анальный, связав их с определенными этапами развития личности. Ю. Бурлан и В. Толкачев выделили еще 6 центров получения удовольствия, а так же предположили, что стремления и потребности, связанные с ними, проявляются не на отдельных периодах развития, а остаются у человека в течение всей жизни, но при этом могут различаться способы реализации этих потребностей. Таким образом, было выделено восемь независимых центров получения удовольствия, названных психологическими векторами.

Наличие вектора означает, что у человека есть стремление, потребность в реализации себя в видах деятельности, так или иначе связанных с определенным центром получения удовольствия. При этом способы реализации конкретного вектора могут быть весьма разнообразными и, по мнению авторов, закладываются до достижения индивидом возраста полового созревания, а наличие или отсутствие конкретных знаний и умений, необходимых для того или иного способа реализации, выходит за рамки рассмотрения данной типологии. Возможны так же ситуации нереализованности вектора, когда потребности по нему имеются, а возможности их реализовать нет, что может приводить к депрессии и ощущению неудовлетворенности. Тип человека определяется тем, какие вектора имеются у него в наличии (обозначается простым перечислением векторов). Количество имеющихся векторов может быть различным: от одного до всех восьми, на практике чаще всего в наличии бывает 2-4 вектора.

В системно-векторной психологии для каждого из векторов описаны особенности поведения и мотивации обладающего им человека, типичные особенности внешности, а так же архетипический образ роли данного вектора в первобытном обществе (что и дает возможность говорить о проявлениях типологии на 5 логическом уровне). Дадим краткое описание этих векторов:

  1. Мышечный. Ключевая задача: монотонная физическая работа для поступательного движения к цели. Видовая роль: рядовой охотник или собиратель. Возможные недостатки: отсутствие мотивации на усовершенствование труда.
  2. Кожный. Ключевая задача: отделение своего пространства от внешнего мира, сохранение и накопление ресурсов. Видовая роль: командир группы охотников. Возможные недостатки: излишний контроль за ситуацией, скупость.
  3. Анальный. Ключевая задача: накопление, сохранение и передача информации. Видовая роль: «тыловик», занимающийся воспитанием следующего поколения, а так же охраной и допросом пленных. Возможные недостатки: излишний консерватизм, жестокость.
  4. Уретральный. Ключевая задача: увлечь и повести за собой людей. Видовая роль: вождь. Возможные недостатки: неумение «смотреть назад» - вывлять сделанные ошибки, понимать их причины и корректировать курс.
  5. Оральный. Ключевая задача: распространение информации. Видовая роль: глашатай. Возможные недостатки: неумение хранить секреты.
  6. Зрительный. Ключевая задача: умение наблюдать окружающий мир, видеть красоту в нем, охрана жизни как таковой. Видовая роль: дневной охранник стаи. Возможные недостатки: неумение постоять за себя, неприспособленность к самостоятельному выживанию.
  7. Звуковой. Ключевая задача: сбор скрытой информации в мире. Видовая роль: ночной охранник стаи. Возможные недостатки: излишняя устремленность в себя, оторванность от действительности.
  8. Обонятельный. Ключевая задача: выявление потенциальных опасностей прежде чем они станут реальными. Видовая роль: шаман. Возможные недостатки: излишняя подозрительность, недоверие к окружающим.

Уретральный, звуковой и обонятельный вектор - доминирующие, т.е. при наличии у человека они проявляются так, что не могут быть перекрыты проявлениями других векторов или ограничениями, связанными с воспитанием или общественными установками.

Практическое применение : главная область применения - самопознание, лучшее понимание своих способностей и потребностей. Так же может использоваться для профессиональной ориентации (выбор профессии, связанной со стимуляцией соответствующих центров удовольствия) и для психологического консультирования (в том числе детского и семейного).

Первоисточники

  • YBURLAN.RU - сайт Ю. Бурлана Внимание: на форуме крайне нетерпимое отношение к людям, высказывающих мнение, не совпадающее с официальной позицией портала. В связи с этим рекомендуем изучать типологию самостоятельно, по источникам в открытом доступе, и не забывать о критическом мышлении.

Система психологических векторов берет свое начало с небольшой статьи Зигмунда Фрейда, написанной в 1908 году. В работе под названием «Характер и анальная эротика» Фрейд кратко описал психологические особенности людей, у которых зона ануса является особо чувствительной: «Среди своих пациентов я встречал особый тип людей с комбинацией определенных черт характера. В детстве у них у всех проявлялся ряд особенностей, связанных с одной физиологической функцией. У меня сложилось впечатление, что данный характер органически связан с работой конкретного органа в нашем теле…»

Что же интересного в этом трудно читаемом тексте?

