Как рассказывать истории, чтобы всем было интересно? Как научиться рассказывать истории интересно? Интересные истории которые можно рассказать в компании.

Буду нагл. Приходите в клуб по пересказу нон-фикшн книг "Прочитал-перескажи".

Раз в месяц мы собираемся на квартирах в центре Москвы и пересказываем 3-5 книг о невымышленном, пьем вино и едим. Перед встречей мы вывешиваем в нашем сообществе в фейсбуке тизеры пересказов.

Семь лет назад началось движение "Курилка Гутенберга". Лекторы рассказывали о книгах и идеях для аудитории от 30 до 300 человек. Ее основатель - Миша Янович, пару лет назад разочаровался в формате лектория и ушел в "подполье", на квартиры. Сейчас мы вместе с Мишей делаем "Прочитал-перескажи" для 20-30 участников, но зато мы успеваем за вечер пообщаться и обсудить идеи и книги.

Пример тизера книжки Дениса Горелова "Родина Слоников".

Недавно прошла июльская вечеринка пересказов. Наш редактор забыл о своих обязанностях и поздно предупредил одного из участников. В итоге мы сделали замену. Вместо истории о продаже наркотиков через сеть слушали рассказ извиняющегося редактора о книге Дениса Горелова «Родина слоников».

Провинившийся редактор утверждает, что «Родина слоников» поможет любому читателю полюбить советское кино, даже если он его не смотрел и смотреть не собирается. Денис Горелов, кинокритик из 2000-х, описывает самые кассовые фильмы советского проката – от «Октября» Сергея Эйзенштейна до «Города Зеро» Карена Шахназарова. Почти все тексты в этой книги написаны развязным, панибратским языком, словно между пятидесятилетним автором и, например, самым известным детским поэтом Советского Союза Сергеем Михалковым только пионерский галстук да гимны, которые родоначальник известного клана писал к каждому витку советской политики.

Горелов чаще всего использует фильм, как предлог для погружения в противоречивое десятилетие. Там, сквозь мутную воду красных мифов он разглядывает неожиданные части пазла, на коробке с которым еще теплится – СССР, хотя после семи десятилетий игра перестала собираться. Автор видит Девчат первым феминистским фильмом за железным занавесом, прослеживает связь шпионских сериалов и укрепления силовиков внутри партии, а и походя отмечает паталогическое стремление Эйзенштейна - убивать в своих картинах детей. Горелов, следует за мастером и не щадит никого.

Автор манипулирует читательским взглядом, перед которым вспыхивают факты и мнения без ссылок на источники. На этот феерверк почти в отчаянии смотрит читатель. Его рука, набивающая в гугле очередной запрос, останавливается, замирая в почтительном трепете перед тотальной самоуверенностью этого кинокритика, который сейчас дописывает книгу об иностранных фильмах в советском прокате. Значит нас ждет еще одна встреча с текстами, которые, по мнению Романа Волобуева, сначала не понимаешь, потом ненавидишь, а в конце концов принимаешь как наглую страницу в с истории кинокритики

Рассказываете ли вы шутку, сказку или историю – умение это правильно преподать является очень важным навыком. У некоторых дар рассказчика проявляется от природы, другим же приходится этому обучаться. Никогда не бойтесь. Вы можете научиться рассказывать истории лучше и увлекательнее, а wikiHow вам в этом поможет! Просто начинайте с шага 1, указанного ниже.

Шаги

Часть 1

Изучение основ повествования
  1. Привлеките аудиторию. Начните рассказ, завладев вниманием слушателей или задействовав их в рассказе. Задавайте вопросы, пусть даже риторические, связанные с каким-либо заключением, поворотом сюжета или контекстом истории. Как вариант, вы можете сказать какую-нибудь захватывающую фразу для привлечения внимания (насадите аудиторию на крючок, как это делают громкие заголовки газет). Так вы заинтригуете слушателей, и они захотят услышать продолжение.

