Запись специального ритма для подавления артикуляции. Ритм для скорочтения

ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ


Различают внешнюю и внутреннюю артикуляцию. Исследователи, изучающие механизмы речи, разработали различные методы подавления как одного, так и другого ее вида. Внешнюю артикуляцию подавить сравнительно легко, если создавать механические преграды для работы речедвигательных органов.

Для подавления внутренней артикуляции во время чтения существует несколько подходов. Один из них - создание самим читателем для своего чтения речевых помех (вслух или про себя во время чтения произносятся какие-либо звукословосочетания типа «ла-ла-ла», «но-но-но» и т. п. или же отдельные слова). Есть и такой подход: во время чтения обучающийся произносит короткий текст или его фрагменты, поговорку, скороговорку или легко запоминающуюся стихотворную фразу; ведет счет, например от 1 до 20, подсчитывает количество слов в тексте или же определенных букв. С этой же целью можно, читая, слушать спокойную музыку и следить за развитием мелодии. Она отвлекает внимание читающего от звуковой формы слов, а следовательно, от их произношения.

Упражнение в подобном чтении во всех случаях не предполагает досконального понимания текста и его усвоения. Здесь преследуется только одна цель - читать в таком режиме, чтобы постоянно создавалось препятствие для артикулирования.

Одним из самых эффективных методов борьбы с инерционной артикуляцией признается метод аритмического постукивания рукой в ходе чтения. В его основе - торможение речедвигательных анализаторов через центральные отделы коры головного мозга. Это можно объяснить тем, что центр управления рукой и центр речи в коре головного мозга находятся рядом. И если чтение сопровождается выстукиванием рукой, то в зоне коры больших полушарий возникает эффект индуктивного торможения работы речедвигательных органов и проговаривание слов во время чтения становится невозможным.

Показательным является следующее обстоятельство. Если попробовать читать текст вслух и одновременно выстукивать ритм, даже самый элементарный, можно убедиться, что совместить два таких действия не удастся. Как только произносится вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается, и наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое слово невозможно. Небезынтересным в этой связи оказывается также тот факт, что артикуляция почти угасает при списывании текста - в коре головного мозга, когда пишет рука, также вызывается индуктивное торможение в зоне артикуляции.

Метод выстукивания ритма в процессе чтения с целью

подавления артикуляции разработан советским психологом Н. И. Жинкиным и использован им при исследовании закономерностей внутренней речи. К этому приему и прибегают при обучении БИИЧ. Суть его заключается в следующем. Читая про себя, обучаемый выстукивает кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Ритм включает в себя двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта (рис. 1, 2).


Рис. 1. Нотная запись ритма.


Рис. 2. Пособие для проверки правильности выстукивания ритма. Стучать следует в среднем темпе.

Этот постоянно слышимый при чтении аритмический рисунок акустического воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений русской речи и тем самым становится надежным тормозом как для внешнего, так и внутреннего проговаривания. Помехи в данном случае возникают в силу того, что слова русского языка в речевом потоке имеют разноместное, перемежное ударение. И аритмическое равномерное постукивание в ходе чтения оказывается весьма серьезным препятствием для проговаривания слов в нужном ритме, темпе и интонации.

Тот факт, что аритмическое постукивание эффективно способствует артикуляции, находит еще и следующее объяснение. Ученые установили, что движение пальцев рук в ходе развития человечества оказалось тесно связанным с речью. В результате между движением руки и произнесением слов существует прямая и естественная связь. Здесь имеет место постоянное функциональное взаимодействие предметной и речевой информации, которое объяснено И. П. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.

Тренировочные упражнения в чтении с одновременным выстукиванием по рекомендации Н. И. Жинкина дают гораздо больший эффект, если тренирующийся придерживается следующих правил:

1. Ритм выстукивается тупой стороной карандаша или ручки, зажатых собранными вместе пальцами правой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку.

Читатель, у которого более активно работает всегда левая рука, должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него речевая моторная зона находится в обоих полушариях коры головного мозга.

2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти.

3. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное- обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

4. Читать следует ежедневно с одновременным выстукиванием ритма 1-1,5 часа. Если устали - делайте перерыв. Задача полного понимания прочитанного не ставится. Главное - сочетать процесс чтения с правильным выстукиванием ритма.

6. После усвоения этого упражнения первые 2-3 месяца при режиме быстрого чтения целесообразно выстукивать ритм один раз в неделю также по полчаса, чтобы упрочить и закрепить навык чтения в коде наглядных образов, без инерционной артикуляции.

Следует помнить, что в ходе подобной тренировки по освоению чтения с одновременным выстукиванием каждый обучающийся проходит качественно разные этапы по результативности данного упражнения.

Вначале большинство тренирующихся уже с первых минут чтения с одновременным выстукиванием ритма убеждается в возможностях реализации этих двух действий.

На втором этапе обучающийся приходит к выводу, что чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, но понять прочитанное невозможно.

На третьем этапе чтение с одновременным выстукиванием ритма у обучающегося получается, он понимает прочитанное, но запомнить его не удается. Это объясняется тем, что разрушается прежний стереотип чтения и сигналы из блока оперативной памяти направляются в долговременную память по иным, непривычным путям, сформированным многолетним опытом читателя.

Дальнейшая тренировка формирует новый нагляднообразный код и новые пути обработки текста на всем ее протяжении - от поступления информации в мозг и до закрепления в блоке долговременной памяти. Наконец наступает момент, когда чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритм вообще не замечается, как будто он вообще не существует. Текст понимается без труда, легко вспоминается прочитанное. Более того, прочитав текст и продолжая выстукивать ритм с закрытыми глазами, свободно можно изложить содержание прочитанного.

Данный этап свидетельствует уже о том, что у читающего сформировывается и закрепляется новый способ восприятия и обработки информации текста, развивается наглядно-образное представление без внутреннего прого-варивания. Обучающемуся необходимо и далее работать в данном направлении, чтобы код наглядных образов в механизме мышления стал преобладающим, сформировалась доминанта, обеспечивающая устои нового стереотипа чтения - без артикуляции. Это очень важное условие на пути освоения БИИЧ.

Тренируясь в подавлении артикуляции, читатель должен сам контролировать уровень своих достижений. При этом следует помнить, что постепенное повышение скорости будет доказывать понижение уровня артикуляции.

Показательно, что само по себе увеличение скорости чтения также способствует подавлению артикуляции. Поэтому эффективным упражнением для торможения артикуляции может быть такое чтение, когда читающий быстро ведет указательный палец вдоль газетной колонки текста и старается в таком же ритме прочитывать текст. Задача глубокого его понимания в этом случае также не преследуется, главное - осуществлять процесс чтения со скоростью, которую задает палец.

При тренировочном чтении с выстукиванием ритма рекомендуется работать с несложными текстами газетнопублицистического, общенаучного и научно-популярного стилей речи.

© Наталья Грэйс. Скорочтение. 2012
Фрагмент книги публикуется с разрешения автора.
Ссылка на первоисточник при цитировании обязательна.

Это упражнение на многозадачность. Оно не только увеличивает число Миллера, но и помогает повысить уровень внимательности и скорость мышления. Одной рукой вы придерживаете книгу, читая вслух, а второй рукой – какой вам удобнее – отстукиваете ритм. Если у вас есть музыкальное образование – хотя бы основы – вы быстро освоитесь. Но даже если и нет, при некотором упорстве вы достигните результата уже через несколько попыток. Один мой студент, предприниматель, зовут его Иван, рассердился на себя из-за того, что у него с первого раза ничего не вышло. Попросил неделю перерыва между встречами, чтобы идеально отрепетировать движения руки, отбивающей ритм. Через несколько дней он позвонил мне и сказал, что будет заниматься самостоятельно целый месяц и только потом приступит к следующему этапу обучения. Всем бы такое упорство! Кстати говоря, Иван очень успешный бизнесмен. Видимо, сказывается характер.