По сути дела, Фрейд заявляет здесь о том, что характер человека связан не с воспитанием, условиями жизни или другими внешними факторами, а с функцией каких-то органов. Это довольно смелое заявление для начала XX века.

Не секрет, что многие ученые (например, Гиппократ) издавна связывали характер человека с деятельностью сердца, печени и других внутренних органов. Но Фрейд в своем исследовании говорил совершенно о другом. Он исходил из того, что наше тело представляет собой закрытую систему, которая соединяется (сообщается) с внешней средой посредством нескольких «отверстий». Варианты отверстий несложно посчитать, если брать во внимание места на нашем теле, где прерывается сплошной кожный покров:

6. Уретра (то есть мочеиспускательный канал); сюда же относится и влагалище.

7. Кожа (точнее, «собственные» отверстия кожи: поры, сальные и потовые железы).

8. Пупок* (отметим его звездочкой, так как после рождения он перестает быть отверстием. Но не стоит думать, что наш характер закладывается лишь после рождения!).

Так вот, основная идея Фрейда состояла в том, что именно эти отверстия, точнее, чувствительность этих зон оказывают сильнейшее влияние на наш характер. Сто лет назад Фрейд еще не знал (или был не готов открыто заявить), что чувствительность наших отверстий обусловливает все сферы жизни человека: от состояния здоровья до сексуальных пристрастий, от выбора профессии до стиля ведения бизнеса.

Аккуратность обозначает здесь не только физическую чистоплотность, но также и добросовестность в исполнении обязательств: на людей "аккуратных" в этом смысле можно положиться…»

А вы знаете таких людей? Если среди ваших родственников или знакомых есть те, чьи основные черты — аккуратность, бережливость или упрямство, то вы хорошо представляете, о ком пойдет речь в этой главе. А может быть, вы даже знаете целые народы, об аккуратности и бережливости которых сложены легенды?

Далее Фрейд продолжает:«По-видимому, они принадлежали к той категории младенцев, которые предпочитают не опорожнять кишечник, когда их сажают на горшок, так как акт дефекации доставляет им удовольствие…»

Многие подумают: «Что за бред?! Как это дефекация может доставлять удовольствие? И какое отношение это имеет к проявлениям человека, особенно в бизнесе?!» Что ж, давайте разберемся.

Известно, что человек рождается с генетически заложенными внешними признаками, предпосылками телосложения, особенностями здоровья и многими другими качествами. Кроме всего перечисленного, у нас генетически заложена различная чувствительность наших «эрогенных зон». А эрогенные зоны — это те самые восемь отверстий с окружающей их кожей. Кто-то из нас рождается с особо чувствительными ушами и тонким слухом, другой — с особо чувствительными глазами и острым зрением и т. д.

Причем «чувствительность» обозначает здесь не только способность воспринимать окружающий мир. Чувствительность — это также и особая нежность (ранимость, незащищенность) органа чувств или какой-то зоны на теле, то есть чувствительность к повреждениям, микробам и другим внешним воздействиям. Поэтому чувствительный глаз — не только особо зоркий, но и особенно нежный: маленькая соринка в глазу может стать большой проблемой для такого человека.

Еще одна особенность «чувствительного» органа или зоны — это потребность в получении соответствующего удовольствия. Очень упрощая, можно сказать, что чувствительный глаз «обожает» смотреть на красивые виды, чувствительное ухо — слушать красивые звуки, чувствительный нос — нюхать приятные запахи (которые, конечно, у каждого свои) и т. д. Если чувствительный орган получает достаточно много таких удовольствий, то он находится в гармонии и равновесии (то есть здоров). А вот если удовольствия не хватает, то начинаются проблемы со здоровьем — не только физическим, но и психологическим.

Резюме.

Чувствительная зона:

— это область на нашем теле, связанная с одним из восьми отверстий (типов отверстий);

— обладает усиленным восприятием окружающего мира;

— зона, степень чувствительности которой закладывается генетически;

— особо чувствительна к повреждениям (то есть более нежная, ранимая, «незащищенная», чем другие);

— нуждается в получении типичного для нее удовольствия (воздействия) и страдает в его отсутствие.