    • Пример для сказки: "Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему мотылек летит на пламя?"
    • Пример для забавной истории: "У меня история со времен учебы университете, которая затмит все остальные. Она связана с туалетом".
  2. Постройте сцену действия. В течение всего рассказа вы должны создавать эффект погружения. Аудитория должна воспринимать историю так, как будто сама в ней участвует. Начните с предисловия. Создавайте сюжет, добавляя детали, которые передают атмосферу, эмоции и действия. Очень тщательно подбирайте выражения: используйте слова с сильной эмоциональной окраской.

    • Пример сказки: "Давным-давно, в старом мире, где магия не прекратила своего существования, а животные умели говорить..."
    • Пример забавной истории: "Я довольно тихий и домашний, как кот, да? А вот мой сожитель в общежитии был тем еще тусовщиком".
  3. Наращивайте и ослабляйте напряжение. Конечно, основная сюжетная линия будет становиться все более напряженной, доходя до кульминации, после чего действие будет клониться к завершению. Однако вам также стоит ослаблять напряжение между наиболее сильными моментами. В противном случае история будет казаться скомканной или слишком схематичной. В реальной жизни существуют моменты, заполняющие пробелы между событиями. То же самое касается историй. Таким отступлением может стать описание сцены, небольшие отступления для добавления деталей или шутка, чтобы добавить истории изюминки.

    • Пример сказки: "Мотылек подлетел к высокой белой свече, где во всей своей красе полыхало Пламя. Мотылек почувствовал удар где-то в районе желудка и любовь пробудилась в нем. Конечно, герои не спасают принцесс в один день, и Мотылек провел много восхитительных ночей, все больше влюбляясь в Пламя".
    • Пример забавной истории: "Наступил новый год, и мы переехали в новый район, милый и … небезопасный. Так что я практически все время жил в режиме чрезвычайного положения. Кстати, это неплохо стимулирует кровяное давление".
  4. Сконцентрируйтесь на главном. Во время рассказа истории, очень важно включать в повествование детали, чтобы создать эффект погружения. Однако история не должна получиться бессвязной и затянутой. Поэтому очень важно делать акцент на главном. Опустите незначительные детали и оставьте те, что придадут истории пикантности или сделают ее понятнее.

    • Старайтесь не забегать вперед и не тормозить на месте, при необходимости добавляйте детали, чтобы увидеть ответную реакцию публики. Если им становится скучно, ускоряйтесь и переходите к главному.
  5. Повествование должно протекать логически. Именно здесь очень важно не только знать историю, но и правильно ее преподать. Вы наверняка встречали людей, которые постоянно прерывают свой рассказ словами: “Ой, я забыл(а) сказать…”. Да, не нужно быть таким человеком. Не останавливайтесь, чтобы вернуться назад. Это отвлекает внимание слушателей и путает их. История должна протекать плавно и логически.

    • Если вы забыли что-то упомянуть, влейте деталь в рассказ без прерывания основной линии. Например: “Теперь Крысолов охотился за деньгами города не просто так. Ведь ранее с ним была заключена сделка".
  6. Повествование должно иметь понятное завершение. Очень неловко, когда слушатели не уверены, закончили ли вы рассказ или нет. Так что концовка в вашей истории должна быть ярко выражена. Существует несколько вариантов завершения, например:

    • Задайте вопрос и ответьте на него. “Не безумие ли это? Поэтому я не собираюсь повторять это снова”.
    • Выведите мораль. "Это, леди и джентльмены, прекрасный пример того, почему не стоит брать своего кота на работу".
    • Тщательно подбирайте тон повествования и манеру речи. Старайтесь говорить громче и быстрее, накаляя обстановку, а затем понижайте голос и замедляйтесь, показывая, что вы подошли к концу.

    Часть 2

    Использование голоса и тела
    1. Создайте персонажей. Пусть герои вашей истории звучат по-разному. Если вы будет вживаться в разные роли, вы избежите унылого и раздражающего пустого повествования. Вы также можете сделать историю более реальной. Играйте с акцентом, речью, голосами людей. Вы можете добавить комичности, пародируя глупые или стереотипные голоса.

      • Например, передавайте голос отца чрезмерно глубоким и хриплым звуком, добавляя в диалоги особую изюминку: “[Важная часть истории] … А еще я собираюсь в гараж, чтобы построить платформу. Или часть платформы. А может быть, я посмотрю ТВ-шоу, где строят платформы".
    2. Сделайте свое повествование "большим" или "маленьким". Подбирайте звук голоса так, чтобы он был уместен в той или иной части рассказа. Меняйте интонацию, тон, громкость, чтобы история звучала спокойной или захватывающей, в зависимости от сюжета. Ускоряйтесь и говорите чуть громче ближе к концу. Замедляйтесь в самом конце.