Ритм

Вначале читайте вслух под простой ритм наподобие ритма метронома. Оптимален ритм с частотой два удара в секунду. Вы его без труда освоите. Главное – не помогать себе головой при этом, как Мама Лошадь. Одна часть вашего мозга следит за движением руки и правильностью ритма, а другая – за чтением. Представляете, как легко вам будет читать, когда отпадет потребность выстукивать ритм? В каком-то смысле это упражнение напоминает тренировки лыжника, преодолевающего подъем коньковым шагом с мешочками песка – утяжелителями на ногах. Без утяжелителей бежать становится намного легче, как будто гора с плеч падает. Ту же роль выполняют гантели. Не поленитесь и прокачайте свой мозг по полной. Читайте под ритм!

Не стоит проговаривать про себя этот ритм. Нужно просто включить его и все. Рука должна работать как бы автономно. Стремитесь к тому, чтобы интервалы между ударами были одинаковы. При этом динамика вашего чтения не может быть все время постоянной, ведь вы не робот. Будут появляться паузы, в некоторых местах, напротив, возрастёт; иногда мы «подвисаем», задумавшись. Всё это будет
происходить при чтении вслух. А вот руке вашей не позволяйте филонить. Она должна работать над ритмом подобно автомату. Как бы ни менялась скорость проговаривания слов, рука знай, делает свое дело. Я иногда даже советую вообразить красный пульсирующий центр в голове, который управляет рукой по радиосвязи.

Получилось? Уверена, что да. Это относительно просто. Второй этап – усложнение ритма:

Раз, пауза, раз-два!

Раз, пауза, раз-два!

Этот ритм похож на стуки колес поезда. После освоения этого ритма берем более сложный.

Раз, пауза, раз-два-три!

Раз, пауза, раз-два-три!

Возможно, так вам будет понятнее:

Тук, пауза, тук-тук-тук!

Если после просмотра видео вам все равно не понятно, что такое чтение под ритм, объясню иначе. Помните анекдот:

- “Бабка, а ты правда живешь на стадионе?

Да-да-да!

Да-да-да-да!

Читайте под этот футбольный ритм, его каждый мальчишка знает. А если не знаете, приходите на в индивидуальном порядке. Помогу, чем смогу.

Не так давно на нашем ресурсе был опубликован очень , посвящённый скорочтению и различным его аспектам. Однако, несмотря на то, что тренинг вполне самодостаточен и продолжает пользоваться успехом у наших читателей, мы всё же решили в качестве дополнения к нему опубликовать отдельную статью, посвящённую именно теме подавления артикуляции во время чтения, ведь этот вопрос волнует огромное количество людей, любящих книги и увлекающихся чтением. Итак, приступим.

Немного о чтении и артикуляции

Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приёма и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е. принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочёл, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек.

Изучение процесса чтения показали, что всего возможны три варианта чтения:

  • Артикуляция – чтение с проговариванием читаемого текста вслух (характеризуется малой скоростью)
  • Чтение про себя – чтение с проговариванием читаемого текста про себя, т.е. со скрытой артикуляцией (возможна высокая скорость)
  • Чтение без артикуляции – чтение молча, с максимальным подавлением скрытой артикуляции, выражающейся в восприятии ключевых слов и основных смысловых рядов (самый совершенный и быстрый способ чтения)

Очевидно, что любая артикуляция существенно замедляет процесс чтения, и если есть желание научиться читать быстрее, то от неё нужно избавляться. Однако здесь возникает вопрос: не будет ли подавление артикуляции отрицательно сказываться на восприятии и осмыслении поступающей информации? Ведь далеко не секрет, что, например, когда требуется запомнить что-либо, человек несколько раз проговаривает это про себя, иначе говоря, просто заучивает. Здесь же можно привести в пример результаты научных изысканий в области внутренней речи при чтении одного из выдающихся отечественных психологов и специалистов в сфере психологии мышления и речи Александра Николаевича Соколова. Согласно им, как уже говорилось, внутренняя речь представляет собой мысленную речь, возникающую в момент сосредоточения на чём-либо, решения какой-то задачи, а также при чтении и написании. Эта внутренняя речь отличается от внешней тем, что произношение в ней носит беззвучный и свёрнутый характер. Внутренняя речь — это так называемые кванты мысли человека, реализующиеся другим кодом. Но слова в ней могут быть эффективно заменены зрительными образами и пространственными схемами, в которых группы из нескольких слов могут быть выражены одним словом, которое обобщает смысл всей фразы.

Также было отмечено, что люди, владеющие навыками быстрого чтения, могут изначально без проговаривания текста улавливать авторский замысел, а затем уже усваивать его на уровне внутренней артикуляции. Получается, что одновременно с высокой скоростью чтения текста, происходит и его глубокое понимание и усвоение – главная идея осознана изначально, а последующий текст служит её уточнением. Короче говоря, человек способен читать быстро и практически без артикуляции, и при этом понимать читаемый материал на 100%. Чтобы такому чтению научиться, нужно реализовать два этапа: сократить артикуляцию, если она имеет место быть и оказывает заметное влияние на процесс чтения, и овладеть особыми приёмами чтения, в которых текст воспринимается как отдельные блоки информации. Но т.к. статья посвящена именно артикуляции, мы не будем касаться методик быстрого чтения, а разберём несколько основных способов подавления внутренней речи.

Подавление артикуляции

Мозг человека обрабатывает огромную часть информации, воспринимаемой посредством зрения. Из этого следует, что именно на зрение ложится очень серьёзная и ответственная функция, однако нередко она связана и другими функциями, например, с двигательной и речевой, что отчётливо прослеживается при чтении. Множество людей подвержены во время чтения непроизвольной артикуляции, которая снижает его скорость и влияет на качество восприятия прочитанного материала. А полноценно воспринять прочитанное довольно сложно, когда вместе со зрительной функцией работает речевая. Следовательно, артикуляция — это помеха чтению. И подавить её можно посредством занятия речевой функции и своего внимания другими процессами.

Первый способ подавления артикуляции

Во время чтения можно вести отсчёт от единицы. Т.е., читая текст, проговаривать не слова, а считать: один, два, три, четыре и так до бесконечности. Это кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Причём, эта техника считается наиболее простой и результативной из всех, и применяется многими быстрочитающими людьми.

Второй способ подавления артикуляции

Этот способ основывается на произношении прочитанных слов с небольшой задержкой – каждое слово воспроизводится уже в то время, когда читается следующее. На практике это осуществляется сложнее, чем первая техника, и сделать это без тренировки под силу не каждому. В некоторых случаях овладеть этой техникой можно только при помощи специалиста.

Третий способ подавления артикуляции

Ещё один популярный и часто применяемый на практике способ. Он заключается в том, что во время чтения человек проговаривает какие-то стихи и куплеты из песен. Используя этот метод, человек программирует свою дикцию на произношение отвлечённого, но хорошо знакомого материала, что выполняется организмом гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного.

Четвёртый способ подавления артикуляции

Этот способ ещё называют «методом речевых помех». Смысл его заключается в том, что во время чтения нужно выстукивать рукой особый ритм:

  • Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек

Данный ритм нужно выстукивать как можно чётче, т.к. концентрация внимания происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее без артикуляции.