Поскольку анальное отверстие относится к восьми отверстиям нашего тела, то среди нас есть люди (и их немало), у которых генетически — с момента зачатия — заложена повышенная чувствительность анальной зоны. Это как раз те люди, для которых сидение в туалете и другие воздействия на ягодицы являются удовольствием.

Таких людей Фрейд относил к анальному типу характера. Но слова «тип характера» являются ограничивающими, поэтому в нашей системе вместо них используется понятие «вектор». Во-первых, векторов может быть несколько в одном человеке, а «тип» он и есть тип (то есть один). А во-вторых, каждый вектор может иметь разную величину: от 0 до 100 процентов.

Вот из комбинации восьми векторов (по количеству отверстий) и состоит наш характер.

В этой книге люди с высокой анальной чувствительностью называются обладателями коричневого вектора или, для краткости, Коричневыми людьми , а Виктор Толкачев называл этот вектор «анальным».

Как общаться

В общении Анальные люди ценят честность, искренность и обязательность, хорошо реагируют на слова «сказать по правде» и «честно говоря». Так как сами они просто не умеют лгать и хитрить, то и не терпят подобного поведения по отношению к себе. Любая лесть вызывает у них ощущение тревоги — сразу появляется мысль: «Значит, меня в чем-то хотят обмануть». А вот разговоры о прошлом, наоборот, успокаивают такого человека, настраивая его на дружелюбный лад.

Если вы ставите Коричневому какие-нибудь цели, старайтесь разбить их на части (видимые и досягаемые) — это относится как к детям, так и к взрослым. И не наваливайте на него сразу много разных задач — лучше выдавать их постепенно.

«Коля (сын), тебе сейчас восемь лет, ты уже скоро окончишь школу, затем университет, потом аспирантуру и через 25 лет станешь профессором…»

«Петя (муж), вынеси, пожалуйста, ведро, помой посуду, погуляй с собакой, почини унитаз, поиграй с ребенком, повесь книжную полку…»

«Иван Петрович (подчиненный), вот вам задание на ближайшие полтора года. Вечером дам вам еще одно…»

Все эти варианты приведут только к одному: Анальный человек впадет в ступор и не сможет делать вообще ничего. Он просто не увидит цели — конца этого пути, а потому будет чувствовать себя дискомфортно.

«Коля, сейчас тебе надо закончить второй класс (точка)». А потом вы обсудите его будущее (имеется в виду третий класс).

«Петя, почини, пожалуйста, унитаз (точка)». Увидев исправленный унитаз, вы можете попросить его о чем-то еще.

«Иван Петрович, вот вам задание на сегодня (точка)». А завтра вы дадите ему следующее задание.

Несмотря на кажущуюся простоту, эти формы мобилизуют Коричневого человека на активную деятельность. Используя их, вы не только сохраните ему душевное здоровье, но и добьетесь от него невиданной ранее продуктивности.

И не забывайте о том, что такого человека нельзя торопить. Если вы планируете совместную деятельность с ним — интимную встречу, деловые переговоры или просто общение, — оставляйте достаточно времени про запас. С его природной медлительностью вам вряд ли удастся вписаться в заранее намеченные сроки.

Зная свою неспособность к быстрым и решительным действиям, анальники стараются просчитать все варианты заранее. Они строят планы на будущее, стараются строго их придерживаться и, конечно, очень расстраиваются, когда жизнь внезапно вносит свои коррективы.

Обычно они стремятся заранее выходить из дома на важную встречу, чтобы ни в коем случае не опоздать. Но что-то все равно вынуждает их опаздывать, несмотря на все принятые меры. Например, прохождение «дверного проема» иногда является для Коричневых людей психологически трудным: любая дверь может стать неосознанным препятствием (Фрейд сравнивал это с запором — тоже своеобразные трудности в прохождении отверстия). В жизни это проявляется известным вариантом поведения при выходе из дома: дойдя до дверей, человек останавливается, что-то вспоминает и за чем-то возвращается. Затем он вновь подходит к двери, желая выйти, но тут опять вспоминает о какой-то забытой вещи (порой совсем не важной).

Но! Как только он миновал дверной проем, эти проблемы моментально уходят, и анальник спокойно двигается дальше. (Этим он отличается от Фиолетового — обонятельника , который, даже уйдя из дома, порой продолжает беспокоиться: «А выключил ли я свет, газ, воду…».) Так что, несмотря на все старания, Коричневые люди часто опаздывают на важные мероприятия и очень по этому поводу переживают.