      • Вам также следует поэкспериментировать с драматическими паузами. Недолгое молчание и выражение лица могут сделать историю значительно интереснее.
    3. Контролируйте свое выражение лица. Если вы хотите стать действительно великим рассказчиком, вы должны овладеть способностью создавать и менять выражение лица в зависимости от хода сюжета. На вашем лице фактически должна разворачиваться вся история. Если вы действительно хотите этому научиться, посмотрите видео на Youtube, введите в поисковик: John Stewart или Martin Freeman.

      • Помните, выражение лица имеет более 3 оттенков. Вы можете создать по-настоящему живые эмоции при помощи очень специфичной мимики.
    4. Говорите своими руками. Умение говорить жестами может превратить вас из действительно скучного и нудного рассказчика в человека, который приковывает все внимание в комнате. Руки передают эмоции. Руки приковывают внимание аудитории. Руки создают ощущение действия. Если вы не используете все тело, по крайне мере жестикулируйте руками во время рассказа.

      • Конечно, не стоит перебарщивать. Не нужно кого-то бить или опрокидывать свой напиток. Или выплескивать его в лицо.
    5. Играйте историю. По возможности, двигайтесь всем телом во время рассказа. Не нужно воспроизводить каждое движение, однако в ключевых моментах стоит задействовать все тело, чтобы приковать все внимание слушателя. Это также добавляет комедийный эффект.

      • Посмотрите на поведение известных людей и их мимику и жесты. Например, введите в поисковике: Groucho Marx, Rodney Dangerfield, Conan O"Brien и Robin Williams.

Структура истории

В самом упрощенном виде структура истории выглядит так:

Начало (завязка) - описывает ситуацию и задает основу истории, знакомит нас с героями, устанавливает их взаимоотношения и обозначает невыполненное желание героя, которое будет удерживать интригу.

Середина (конфронтация) - разворачивает драматическое действие, возникающее из некоей конфронтации: главный герой сталкивается с какими-то препятствиями, которые не позволяют ему достичь своей цели.

Конец (развязка). Развязка не означает конец, а скорее разрешение проблемы. Добился ли главный герой успеха или провалился? В любом случае герой выходит обновленным.

Точки, в которых начало переходит в середину, а середина - в конец, называются «кульминационными точками фабулы». Такими точками могут стать любые происшествия, эпизод или событие, которые закручивают историю в совершенно ином направлении. Каждая точка подталкивает историю к переменам, к развитию.

Вот какой шаблон с примером, который поможет превратить информацию в историю, предлагает использовать Нэнси Дуарте в своей книге «Resonate».

1. Помните о пяти главных элементах истории: обстановке, персонажах, диалогах, конфликте и интриге. Обязательно опишите обстоятельства, в которых происходит развитие событий, не забудьте уделить внимание героям и тому, о чем и как они говорят. Снабдите персонажей мнением. Пассивные и покладистые персонажи никого не привлекают. Пробуйте использовать неожиданные повороты сюжета. Удивление вызывает высвобождение адреналина в мозге, что усиливает формирование памяти. Ну и, пожалуй, самое важное - не забывайте про конфликт. Если нет конфликта, нет и истории.

2. Покажите свою историю. Нет, речь не идет о картинках или слайдах. Вам просто нужно использовать слова, которые помогут вовлечь как можно больше органов чувств ваших слушателей. Например, описывая место действия, сделайте так, чтобы ваша аудитория почувствовала запахи, увидела картинку и услышала звуки, которые раздаются вокруг. Чем больше органов чувств вы сможете задействовать, тем сильнее человек сможет вжиться в вашу историю, а значит, тем большее воздействие она на него окажет. Описывайте все так, будто это происходит у вас на глазах.