Пятый способ подавления артикуляции

Во время чтения можно сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи специально настроенного метронома, который будет задавать темп.

Шестой способ подавления артикуляции

Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает большая часть мозгового двигательного центра, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми. Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание. К примеру, читая книгу, можно время от времени отводить назад согнутую в локте левую руку или выпрямлять поочерёдно по одному пальцу правой руки.

Седьмой способ подавления артикуляции

Согласно этому способу, чтение должно происходить под специально подобранный темп, который не может быть совместим с проговариванием или же усложняет его. Нужно выбрать для себя такой темп чтения, когда слова будут успевать восприниматься только визуально и речевая функция просто не успеет быть задействована. Поиск подходящего темпа производится экспериментальным путём.

Восьмой способ подавления артикуляции

Данный способ одновременно и приятен и полезен – это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и не навязчивая. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии.

И ещё один способ , направленный на борьбу с артикуляцией – создание помехи. Читая текст, нужно держать у губ палец, словно вы хотите показать кому-то жест «тише». При прочтении нужно контролировать губы и легко скользить взглядом по тексту. Для начала можно выполнять это упражнение на малой скорости, постепенно повышая её. Но повышать скорость следует лишь тогда, когда вы уверены в том, что смысл текста полностью понимается на предшествующей скорости.

Таковы основные способы избавления от артикуляции при чтении. Выполняйте их — и результат не заставит себя долго ждать. Но помните, что ни один из способов не должен стать привычным и применяться на автомате. Главная задача – поставить себя в максимально неудобное для проговаривания текста положение. Поэтому, применяйте разные методы, усложняйте их и пробуйте всячески модифицировать. Со временем вы сможете добиться того, что любая артикуляция при чтении будет сведена к минимуму и для этого вам уже не будут нужны никакие техники.

Если вы не знакомы с нашим основным тренингом по скорочтению, то можете перейти по ссылке, а также можете изучить интересные и , посвящённые данной теме.

Цель урока - использование метода аритмического посту­кивания для сокращения артикуляции и формирования нового нейродинамического кода восприятия и обработки информации.

Что такое артикуляция?

Исследования Н.И. Жинкина показали, что чтение, по суще­ству, - два одновременных процесса: приема и выдачи речи. Это означает, что при чтении письменную речь (текст) человек принимает и перерабатывает. По окончании чтения читатель формирует свое представление о прочитанном: как бы выдает результат обработки текста, в которой непременно принимают участие речевые процессы. Именно от того, как они организо­ваны, зависит скорость чтения.

Возможны три основных способа чтения. Первый способ -артикуляция или проговаривание вслух (или почти вслух) того, что читаешь. Скорость такого чтения невелика. Второй способ -чтение про себя, при котором речевой процесс проявлен в форме внутренней речи, т.е. без открытой артикуляции. Текст при этом усваивается более эффективно. Способ в принципе допускает быстрое чтение. И наиболее совершенный способ чтения - тоже молча, но в условиях максимального сжатия внутренней речи, при котором она проявлена в виде коротких залпов ключевых слов и смысловых рядов, адекватно отражаю­щих смысл текста.

Итак, артикуляция замедляет процесс чтения, и от нее необ­ходимо избавиться. Однако не приведет ли сокращение арти­куляции при повышении скорости чтения к снижению качества восприятия и осмысления получаемой информации? " Как показали исследования психологов, иногда при чтении слова могут быть заменены наглядными зрительными пред­ставлениями, пространственными схемами, целые группы слов - одним словом.

Быстро читающие люди обладают способностью не прого­варивая читаемый текст сразу улавливать и фиксировать замысел автора, а затем усваивать его на уровне внутренней речи. В этом случае, несмотря на высокую скорость чтения, происходит глу­бокое понимание и усвоение прочитанного, так как основная идея понятна с самого начала. Задачу научиться такому чтению можно решить в два этапа. Первый предполагает сокращение артикуляции, если она ярко выражена, второй – овладение приемами чтения, при которых текст воспринимается круп­ными информативными блоками.

Как известно, людей по способу восприятия и переработки информации делят на два типа: зрительный и слуховой. Люди зрительного типа при чтении используют код наглядных образов, тогда как люди слухового типа применяют менее производи­тельный код речедвижений. Наблюдения за людьми, читающими быстро, показывают, что они, как правило, относятся к зритель­ному типу. Вот, например, как описывает О. Бальзак процесс быстрого чтения: «Впитывание мысли в процессе чтения до­стигло у него способности феноменальной. Взгляд его охватывал семь-восемь строчек сразу, и разум постигал смысл со скоро­стью, соответствующей скорости глаз. Часто одно-единственное слово позволяло ему усвоить смысл целой фразы».

Направленным обучением можно практически любого здо­рового человека научить в процессе чтения использовать код наглядных зрительных образов при соответствующем сокра­щении артикуляции.

Речь внешняя и внутренняя

Из различных методов сокращения артикуляции наиболее эффективным является метод центральных речевых помех, или метод аритмического постукивания. Этот метод разработан Н.И. Жинкиным и использован им при исследовании законо­мерностей внутренней речи. Понятие внутренней речи для нас очень важно, поэтому давайте разберемся более подробно с тем, что же такое внутренняя речь. АА Леонтьев считает, что «внутренняя речь - это речь, которая обслуживает только мы­шление и не служит, как другие виды речи, целям общения. Классический пример внутренней речи можно встретить в любом классе любой школы в тот момент, когда учитель от­крывает журнал, чтобы начать опрос. Он говорит в раздумье (обычно про себя, по иногда вслух): «Александрова я уже спра­шивал вчера... Белова только что пришла после болезни... Васи­льева спрошу в следующий раз...»

«Обычно про себя, а иногда и вслух», - сказали мы. Вы, ве­роятно, тоже припомните случаи, когда, решая сложную мыс­лительную задачу, и вы начинали рассуждать ВСЛУХ. Кстати (в подтверждение теории умственных действий), маленький ребенок совершенно не умеет рассуждать про себя: всякое рассуждение он старается производить во всеуслышание, чем иногда крайне смущает взрослых. Внутренняя речь всегда развивается из речи внешней. Многие психологи думают даже, что внутренняя речь - это скрытая форма внешней речи, т.е. что мозг продолжает подавать необходимые сигналы в губы, гортань и другие органы речи, но эти сигналы слишком слабы, чтобы заставить язык произносить слова. НИ.Жинкин доказал, что чаще всего внутренняя речь вообще перестает быть речью:

мы начинаем оперировать не речевыми единицами - звуками, словами, предложениями, а зрительными образами, обобщен­ными схемами и т.д. Доказывается это очень простым способом, с помощью ритмическою постукивания. Суть в том, что внешняя речь развертывается во времени: слова произносятся последо­вательно, одно за другим, на каждое тратится доля секунды, различная доля, в зависимости от длины слова. Так вот, когда человек говорит вслух, ему трудно монотонно постукивать, он сбивается с ритма. Когда человек читает, он тоже мысленно произносит слова и тоже сбивается. Но в большинстве случаев постукивание не мешает и само тоже не нарушается: значит, внутренняя речь не развертывается во времени, как внешняя. Иначе говоря, речь как бы растворяется в мышлении человека, порождая в нем, правда, то, чего раньше не было, - образы и схемы. Происходит процесс формирования новой системы перекодирования. Эта система обеспечивает при чтении текста его полноценное понимание уже не за счет проговаривания и внутреннего прослушивания каждого слова, а принципиально иным способом, основанным на использовании ярких нагляд­ных образов.