Как вы уже знаете, данный вектор не отличается особой открытостью в общении, но это относится в основном к чужим людям. В кругу близких друзей или просто хороших знакомых анальник раскрепощается и даже становится довольно разговорчивым. Если вы случайно спросите, как его дела, то рискуете за ближайший час получить о них полное представление. Такие люди рассказывают о своей жизни в мельчайших подробностях, более того, для них в разговоре характерны частые отклонения от темы, но затем они возвращаются к основной мысли и обязательно договаривают ее до конца.

За дотошность и пытливость их часто называют занудами, и в этом есть доля истины. «Такому мужчине легче один раз дать, чем полгода объяснять, почему не хочешь» — эта женская поговорка относится именно к коричневому вектору.

Этим людям свойственна определенная «зацикленность» на своих проблемах и переживаниях. Они могут днями и неделями обдумывать одни и те же ситуации, крутить их в голове с разных сторон, иногда даже после принятия решения.

Здоровье

Если Анальный человек удовлетворяет потребности своего вектора и живет в согласии с присущим ему темпом и стилем жизни, то он отличается крепким здоровьем. Говорят, что Коричневые все делают долго и живут тоже долго.

Если же человек не понимает и не принимает свой вектор (о принятии будет подробно рассказано в следующей главе), и его организм не получает необходимых ему телесных и душевных радостей, то он начинает страдать типичными для данного вектора болезнями: запорами, геморроем, трещинами прямой кишки и даже опухолями в этой зоне. По имеющейся статистике, многие заболевания кишечника и практически все болезни прямой кишки и анальной зоны имеют непосредственную связь с неудовлетворенностью или дисгармонией анального вектора. Неслучайно в Германии и Японии — странах с самым выраженным коричневым вектором — высок процент заболеваемости опухолями прямой кишки.

Между прочим, дисбактериоз кишечника и различные проблемы со стулом, в том числе в детском возрасте, часто связаны с дисгармоничным анальным вектором.

Восстановление утраченной гармонии вектора приводит к значительному улучшению здоровья, а часто и к полному выздоровлению (разумеется, если болезни не зашли еще слишком далеко).

Как можно помочь такому человеку? Приведу один пример.

Однажды в газете «Здоровый образ жизни» я заметил удивительное письмо в разделе «Помогите!». Оно привлекло мое вниманиезначительному улучшению здоровья, а часто и к полному выздоровлению. ью коричневого вектора болезнями необычным для таких писем стилем: текст в нем был разделен на пункты и подпункты. Примерно так:

«1. Мне тридцать лет.

2. Двадцать из них страдаю запорами.

3. Пробовала: 3.1 Травы, 3.2 Таблетки, 3.3…» и т. д.

Нисколько не сомневаясь в природе описанного недуга, я решил отправить несчастной девушке письмо. В нем я кратко изложил содержание этой главы: так, мол, и так, есть люди, у которых анальная зона от рождения является особо чувствительной, и если ее по жизни никак не стимулировать, то могут развиваться соответствующие болезни. В итоге я посоветовал ей регулярно массировать анальную зону пальцем или придумать другие удовольствия на эту тему. Ответ пришлось ждать долго… Целых три месяца. Но он меня очень порадовал:

«Доктор, спасибо вам огромное! Мои результаты:

1. Запоры прошли.

2. Радуюсь жизни.

3. Нашла в себе и в муже много интересного!!!».

Но не подумайте, что единственный способ гармонизировать коричневый вектор — это массаж его чувствительной зоны. Темп и образ жизни, стиль ведения хозяйства, любимые хобби — все это имеет значение.

Если кто-то из ваших близких страдает запорами или болезнями прямой кишки, дайте им почитать эту книгу. Не стоит рассказывать им краткое содержание или давать конкретные советы, ибо для анальников очень важно медленное и плавное вхождение в тему, особенно столь интимную. А если вы решили сами помочь Коричневому партнеру, то будьте предельно деликатны.

Когда я был на тренинге у Виктора Толкачева, одна из участниц группы очень эмоционально воспринимала «коричневое» занятие. Она то и дело вскрикивала: «Ой! Это же про моего мужа», «Ой! Да у меня же муж такой!» Не знаю, что произошло в их семье после этого занятия, но муж привез ее на следующий день на машине и сказал: «Ты ходи на этот тренинг. Это хороший тренинг».

Коричневые женщины обычно хорошо переносят беременность, но роды у них бывают долгими и трудными (как тут не вспомнить Фрейда с этой «трудностью прохождения отверстия»).