Некоторые кондитеры покупают не брикеты, а шоколадную массу, но я люблю готовить смесь своими руками. Возня с необработанными тусклыми блоками шоколадной глазури беспредельно завораживает: дробишь их вручную - я никогда не пользуюсь электрическими миксерами, - ссыпаешь в большие керамические чаны, плавишь, помешиваешь, то и дело старательно измеряешь температуру специальным термометром: пока смесь не получит достаточно тепла, чтобы случилось превращение. Есть нечто магическое в процессе преобразования шоколадного сырья в лакомое «золото дураков», волнующее воображение обывателя. Возможно, даже моя мать оценила бы мой труд. Работая, я дышу полной грудью и ни о чём не думаю. Окна распахнуты настежь, гуляют сквозняки. На кухне было бы холодно, если бы не жар, поднимающийся от печей и медных чанов, если бы не горячие пары тающей шоколадной глазури. В нос бьёт одуряющая, пьянящая смесь запахов шоколада, ванили, раскалённых котлов и корицы — терпкий грубоватый дух Америки, острый смолистый аромат тропических лесов. Вот так я теперь путешествую - как ацтеки в своих священных ритуалах. Мексика, Венесуэла, Колумбия. Двор Монтесумы. Кортес и Колумб. Пища богов пузырится и пенится в ритуальных чашах. Горький эликсир жизни.

3. Влияйте на эмоции аудитории. Никакие факты не имеют значения, пока вы не установите с аудиторией эмоциональную связь. Что бы мы ни чувствовали: печаль, радость, испуг - все это помогает нам ощущать себя более живыми. Решения чаще всего принимают на основе эмоций, к которым потом подбирают аргументы, чтобы они казались более логичными. Поэтому важно, чтобы ваша история вызывала эмоции у аудитории. Думайте о том, что должны почувствовать другие люди, которые услышат или прочитают вашу историю, и затем преподносите информацию так, чтобы это сделать. Вспомните ситуации, когда вы сами испытывали такие эмоции. Это укрепит связь между вами и аудиторией, и она начнет относиться к вам с большим доверием и искренностью. Личный каталог историй, связанных с самыми различными эмоциями, - источник весьма полезный, заведите себе такой.

4. Начните историю с середины, с самого интересного момента. Жизнь проходит в хронологическом порядке - и это скучно. События должны идти по нарастающей, но в эмоциональном смысле, а не в хронологической последовательности. Полезно записать все основные события истории на отдельных листах, которые затем можно будет перемешать, чтобы получить необычный порядок. Представьте, что вы кинорежиссер. Ищите моменты истины в вашей истории, которые помогут вам захватить внимание аудитории.

5. Рассказывайте только то, что важно аудитории. Не слишком растекайтесь мыслью по древу и не злоупотребляйте описаниями.

6. Используйте юмор. Юмор - мощный инструмент. Пара уместных шуток может изменить весь настрой аудитории. Смех не только заряжает аудиторию энергией, но также делает ее более внимательной к вам и вашему рассказу. Если конец истории должен содержать серьезный урок, то перенесите шутки ближе к началу. Один из лучших способов - рассказать о том, как вы попали в неловкую ситуацию (в детстве или на новой работе).

7. Не применяйте сложные слова и жаргон, который может быть не знаком вашей аудитории. Чем проще будет ваша история, тем лучше. Рассказывайте о том, что понятно людям, которые вас слушают.

8. Используйте метафоры и аналогии. Хорошо подобранная метафора позволит усилить воздействие истории и сделает ваш рассказ более понятным, особенно если вы пытаетесь донести какую-то сложную идею (например, аудит информационной системы можно сравнить с медицинским осмотром).

9. Рассказывайте о своих неудачах. Все ошибаются. Поэтому если история вашей жизни или компании выглядит идеальной, она не вызывает доверия. Куда интереснее будет, если вы расскажете о том, как совершили какую-то ошибку и чему смогли научиться в результате. Помните, что не вы герой истории, а ваша аудитория. Большинство людей, услышав о чужих проблемах, обычно вспоминают, когда что-то подобное происходило и с ними. С этого начинается сопереживание. Зрители любят ораторов, которые умеют посмеяться над собой. Позвольте себе быть уязвимым. Так вы сможете быстрее найти контакт с любой аудиторией.

10. Если вы застряли, сделайте список того, что НЕ может произойти. После этого вы обязательно найдете подходящий материал и сможете продолжить.

Упражнения: Как стать хорошим рассказчиком

Вот несколько упражнений, которые помогут вам стать хорошим рассказчиком, если вы будете практиковать их как можно чаще.

1. Вопрос «А что, если бы…»

Этот вопрос часто используют писатели, чтобы придумать сюжет для книги. Вот, например, что об этом пишет Стивен Кинг в своем произведении «Как писать книги: Мемуары о ремесле»:

«…в основе моих книг лежит не событие, а ситуация. Одни книги порождены простыми идеями, другие - посложнее, но почти все они начинаются с простотой магазинной витрины или восковой панорамы. Я ставлю группу персонажей (или пару их, или даже одного) в трудную ситуацию и смотрю, как они будут выпутываться. Моя работа - не помогать им выпутываться или вести их на ниточках в безопасное место, а смотреть и записывать, что будет происходить.

Достаточно сильная ситуация вообще снимает весь вопрос о сюжете, что меня вполне устраивает. Самые интересные ситуации обычно формулируются в виде вопроса «что, если». Что, если на небольшую деревушку в Новой Англии нападут вампиры? («Жребий») Что, если полисмен в захолустном городке Невады взбесится и станет убивать всех, кто попадется на глаза? («Безнадега») Что, если уборщица, подозреваемая в убийстве, которое ей сошло с рук (своего мужа), попадает под подозрение в убийстве, которого она не совершала (своего нанимателя)? («Долорес Клэйборн») Что, если молодую мать с сыном не выпустит из сломанной на дороге машины бешеный пес? («Куджо»)»

Почему бы и вам не использовать этот метод, когда придумываете историю, чтобы стимулировать мозг искать ответ. «А что, если бы…» можно применять к любому привычному объекту, его части или действию. Этот метод отлично развивает фантазию и фактически является спусковым механизмом любого творческого процесса. И чем более странные вопросы вы будете задавать, тем более интересный и оригинальный сюжет сможете придумать. А что, если бы животные были разумны и заводили людей в качестве домашних любимцев? А что, если бы на земле не было гравитации? А что, если бы ученые обнаружили еще одну обитаемую планету?

Возьмите чистый лист или откройте на компьютере текстовый документ, засеките на таймере 15 минут и в течение этого времени опишите все, что вам приходит в голову на один из вопросов «А что, если бы…» (можете взять любой из приведенных здесь примеров или придумать свой собственный).

2. Стратегия десяти случайных слов

Придумайте захватывающую историю, используя следующие слова:

  • Омуль
  • Кладбище
  • Пенек
  • Инопланетяне
  • Ведро
  • Карандаш
  • Архитектор
  • Голова

Подобным методом рекомендовал пользоваться известный сказочник Джанни Родари. Чтобы сочинить сказку, он предлагал выбрать наугад два слова и соединить их между собой. Это и считалось началом сказки. Допустим, «человек» и «джунгли». Самое банальное их соединение дает начало загадочной сказке «Маленький мальчик потерял родителей и остался один в джунглях» (получается что-то в духе Тарзана или Маугли). Дальше остается лишь раскручивать сюжет: «Кто его воспитывал?», «Как он проводил свои дни?», «Что случилось потом?» и т. д.

3. Специальные игры

Играйте с друзьями или детьми в игры, которые развивают навык рассказчика. Например, вот одна из них с красноречивым названием «Bla-bla-bla».

Сюжет игры завязан на историях, которые сочиняют сами участники. А помогают им в этом 240 игровых карт с разными темами.

4. Практика

Логично, чтобы стать хорошим рассказчиком, надо практиковаться. Как? Заведите дневник, в котором старайтесь описывать интересные события, которые произошли с вами в течение дня. Особенно эффективно это упражнение, если на первый взгляд ничего интересного и вовсе не происходило. Умение видеть необычное в обычном - полезный навык, который пригодится не только при рассказывании историй. +

5. Альтернативная история

Возьмите художественное произведение, которое вам нравится, или какой-нибудь фильм и попробуйте поиграть с сюжетом. Вы можете изменить какую-нибудь кульминационную точку и направить сюжет в другое русло, можете изменить концовку или ввести новых персонажей. Или сделать все и сразу. В любом случае получится интересно.

Вы хотите говорить убедительно, доступно и захватывать интерес слушателей с первых секунд? Как стать хорошим рассказчиком, убеждать других людей и защищать свои идеи?

Стремитесь ли вы стать более интересным собеседником? Приходилось ли вам выступать публично, убеждать в чем-то других людей, защищать свои идеи? Если вы хотите говорить убедительно, доступно и захватывать интерес слушателей с первых секунд – то вам просто необходимо стать хорошим рассказчиком.

Стив Джобс в своей самой знаменитой речи перед выпускниками Стэнфорда рассказал три захватывающие истории. Мартин Лютер Кинг использовал более десяти историй в своем выступлении “У меня есть мечта”. И даже Христос находил учеников, рассказывая притчи.

Речи этих людей изменили мир, и своим успехом они многим обязаны хорошим историям. Что же заставляет нас так верить рассказам?

Дело в том, что мы подсознательно настроены на восприятие историй, и воспринимаем их гораздо лучше чем сухие факты или статистику. Они намертво приковывают наше внимание к выступающему, поскольку услышав начало истории возникает непреодолимое желание узнать ее развязку.

Наш мозг во всем ищет смысл, а смысл хорошей истории открывается только в конце. Поэтому хороший рассказ действует подобно приманке, зацепившись за которую невозможно переключится на что-то другое, не дослушав до конца.

Как развить мастерство рассказчика

Можно ли научиться хорошо рассказывать истории? Многие думают, что это сложно, но если регулярно заниматься – вы сможете стать довольно интересным рассказчиком.

Вот несколько упражнений, которые помогут вам в этом.

1. Каждый день записывайте несколько историй. Пусть у вас войдет в привычку записывать вечером три истории, например, о прожитом дне. Делайте их краткими, но содержательными. Используйте максимальное число описательных характеристик (однако не “уплывайте” далеко в подробности о чем-то одном).

Например, можно сказать “стоял мужчина в серой куртке”, но лучше сказать – “стоял седоватый мужчина с аккуратной стрижкой, в хорошо лежащей серой куртке”. Это, кроме того, может быть интересным способом ведения дневника. Кто знает – может быть, когда-нибудь ваш дневник станет бестселлером.

2. Рассказывайте записанные истории вголос (но не читайте). Меняйте интонации и выделяйте определенные слова, чтобы сделать рассказ интереснее. Запишитесь на диктофон и проанализируйте запись – намного важнее то, кАк вы говорите, а не чтО вы говорите. Вы сами услышите свои ошибки.

3. Слушайте истории других ораторов (например, много ораторов на TED начинают свои выступления с историй).

4. Пишите истории чтобы доказать некоторую точку зрения.

Попробуйте составить истории, в которых мораль будет такова:

— нужно переступать через свой страх

— эмоции и симпатии действуют сильнее логических доводов

— принимая решение спешить нельзя

— (придумайте свою мораль)

Если вы действительно хотите научиться хорошо рассказывать истории, то нужно усердно работать, и теперь вы знаете как. В свой ежедневный план (у вас его еще нет? пора завести) внесите несколько упражнений из вышеперечисленных, например, “записать одну историю о сегодняшнем дне, придумать историю на заданную мораль и рассказать их вголос”.

Выполняя упражнения ежедневно, через месяц-другой вы сможете придумывать истории прямо на ходу, рассказывать о происшествиях захватывающе и оказывать мощное влияние на слушателей всего лишь рассказывая истории.


Речь – один из самых простых инструментов общения. Банально? Нет, потому что это один из сложнейших инструментов общения. И если вы умеете говорить красиво и интересно – это +1000 баллов к вашей харизме. Именно выразительная речь ведет за собой людей и превращает обычного человека в лидера. На самом деле, для того, чтобы понять, как научиться рассказывать интересно, не нужны ни ораторские тренинги, ни актерские курсы. Мы делаем себя сами.

Читаем

Как ни странно, но для обучения красивой речи нам больше нужно чтение и письмо. Кто, как ни классики, научат вас, как интересно рассказывать истории. Если Достоевский и Толстой кажутся вам скучными, то ищите хорошую современную литературу. Главное, чтобы написана она была хорошим языком. Хорошая пресса и интересные блоги тоже вам в помощь, тем более, что многие талантливые писатели современности их ведут активно.

Уделяйте внимание и литературе специализированной. Так вы и кругозор расширите, и словарный запас тоже. Почитайте классические труды, посвященные красноречию (и современные тоже), запоминайте новые слова и словосочетания, а если вам понравилось какое-то выражение, подслушанное на улице – не бойтесь брать в обиход.


Тренируйте письменные навыки

Они тоже научат рассказывать интересно. Возможно, вы не станете классиком, но дневник вам пойдет на пользу, как и личный блог. Передавайте эмоции, записывайте все самое интересное, что с вами происходило за день. Ведение дневников, кстати, не дает состариться мозгу, поэтому слабоумие вам точно грозить не будет.

Строим предложения правильно

Для этого не нужно возвращаться в школу и учить русский язык. Достаточно упомянутого выше полезного чтения и дневников. Хорошо, если в дневнике вы записываете не короткие фразы, а пространные рассказы со всеми деталями и диалогами. Если вас ждет выступление на публике, можете для начала записывать интересные слова и фразы, связанные с темой выступления. Можете послушать людей, которые умеют интересно рассказывать и перенять что-то из их манер, попробовать понять, как они делают истории интересными.

Увеличиваем словарный запас

В помощь нам снова-таки чтение самой разной литературы, а еще общение с людьми разных специальностей и увлечениями, от которых вы далеки. Старайтесь сразу же узнавать значение нового слова.

Ищите трудные книги, старайтесь делать их понятными для себя.

Выделяем главное

Возможно, вам лично интересна история с кучей подробностей, особенно если она вызывает приятные воспоминания. Но поверьте, большинство слушателей это сильно утомляет. Просто представьте, что читаете детектив с интереснейшим сюжетом и интригой, но написанный с зашкаливающим количеством подробностей и описаний. Он быстро вам наскучит. В своих историях выделяйте главное и отметайте все мелкие и не особенно нужные детали, иначе история будет очень занудной.

Для этого вам нужен лишь диктофон. А еще - ручка, чтобы записывать все ваши «это самое», «например», «как бы» и прочий хлам. Избавиться от них непросто, но попробуйте.

  • Учитесь выступать и рассказывать не только своим друзьям и домашним, но и при большом скоплении народа.
  • Уверенность в себе позволит держать вашу речь под контролем.
  • Тренируйтесь перед зеркалом, работайте над мимикой и жестикуляцией. В этом также поможет школа имиджа, актерские курсы и т.д. Но зеркало надежнее.
  • Тренируем и дикцию. Здесь снова в помощь театральная студия и головоломные скороговорки.
  • Если вы сумеете найти несколько интересных историй или моментов, то даже о сухих скучных фактах можно рассказать захватывающе.
  • Истории можно рассказывать по разному. Например, можно несколько интересных историй собрать вокруг главного сюжета. Они могут переплетаться друг с другом, но быть связанными с центральным рассказом.
  • Можно начинать рассказ с середины, с самой кульминации. Так вы людей заинтригуете и заставите себя слушать.

Практика

Начните тренировки в компании хорошего друга или кого-то из домашних. Сидя в комнате, выбирайте любой из объектов, которые в ней есть, хоть предмет мебели, хоть случайно оказавшаяся в спальне вилка. Начните свой рассказ об этом предмете и следите, чтобы он был конструктивным и связным, а еще – интересным. Также определитесь с промежутком времени, в течении которого будете рассказывать.

Начинаем с пяти минут, дальше можно ваше время и увеличить. Пускай слушатель оценивает ваш рассказ о вилке: бы ли он интересным, связным, информативным. Кстати, лекции в лекции на пять минут о вилке – это не так просто, как вы подумали. Особенно если в лекции нет повторов, междометий или отступлений. Важно, чтобы слушатель всегда был один и тот же и он мог наблюдать за вашим прогрессом.

Ощутив почву под ногами, начинайте рассказывать истории в компаниях или незнакомым людям.

Со временем это будет становиться все проще, а истории – все более захватывающими.