Итак, только сокращение артикуляции обеспечивает на­стоящее быстрое чтение. Как же освоить, сформировать новый способ чтения? Мы предлагаем вам изучить и затем многократно выполнить упражнение, которое мы назвали «выстукивание ритма». Суть его в следующем. Читая про себя, вы выстукиваете кистью руки специальный ритм, не соответствующий обычной ритмике русской речи. Он включает в себя двухтактное посту­кивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором и со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта.

Постоянно слышимый аритмический рисунок акустичес­кого воздействия разрушает привычный ритм естественных мелодических речедвижений при чтении русского текста, т.е. становится помехой для любой артикуляции - и внешней, и внутренней. Помеха возникает оттого, что слова в русском языке, составляющие речевой поток, обладают разноместным "ударением.

Главная особенность этого метода в том, что на деятельность речевых органов (губы, язык, глотка, гортань) непосредственно никакого воздействия не оказывается, все механизмы речеобразования остаются свободными. При выстукивании рукой специального ритма в коре головного мозга возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным про­изнесение читаемых слов, т. е. сокращает периферическую артикуляцию из центра. Чтобы разобраться в том, как это про­исходит, посмотрим, какие зоны мозга управляют процессами речи и ее пониманием.

В 1861 г. французский ученый П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобных извилин.(рис. 14) человек перестает членораздельно говорить и издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать, то, что говорят другие. Здесь находится речевая моторная зона, или зона Брока. У пишущих правой рукой она находится в левом полушарии мозга, у левшей в большинстве случаев - в правом.

Слуховая область

В 1874 г. другой французский ученый Э. Вернике установил зону сенсорной речи. Поражения верхней височной извилины приводят к тому, что человек слышит слова, но перестает их понимать. Здесь учитываются логические связи слов с пред­метами и действиями, которые слова обозначают. При этом больной может механически повторять слова, не понимая их смысла. Такую зону мозга назвали зоной Вернике.

В зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные в течение жизни человека звуковые образы слов. Конечно, они находятся там не в виде цепочки закодированных слов (такое хранение неэкономично), а в виде так называемых нейронных следов звуковых образов. Всю жизнь человек поль­зуется этой картотекой. Для нормальной работы мозга большое значение имеют мышечные ощущения, возникающие при ар­тикуляции. Для быстрого же чтения сокращение артикуляции - обязательное условие. Очевидно, для его выполнения необходимо найти средство воздействия на зону Брока в про­цессе чтения, с тем чтобы преградить путь управляющим импульсам, поступающим из этой зоны для формирования артикуляции.

Как установили ученые, движения пальцев рук в ходе разви­тия человека оказались тесно связанными с речью. Исследова­ния ленинградского профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влия­нием импульсов, поступающих от пальцев рук Наблюдая детей в возрасте 10-12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончиках пальцев.

Известно, что речь-вторая сигнальная система и она нам от рождения не дана. Если ребенка не учить говорить, он будет немым. М. Кольцова рекомендует специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей б-7-месячного возраста. В резуль­тате ребенок гораздо раньше начинает произносить полные слова, обычно трудные для этого возраста. Таким образом, суще­ствует прямая связь между движением руки и произнесением слов. Значит, здесь есть постоянное функциональное взаимо­действие предметной и речевой информации, которое объяс­нено И. Павловым как взаимодействие первой (предметной) и второй (речевой) сигнальных систем.

Приведем примеры трех различных способов коммуникации:

зрительного, слухового, двигательного.

Представьте себе, что вы беседуете с приятелем, который пришел к вам по делу. Обсудив все вопросы, вы распрощались с ним. И вдруг вспомнили, что забыли сказать нечто важное. Нужно вернуть его. Как это сделать, используя каждый из названных способов коммуникации?

Зрительный. Быстро набросав фломастером плакатик:

«Вернись, пожалуйста!», вы выходите на балкон и показываете его приятелю, который, выйдя из подъезда, обернулся на про­щание помахать рукой. Увидев вас, он удивился странной форме общения, но все же выполнил вашу просьбу.

Слуховой. Выйдя на балкон, вы просто кричите: «Вернись, пожалуйста!»

Двигательный. Выйдя на балкон, вы делаете выразительное движение рукой, призывающее приятеля вернуться.

Итак, три разных способа коммуникации, а результат один -сообщение принято, понято и реализовано. Разобранные при­меры - прямая аналогия с чтением. Различие лишь в том, что при чтении мы принимаем сообщения и от нас в принципе зависит, каким способом (в каком коде) этот прием реализовы­вать: зрительном, слуховом или двигательном. Вместе с тем из всего этого можно сделать вывод: если движения рукой позволяют реализовать речевые коммуникативные действия, то, очевидно, такие движения, безусловно, возбуждают и опре­деленные отделы коры головного мозга, посылая туда соответ­ствующие импульсы. О том, что рука действительно играет большую роль в организации различных функций мозга, можно судить по рис. 15. Здесь показан условный человечек, так назы­ваемый гомункулус. Размеры различных частей его тела соот­ветствуют той части коры головного мозга, которая связана с анализом тех или иных ощущений, поступающих в мозг от различных частей тела.

Обратите внимание, какая большая часть коры головного "мозга вовлекается в активную деятельность каждый раз, когда кисть руки выполняет определенные действия, например выстукивает ритмы. При этом речедвигательный канал восприятия оказывается занят и пройти по нему встречным нервным им­пульсам уже нельзя. Теперь представьте себе, что, продолжая движения рукой (выстукивая ритм) и порождая при этом помеху в речедвигательном канале, вы начинаете читать про себя текст. Зону Брока охватывает отрицательная индукция из-за помехи, и канал для прохождения управляющих импульсов закрыт. В этом варианте читать можно только в том случае, если чтение не сопровождается артикуляцией. Как только произносится "вслух читаемое слово, ритм сразу же сбивается. И наоборот, пока выстукивается ритм, проговаривать читаемое невозможно: зона Брока заперта, речедвигательный канал закрыт.

Приведенное объяснение, конечно, весьма условно, но оно отражает основную идею метода постукивания: ритмические движения рукой запирают речедвигательный канал, и артику­ляция практически становится невозможной. Естественно, возникает вопрос: неужели читающие быстро все время так и постукивают при чтении? Конечно, нет. Достаточно 20 часов почитать с постукиванием ритма, чтобы созрела и окрепла новая программа работы мозга, сформировался новый стереотипный код, обеспечивающий обработку поступающей по зрительному каналу в мозг информации без проговаривания.

Главное в освоении метода - правильно разучить и высту­кивать ритм, для чего необходимо вначале внимательно про­читать правила выполнения этого несложного упражнения, затем простучать сам ритм и многократно повторить его. Следует помнить, что эффект метода проявляется только в том случае, если читатель самостоятельно работает с текстом - непрерывно выстукивает ритм и контролирует правильность звучания на слух. Читать текст с выстукиванием можно только после того,

как выучен ритм. Для проверки правильности рисунка ритма надо контролировать его по нотной записи (рис. 16).

Как показывает опыт, при систематическом выполнении упражнений практически все обучающиеся достигают нужного эффекта. Для успешного подавления артикуляции, как правило, достаточно чтения с одновременным выстукиванием ритма в лечение 20 часов. Однако в зависимости от типа нервной системы.и других индивидуальных психофизиологических особенностей освоение упражнений протекает у некоторых обучающихся по-разному.

Правила выстукивания ритма для подавления артикуляции

Патент России № 2109347

А. Ритм выстукивается карандашом, зажатым в пальцах пра­вой руки, по твердой поверхности стола ударами в одну точку. Твердо, уверенно, четко.

Примечание. Левша должен выстукивать ритм одновременно двумя руками, так как у него наблюдается большая зависимость речи от функций обоих полушарий.

Б. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти. Локоть и кисть не должны лежать на столе.

В. При чтении с одновременным выстукиванием ритма главное - обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.

Итак, вы разучили ритм. Попробуйте простучать его непре­рывно в течение 2-3 мин. Вы не сбиваетесь. Отлично. Теперь проведем простой эксперимент. Начните выстукивать ритм, а затем одновременно с выстукиванием громко читайте вслух начало этой страницы сверху. Что у вас получилось? Вы сби­лись, читать вслух и одновременно выстукивать ритм - не­возможно, это противоречит законам физиологии человека, которые мы разбирали. Теперь снова начните выстукивать и одновременно читайте начало этой страницы, но уже про себя. В этом случае удастся читать, но очень медленно, и трудно по­нять прочитанное. Это закономерно. Такова особенность этого упражнения.

С. какими проблемами вы столкнетесь в процессе выполнения этого упражнения, как преодолеть их, какие фазы, стадии вы пройдете в процессе освоения упражнения «стук-ритм» - об этом будет подробно рассказано в следующем уроке. А пока обращаем ваше внимание, что освоение упражнения с выстукиванием ритма глубоко индивидуально. Но во всех случаях оно дает по­ложительный результат только при условии правильного его выполнения.

Напоминаем обязательные компоненты правильного выпол­нения упражнения.

А. Текст читать про себя с одновременным выстукиванием ритма. В целях повышения эффективности упражнения реко­мендуем всем учащимся выстукивать ритм при чтении про себя одновременно двумя руками после того, как вы начитаете с од­новременным выстукиванием ритма одной рукой 10 часов.

Б. Обязателен постоянный слуховой контроль за правиль­ностью и непрерывностью выстукивания ритма. Представьте себе, вы едете на велосипеде, мотоцикле, автомобиле. Вы уве­ренно держитесь и управляете своим транспортом. Но все же иногда вы обязательно осматриваете дорогу сзади, в зеркало заднего вида, все ли там в порядке.

Нечто подобное необходимо выполнять и здесь. В перерывах между абзацами текста прислушайтесь к ритму, все ли у вас пра­вильно, а затем, как бы забыв о нем, вновь продолжайте чтение, концентрируя свое внимание на содержании читаемого текста.

Возможны два способа контроля ритма. На первом этапе, когда мы читаем до 10 часов, ставим задачу: ритм-стук слушать. А затем, на заключительном этапе, мы ставим задачу: ритм-стук слышать. Что значит слушать? Это значит вслушиваться, в каждый ритмический удар, контролировать каждый ритм. Это оправ­данно на начальном этапе. Уже после 10 часов, когда у вас вырабатывается автоматизм, вы как бы краем сознания, краем уха контролируете: правильно ли выстукиваете ритм, сосредо­тачивая внимание на выявлении смысла читаемого текста. Это и есть режим контроля, когда вы ритм слышите.

Быстрое чтение и артикуляция несовместимы

Один из известных исследователей психологии творчества ЖакАдамар написал как-то письмо знаменитому А. Эйнштейну и попросил его рассказать о том, как он читает и понимает тек­сты. Вот что написал ему А. Эйнштейн: «Слова или язык, как они пишутся или произносятся, не играют никакой роли в моем механизме мышления. Психические реальности, служащие элементами мышления, - это некоторые знаки или более или менее ясные образы, которые могут быть по желанию» вос­произведены и комбинированы». Мы с вами можем сказать, что это яркий пример чтения при отсутствии артикуляции.

Артикуляция - главный враг быстрого чтения. Выполняя упражнение с выстукиванием ритма, вы убедились в том, что подавление артикуляции при таком способе чтения вызывает перестройку механизма мышления. Какова же природа упраж­нения? Внешне, казалось бы, очень простое, оно вызывает глубинные преобразования в структуре умственных действий. .В мозге происходят сложнейшие интегративные процессы. Изменяется сама процедура приема и переработки информации. Совершенно иначе организуются понимание и запоминание прочитанного.

Давайте попробуем разобраться в этих явлениях. Как мы уже отмечали, чтение тесно связано с речью. Именно от ее ор­ганизации, а точнее, от реализации внутриречевых процессов зависят скорость и эффективность чтения. Доктор психологи­ческих наук Т.Н. Ушакова отмечает, что речь представляет собой «некоторый аппарат, переводящий смысл в слова, причем этот аппарат находится в тесной связи с сознанием и эмоциями человека; важной его особенностью является наличие в нем языковой системы, производимой сообществом людей и инди­видуально усвоенной и используемой каждым человеком».

Исследования психологов позволяют по-иному взглянуть и на понятие внутренней речи, которая является центральной в психологии чтения. Как отмечает Т.Н. Ушакова, термином «внутренняя речь» обозначается психофизиологический про­цесс, который характеризуется активизацией речевых меха­низмов при отсутствии выраженных речевых проявлений (внешней речи). Внутриречевые процессы качественно отличны от внешней речи и образуют се необходимую основу. Наибо­лее веским основанием для этой точки зрения служит тот факт, что обычная речь человека выражает определенный смысл и использует ранее усвоенный язык с его системой знаний и правил. Чтобы ее организовать по правилам языка и в соответ­ствии со смыслом, который человек хочет выразить, необходим специальный интегративный процесс (на нынешний день для науки глубоко таинственный). Этот процесс происходит по­средством механизмов, сложившихся в мозге человека при усвоении языка и речевого опыта, и опережает произносимую речь, по отношению к которой он является скрытым, внутриречевым. Чтение представляет собой обратный процесс - прием (усвоение) письменной речи, что позволяет говорить о полной аналогии с процессом порождения (говорения) речи.

Внутриречевые процессы по своим характеристикам не могут быть идентичны внешней речи (т.е. быть «проекцией внешней речи»), потому что они «порождают» произносимую речь и сами организуются в соответствии с законами работы мозга, законами высшей нервной деятельности человека. Тот случай, когда человек про себя произносит внутренние монологи, представляет особый вариант речи, по существу мало отличаю­щийся от громко произносимой и вряд ли даже заслуживающий названия внутренней речи. Он представляет собой не что иное, как пример чтения с ярко выраженной артикуляцией.

Если говорить о специфике процессов, происходящих при выполнении упражнения «выстукивание ритма», то очевидно, что их следует искать в перекодирующих механизмах или в реа­лизации различных способов кодирования сигналов, при обра­ботке поступающей в процессе чтения в мозг информации. Чтение с одновременным выстукиванием ритма ставит мозг в условия, когда нужно решать типовые мыслительные задачи, но привычные средства их реализации отсутствуют. В этом состоянии мозг формирует новый нейродинамический код, обеспечивающий выполнение всего комплекса задач, связанных с чтением, но уже на качественно другом уровне. Как отметил академик А.А. Леонтьев, в этом случае «формируется какой-то другой код», основанный на зрительных или каких-то иных представлениях.

Наши многолетние наблюдения процессов сокращения артикуляции при чтении убедили нас в том, что каждый обучаю­щийся, правильно выполняющий упражнение «выстукивание ритма», последовательно проходит определенные этапы - фазы освоения упражнения. Предваряя вопросы о трудностях, кото­рые встретятся при его выполнении, необходимо разобраться в особенностях упражнения, чтобы эффективно решать задачу сокращения артикуляции. При этом будем опираться на рас­смотренные модели и закономерности речевого общения. Понимая условность разбираемой ниже модели преобразований в структуре умственных действий, мы считаем ее анализ чрез­вычайно полезным для обучающихся, ибо он дает наглядное пред­ставление о действительной эффективности упражнения с выстукиванием ритма. Кроме того, эта модель позволяет контролировать выполнение упражнения, видеть свои ошибки и недостатки.

Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма

На рис. 17 показана условная модель преобразований, про­исходящих в структуре умственных действий при выполнении упражнения с выстукиванием ритма. Обработка информации Ври чтении возможна в принципе двумя способами. Первый способ осуществляется с участием блока канала речеслухового анализатора (на рисунке изображен пунктиром). Это чтение с ярко выраженной артикуляцией. Как происходит дальнейшая обработка информации в таком режиме чтения, показано на схеме. Сигнал, поступающий из блока канала речеслухового - анализатора, обрабатывается в блоке оперативной памяти посредством речеслухового кода и выходит из «комнаты» опе­ративной памяти через «дверь», на которой написано «речеслуховой код».

Приступаем к выполнению упражнения с выстукиванием ритма. Вы читаете текст про себя и одновременно аккуратно и точно, в соответствии с правилами выстукиваете ритм. Такой

рис. 17. Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма

режим чтения исключает участие блока канала речеслухового анализатора - зона Брока закрыта. При втором способе сигнал после блока канала речедвигательного анализатора, минуя слу­ховой, направляется на дальнейшую обработку, которая на рисунке обозначена сплошной линией. И вот здесь нас ожидают первые трудности. Привычным способом обработки инфор­мации до сих пор был речеслуховой код. Однако поступивший сигнал на этот раз не несет с собой программу его обработки, так как миновал слуховой блок.

Итак, информацию нужно обрабатывать, а привычные средства ее усвоения отсутствуют. Что же делать? Как показано на рисунке, поступивший сигнал начинает «метаться» по «ком­нате» оперативной памяти. Он пытается пробиться через «дверь» речеслухового кода, но здесь его не пускают. Для про­хода нужно предъявить своеобразный «пароль», соответствую­щий этому способу обработки информации, а он его не имеет. Сигнал отскакивает от «двери» и продолжает поиски выхода.

Описанная ситуация соответствует первой фазе освоения упражнения с выстукиванием ритма: чтение и одновременное выстукивание ритма невозможно. Получается что-либо одно:

или чтение, или выстукивание ритма. Как правило, эта фаза действует недолго. Достаточно одного часа выстукивания ритма, и вы убедитесь в том, что попытки читать с одновремен­ным выстукиванием ритма увенчались успехом. Большинство же обучающихся уже на первых минутах чтения с одновре­менным выстукиванием ритма благополучно преодолевают первую фазу освоения упражнения.

Вернемся вновь к рис. 17. Итак, поступающая информация накапливается в «комнате» оперативной памяти, переполняет ее, но не обрабатывается. Наступает ситуация, о которой большинство обучающихся рассказывали так «Чувствую, что я читаю, глаза бегут по тексту довольно быстро, как будто все воспринимаю. Но в то же время осознаю, что ничего не могу понять из прочитанного. Голова как бы разламывается от жела­ния понять что-либо». Эта ситуация соответствует второй фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, но понять прочитанное нельзя.

Что же происходит дальше? Как уже отмечалось, потенциально любой человек несет в себе способность использовать различ­ные программы и коды умственных действий. Необходимо только создать условия, при которых бы эти способности проявились. В нашем случае как раз и наступают такие условия. При отсутствии известных ранее средств обработки информации мозг создает или выбирает из имеющегося запаса новый спо­соб кодирования поступающей информации. Как показано на рис. 17, сигнал, который метался по «комнате» оперативной памяти, вдруг наталкивается на «дверь» с надписью «код зри­тельных образов». Оказывается, эта «дверь» была здесь давно и вовсе не закрыта на «замок». Более того, поступающий сигнал уже имеет своеобразный «пароль» для прохода через нее. Сигнал начинает обрабатываться и поступает в блок долговременной памяти. Эта ситуация соответствует третьей фазе освоения упражнения: чтение с одновременным выстукиванием ритма получается, удается понимать прочитанное, но запоминание отсутствует. Таким образом, вы читаете текст с одновременным выстукиванием ритма. Чтение идет легко и свободно. Ритм не мешает. Вы хорошо понимаете прочитанное. Как правило, это бывает уже после 1-5 часов чтения с одновременным выстуки­ванием ритма. Однако вас ожидает новая трудность. Прочитав одну страницу текста и сделав перерыв, вы пытаетесь вспом­нить, что же вы прочли. И с удивлением для себя осознаете, что ничего не можете вспомнить. Возникает явление, которое пси­хологи называют «амнезия» - мгновенное забывание. В нашем случае это явление закономерно. Как показано на рис. 17, сиг­налы из блока оперативной памяти в блок долговременной памяти направлялись по привычным, сформированным многолетним опытом путям. Теперь же необходимо формировать иные пути, строить новые «нейронные сети» для обработки информации (на рисунке они показаны сплошной линией), которые вначале еще очень неустойчивы, вследствие чего легко разрушаются, создавая условия для появления амнезии.

Что же делать? Только одно - продолжать чтение с одновременным выстукиванием ритма, закрепляя достигнутое, формируя новый код и новые пути обработки информации на всем ее протяжении - от поступления в мозг и до закрепления ".в долговременной памяти. Как показывают наблюдения, для этого достаточно 15-20 часов чтения с одновременным высту­киванием ритма. Наконец наступает момент, когда вы почувст­вуете, что чтение с выстукиванием ритма идет легко и свободно. Ритма как будто вообще не существует. Вы его не замечаете. . Текст легко понимается. Закончив чтение, вы можете свободно -вспомнить прочитанное. Вы освоили принципиально иной способ чтения, при котором полностью отсутствует артикуляция. Это соответствует четвертой фазе упражнения с выстукиванием ритма: вы свободно читаете текст, все понимаете и можете вспомнить прочитанное.

Три случая освоения упражнения «стук-ритм»

Анализировать итоги выполнения упражнения имеет смысл только в том случае, когда вы начитали с одновременным вы­стукиванием ритма не менее 15-20 часов, почувствовали и проанализировали все четыре фазы освоения упражнения.

Теперь вам необходимо прочитать контрольный текст 4 с одновременным выстукиванием ритма, определить скорость чтения по известной формуле, и только после этого мы пригла­шаем вас к обсуждению итогов освоения упражнения с выстуки­ванием ритма. Как показывает опыт, по окончании выполнения упражнения в зависимости от ваших индивидуальных особен­ностей возможны три случая:

где Vв - скорость чтения с одновременным выстукиванием ритма при чтении текста 4;

Vб - скорость чтения без выстукивания ритма после чтения текста.

Равенство скоростей чтения с выстукиванием ритма и без него свидетельствует о том, что артикуляция у вас была выра­жена слабо. Но это вовсе не означает, что вы зря потратили "время. У вас сформировался и закрепился новый способ коди­рования, развились наглядно-образные представления. Вам необходимо и далее работать в этом направлении, стремиться к тому, чтобы код наглядных образов стал преобладающим.

2. Vв > Vб.

Рост скорости чтения с выстукиванием ритма означает зна­чительную артикуляцию.

Необходимы усилия при продолжении этого упражнения. Иногда приходится начитывать с одновременным выстукива­нием ритма 50-100 часов. Здесь необходимо добиться того, чтобы скорость чтения без выстукивания ритма сравнялась со скоростью чтения с одновременным выстукиванием ритма. Это будет означать, что новый код сформировался достаточно прочно и «работает» уже при чтении без выстукивания ритма.

Как же проверить решение этой задачи? Подберите текст, аналогичный по характеру и объему тому, который вы прочли с выстукиванием ритма. Прочтите его без выстукивания ритма. Если скорости чтения обоих текстов будут примерно одинако­выми, значит, у вас прочно сформировался новый нейродинамический код - код зрительных образов, сформировалось образное восприятие, а на этой основе - образное мышление.

В процессе сокращения артикуляции главное - не столько сокращение самой артикуляции, сколько решение задачи формирования нового нейродинамического кода, формирование невербального, бессловесного, образного мышления. Отныне старайтесь читать образами, развивайте свое воображение, используйте самый экономичный способ восприятия текста.

Несмотря на все ваши усилия, скорость чтения с выстукиванием ритма значительно ниже той, что была ранее. Это явный признак того, что вы допускаете ошибки в выполнении упраж­нения. Еще раз внимательно проверьте правильность выстуки­вания ритма. Ваша задача в конечном итоге - добиться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась ско­рости чтения без выстукивания ритм а.

Во всех случаях положительным итогом освоения упражнения в выстукиванием ритма мы считаем развитие ярких наглядно-образных представлений в процессе чтения.

Это закономерное явление, свидетельствующее о том, что в механизме мышления становится преобладающим код зрительных образов, эффективность которого была доказана выше.

Упражнение. Чтение с одновременным выстукиванием ритма

1. Необходимо ежедневно проверять правильность высту­кивания ритма. В течение недели читать с выстукиванием рит­ма 2-3 статьи, стараясь понимать читаемое в процессе самого "пения (третья фаза освоения упражнения).

3. Прочитать с выстукиванием ритма статью по специально­сти объемом не более 8 тыс. знаков, затем, продолжая выстукивать, закрыть глаза и мысленно изложить содержание прочитанного, отвечая на стандартные вопросы в соответствии с блоками интегрального алгоритма.

Домашнее задание

Первая неделя работы

1. Изучить и запомнить ритм. Добиться правильного высту­кивания ритма в течение 2-4 мин непрерывно. Только потом Продолжать упражнения.

2. Читать ежедневно с одновременным выстукиванием ритма 1-1,5 часа простые тексты. Задача полного понимания прочи­танного не ставится. Главное - постоянный контроль правиль­ности выполнения упражнения. В течение дня выбирайте время для чтения по 10-15 мин. Если устали, сделайте перерыв. Все время вспоминайте ритм. К концу недели необходимо начитать с одновременным выстукиванием ритма 4-5 часов.

3. Продолжать выполнять упражнение «Созерцание зеленой точки». При этом стараться видеть вверх и вниз по 3-4 строки текста по всей ширине страницы (напоминаем, видеть-это значить различать контуры слов).

4. Чтение всех текстов, кроме художественной литературы, осуществлять по блокам интегрального и дифференциального алгоритма. Читать без регрессий!

5. Дать письменные ответы на следующие контрольные во­просы:

О каких трех основных способах чтения говорится в учебнике? По какому признаку произведено это разделение способов чтения? Каким из этих способов читаете вы сейчас?

Почему сокращение (подавление) артикуляции не приводит к снижению качества восприятия и осмысления содержания читаемого текста?

К какому типу людей по способу восприятия и переработки информации (зрительному или слуховому) вы отнесли бы себя?

Ответы на эти вопросы запишите в своем дневнике освоения быстрого чтения.

Вторая неделя работы

1. Продолжать чтение текста с одновременным выстукива­нием ритма. Контролировать фазы освоения упражнения. После 10 часов перейти на чтение с выстукиванием ритма двумя руками.

Как мы уже отмечали ранее, для успешного подавления арти­куляции необходимо начитать с одновременным выстукиванием ритма 20 часов. Может оказаться, что этого времени вам будет недостаточно. Продолжайте упражнение до 40 часов. Случай не редкий в нашей практике. У вас обязательно получится. Главное -безусловное соблюдение правил выстукивания ритма.

3. Продолжать упражнение «Созерцание зеленой точки». Мы ставим задачу па этом этапе видеть одновременно с зеленой точкой 4-6 строк текста вверх и вниз по всей ширине текста независимо от того, предполагаете ли вы постепенное расши­рение от центра или идете от краев страницы к центру.

4. Прочитайте контрольный текст 4 с одновременным вы­стукиванием ритма. Подсчитайте скорость чтения и занесите ее на график изменения скорости чтения. Она получится значительно меньше предыдущей: все правильно, это закономерное явление, Его причины мы рассмотрели с вами выше.

Текст 4 «Мир человека и мир языка»,

1984г. Объем -1800 знаков

Что такое интеллект?!

Интеллектуальное поведение всегда предполагает выбор из нескольких возможностей.

Вот простейший пример: вам нужно попасть на другой конец города. Это можно сделать с помощью разных видов транспорта, но можно идти и пешком. Прежде чем отправиться в путь, мы оценим ситуацию, взвесим возможности, имеющиеся в нашем распоряжении, и, выбрав какую-то из них, наметим план действий. Иначе говоря, перед нами стоит определенная задача, но выбор правильного решения зависит от нас самих. Мы не автоматически удовлетворяем свою потребность (не интересуясь механизмом этого удовлетворения), а сознательно перебираем и сопоставляем друг с другом разные способы достижения цели. " Интеллектуальная деятельность в высшей степени типична для человека. Профессор Московского университета известный пси­холог А.Р. Лурия однажды подсчитал, что не менее семи восьмью человеческого поведения складывается из интеллектуальных актов и только одна восьмая - «чистые» условные и безусловные ре­флексы.

Каждый интеллектуальный акт состоит из трех частей, или фаз. Первая фаза - ориентировка в условиях задачи и выработки плана действий. Вторая - фаза исполнения или осуществления намеченного плана. И, наконец, третья - сличение получившегося результата с поставленной целью. В нашем примере первая фаза -это размышление о том, какой транспорт для нас выгоднее, срав­нение разных вариантов и выбор лучшего;

вторая - осуществление того или иного варианта и, наконец, третья - удовлетворение от того, что мы попали на работу вовремя. Как легко видеть, у человека первая и вторая фазы интеллектуального акта - не говоря уже о третьей - очень четко отделены Друг от друга. Человек сначала рассматривает наличные возможности, составляет план действий, а уже затем этот план осуществ­ляет. В этом его основное отличие (в том, что касается интеллек­туального поведения) от животных, например человекообразных обезьян.

А.А. Леонтьева

При подсчете скорости чтения вы обнаружили, что она к се­редине курса обучения (урок 4) снижается. Чем это вызвано? Урок 4, как мы выяснили, посвящен задаче подавления артику­ляции. Снижение скорости чтения на этапе подавления арти­куляции - явление закономерное. Артикуляция - главный враг быстрого чтения. Быстрое чтение и артикуляция несовместимы.

Подавление артикуляции означает переход на новую систему кодирования - код зрительных образов. Естественно, что одно­временно перестроить кодирование и повысить скорость чтения невозможно. Самый эффективный путь сокращения артикуляции - чтение с выстукиванием ритма. Главная задача, стоящая перед вами, - добиться того, чтобы скорость чтения с выстукиванием ритма равнялась скорости чтения без выстуки­вания ритма. Запомните! Упражнение с выстукиванием ритма при всей своей простоте означает глубинные преобразования в структуре мыслительных процессов. Именно в ходе выполне­ния этого упражнения вы закладываете основы нового вида мышления - невербального, т.е. образного, мышления.

Просмотров: 3517
Категория: »

Как избавиться от артикуляции при чтении? Немного о чтении и артикуляции Благодаря исследованиям в области лингвистики советского лингвиста и психолога Николая Ивановича Жинкина было выявлено, что чтение представляет собой процесс одновременного приёма и выдачи речи. Во время чтения человек воспринимает текст, т.е. принимает и обрабатывает письменную речь, а по завершению чтения он составляет какое-то представление о том, что только что прочёл, тем самым выдавая результат обработки речи. И на этапе усвоения материала речевые процессы играют немаловажную роль. И именно от их организации зависит то, как быстро читает человек.

Изучение процесса чтения показали, что всего возможны три варианта чтения: o Артикуляция – чтение с проговариванием читаемого текста вслух (характеризуется малой скоростью) o Чтение про себя – чтение с проговариванием читаемого текста про себя, т.е. со скрытой артикуляцией (возможна высокая скорость) o Чтение без артикуляции – чтение молча, с максимальным подавлением скрытой артикуляции, выражающейся в восприятии ключевых слов и основных смысловых рядов (самый совершенный и быстрый способ чтения) Очевидно, что любая артикуляция существенно замедляет процесс чтения, и если есть желание научиться читать быстрее, то от неё нужно избавляться. Однако здесь возникает вопрос: не будет ли подавление артикуляции отрицательно сказываться на восприятии и осмыслении поступающей информации? Ведь далеко не секрет, что, например, когда требуется запомнить что-либо, человек несколько раз проговаривает это про себя, иначе говоря, просто заучивает. Здесь же можно привести в пример результаты научных изысканий в области внутренней речи при чтении одного из выдающихся отечественных психологов и специалистов в сфере психологии мышления и речи Александра Николаевича Соколова. Согласно им, как уже говорилось, внутренняя речь представляет собой мысленную речь, возникающую в момент сосредоточения на чём-либо, решения какой-то задачи, а также при чтении и написании. Эта внутренняя речь отличается от внешней тем, что произношение в ней носит беззвучный и свёрнутый характер. Внутренняя речь - это так называемые кванты мысли человека, реализующиеся другим кодом. Но слова в ней могут быть эффективно заменены зрительными образами и пространственными схемами, в которых группы из нескольких слов могут быть выражены одним словом, которое обобщает смысл всей фразы. Также было отмечено, что люди, владеющие навыками быстрого чтения, могут изначально без проговаривания текста улавливать авторский замысел, а затем уже усваивать его на уровне внутренней артикуляции. Получается, что одновременно с высокой скоростью чтения текста, происходит и его глубокое понимание и усвоение – главная идея осознана изначально, а последующий текст служит её уточнением. Короче говоря, человек способен читать быстро и практически без артикуляции, и при этом понимать читаемый материал на 100%. Чтобы такому чтению научиться, нужно реализовать два этапа: сократить артикуляцию, если она имеет место быть и оказывает заметное влияние на процесс чтения, и овладеть особыми приёмами чтения, в которых текст воспринимается как отдельные блоки информации. Данная статья посвящена именно артикуляции и здесь мы разберём несколько основных способов подавления внутренней речи. А если есть желание обучиться скорочтению с помощью других методик, то приглашаю вас на курс по скорочтению:

Подавление артикуляции Мозг человека обрабатывает огромную часть информации, воспринимаемой посредством зрения. Из этого следует, что именно на зрение ложится очень серьёзная и ответственная функция, однако нередко она связана и другими функциями, например, с двигательной и речевой, что отчётливо прослеживается при чтении. Множество людей подвержены во время чтения непроизвольной артикуляции, которая снижает его скорость и влияет на качество восприятия прочитанного материала. А полноценно воспринять прочитанное довольно сложно, когда вместе со зрительной функцией работает речевая. Следовательно, артикуляция - это помеха чтению. И подавить её можно посредством занятия речевой функции и своего внимания другими процессами. Первый способ подавления артикуляции Во время чтения можно вести отсчёт от единицы. Т.е., читая текст, проговаривать не слова, а считать: один, два, три, четыре и так до бесконечности. Это кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Причём, эта техника считается наиболее простой и результативной из всех, и применяется многими быстрочитающими людьми. Второй способ подавления артикуляции Этот способ основывается на произношении прочитанных слов с небольшой задержкой – каждое слово воспроизводится уже в то время, когда читается следующее. На практике это осуществляется сложнее, чем первая техника, и сделать это без тренировки под силу не каждому. В некоторых случаях овладеть этой техникой можно только при помощи специалиста. Третий способ подавления артикуляции Ещё один популярный и часто применяемый на практике способ. Он заключается в том, что во время чтения человек проговаривает какие-то стихи и куплеты из песен. Используя этот метод, человек программирует свою дикцию на произношение отвлечённого, но хорошо знакомого материала, что выполняется организмом гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного. Четвёртый способ подавления артикуляции Этот способ ещё называют «методом речевых помех». Смысл его заключается в том, что во время чтения нужно выстукивать рукой особый ритм: o Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,4 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек o Удар ладонью с ожиданием 0,8 сек Данный ритм нужно выстукивать как можно чётче, т.к. концентрация внимания происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее без артикуляции. Пятый способ подавления артикуляции Во время чтения можно сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи специально настроенного метронома, который будет задавать темп. Шестой способ подавления артикуляции Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает большая часть мозгового двигательного центра, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми. Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание. К примеру, читая книгу, можно время от времени отводить назад согнутую в локте левую руку или выпрямлять поочерёдно по одному пальцу правой руки. Седьмой способ подавления артикуляции Согласно этому способу, чтение должно происходить под специально подобранный темп, который не может быть совместим с проговариванием или же усложняет его. Нужно выбрать для себя такой темп чтения, когда слова будут успевать восприниматься только визуально и речевая функция просто не успеет быть задействована. Поиск подходящего темпа производится экспериментальным путём. Восьмой способ подавления артикуляции Данный способ одновременно и приятен и полезен – это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и не навязчивая. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии. И ещё один способ, направленный на борьбу с артикуляцией – создание помехи. Читая текст, нужно держать у губ палец, словно вы хотите показать кому-то жест «тише». При прочтении нужно контролировать губы и легко скользить взглядом по тексту. Для начала можно выполнять это упражнение на малой скорости, постепенно повышая её. Но повышать скорость следует лишь тогда, когда вы уверены в том, что смысл текста полностью понимается на предшествующей скорости. Таковы основные способы избавления от артикуляции при чтении. Выполняйте их - и результат не заставит себя долго ждать. Но помните, что ни один из способов не должен стать привычным и применяться на автомате. Главная задача – поставить себя в максимально неудобное для проговаривания текста положение. Поэтому, применяйте разные методы, усложняйте их и пробуйте всячески модифицировать. Со временем вы сможете добиться того, что любая артикуляция при чтении будет сведена к минимуму и для этого вам уже не будут нужны никакие техники. Кирилл Ногалес Успехов вам! Пусть в вашей жизни будет больше добра и позитива! Поделитесь с друзьями полезным контентом и присоединяйтесь к нашему сообществу, получайте новые интересные и нужные знания и применяйте их сразу в своей жизни, повышая её качество