Профессии

В любом важном деле анальник просто незаменим: выполненная им работа выдержит самую строгую проверку на качество. В своей профессиональной деятельности они отдают предпочтение работе, требующей усидчивости и внимательности (бухгалтеры, программисты, водители-дальнобойщики), имеющей отношение к прошлому (историки, археологи, торговцы антиквариатом, архивные и музейные хранители), к подробному изучению (аналитики, ученые)или к систематизации чего-нибудь (составители справочников и каталогов, библиотекари), а также к справедливости (юристы, следователи) и к чистоте (уборщицы). Кроме того, из них получаются хорошие писатели.

Эти люди, кстати, от природы обладают абсолютной грамотностью, поэтому иногда могут видеть ошибки в тексте, даже не читая его. В этом нет ничего удивительного, ведь любой язык — это упорядоченная система (несмотря на массу исключений), и Коричневый человек, с рождения наделенный обостренным чувством порядка, видит нарушения в этой системе с первого взгляда.

В спорте они находят себя в академической гребле, конном и велоспорте, а в медицине — в хирургии и стоматологии.

Кроме того, настоящие учителя и воспитатели (в хорошем смысле этих слов) — чаще всего представители именно анального вектора (не путайте с теми, кто называет себя только педагогом , о них будет рассказано в главе, посвященной оранжевому — кожному вектору). Коричневые люди прекрасно умеют выстраивать отношения с детьми, давая им все необходимое, но не позволяя садиться себе на голову, и дети любят их именно за это!

Заключение

Так как эта глава начиналась с цитаты Зигмунда Фрейда (точнее, первой фразой из его статьи «Характер и анальная эротика»), то будет логично закончить последней фразой из той же статьи:

«Следовало бы вообще обратить внимание и на другие виды характеров и выяснить, нет ли и в иных случаях связи с определенными эрогенными зонами».

Именно этим мы займемся в следующих главах книги. А сейчас пора разобраться, почему один и тот же вектор проявляется у разных людей очень по-разному.

Фильмы, в которых встречаются герои с коричневым вектором:

  • «Винни-Пух» (м/ф), реж. Федор Хитрук, СССР, 1969 г. (Кролик);
  • «Смешарики» (м/ф), реж. Денис Чернов и др., Россия, 2004 г. (Ежик);
  • «Чебурашка» (м/ф), реж. Роман Качанов, СССР, 1971 г. (Крокодил Гена);
  • «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», реж. Игорь Масленников, СССР, 1979 г. (доктор Ватсон — Виталий Соломин);
  • «Берегись автомобиля», реж. Эльдар Рязанов, СССР, 1966 г. (Юрий Деточкин — Иннокентий Смоктуновский);
  • «Семнадцать мгновений весны», реж. Татьяна Лиознова, СССР, 1973 г. (Пастор Шлаг — Ростислав Плятт);
  • «Место встречи изменить нельзя», реж. Станислав Говорухин, СССР, 1979 г. (Володя Шарапов — Владимир Конкин);
  • «Покровские ворота», реж. Михаил Козаков, СССР, 1982 г. (Лев Хоботов — Анатолий Равикович);
  • «Кин-дза-дза», реж. Георгий Данелия, СССР, 1986 г. (дядя Вова — Станислав Любшин);
  • «Приключения Электроника», СССР, 1980 г. (профессор Громов — Николай Гринько);
  • «Собачье сердце», реж. Владимир Бортко, СССР, 1988 г. (доктор Борменталь — Борис Плотников).

Бессознательное — самая обширная и наиболее содержательная часть психики, включающая в себя переживания, которые не осознаются человеком: различные врожденные или вытесненные влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр. Бессознательное активно влияет на все сферы жизни и все проявления человека.

Понятие «бессознательное» было предложено З. Фрейдом, который предположил, что многие человеческие действия, которые обычно кажутся случайными, на самом деле не случайны, а являются симптомами глубинных внутриличностных конфликтов — настолько серьезных, что психика их не выдерживает и отказывается осознавать, то есть делает бессознательными.

Бессознательные процессы невозможно выявить простым усилием воли; их раскрытие требует использования особых приемов. В психоанализе Фрейда в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) используются анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.

Суть Коричневого удовольствия в академической гребле кроется в устройстве специального сиденья — «банки», которая имеет четыре колеса и движется по полозьям (рельсам).

Вы можете бесплатно скачать книгу (сокращенную версию) в любом доступном формате: epub, pdf, fb2, mobi, djvu!

Предыдущая глава: Купить или скачать книгу Следующая глава: