Сбивчивость, сомнения, страхи во время намаза. Неуверенность, сомнения и страхи Сомнения во время посещения уборной

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Ибн аль Каййим в аль-Уабиль ас-Сайиб писал:

Два человека совершают один и тот же намаз, но получают за него разную награду, потому что один из них всем сердцем предается Великому и Могущему Аллаху, а другой совершает намаз небрежно и невнимательно. Если человек пожелает приблизиться к другому такому же творению Аллаха, как он сам, и между ними окажется завеса, то он не сможет ни подойти, ни приблизиться к нему. Тогда что говорить о Великом и Могущем Создателе? Если человек пожелает приблизиться к Великому и Могущему Создателю, и между ними окажется завеса – человеческие страсти и искушения, переполняющие его душу, – то как же он сможет подойти к Аллаху, тогда когда им овладевают искушения и мысли, которые уводят его в сторону?
Когда раб Аллаха встает на намаз, шайтан завидует ему, потому что в это время человек занимает самое почетное место, вызывая у шайтана гнев и ненависть. Шайтан прилагает все свои усилия, чтобы не дать человеку возможности занять это высокое положение, он искушает его лживыми обещаниями, прельщает пустыми надеждами и заставляет его забыть о намазе. Он пускает в ход против него всю свою конницу и пехоту, чтобы принизить значение намаза в его глазах и убедить его перестать молиться.

Если же шайтану это не удается, и человек вопреки его наущениям встает на намаз, враг Аллаха подбирается к нему, встает между ним и его сердцем и заставляет его думать о том, о чем он даже не помышлял до намаза. Со временем человек забывает о своих нуждах и проблемах, но во время намаза шайтан напоминает ему о них, желая занять ими его сердце и отвлечь его от мыслей о Великом и Могущем Аллахе, чтобы он не смог вложить в намаз всю свою душу и получить такую же награду, как тот, кто всем сердцем предается своему Господу, стоя на молитвенном коврике. Так, после намаза человек остается с тем же грузом грехов, что и до него, ибо намаз снимает это тяжкое бремя только с тех людей, которые совершают его должным образом, предаваясь Всевышнему Аллаху и телом, и душой.

После намаза преданный раб Аллаха ощущает легкость души, чувствует, что с его плеч упало что-то тяжелое, обретает душевный покой и радость. Он не желает, чтобы намаз заканчивался, потому что намаз – это услада его глаз, радость его души, рай в его сердце и его отдохновение в этой жизни. Он чувствует себя словно в темнице, пока не встанет на намаз. Он отдыхает во время намаза и никогда не отдыхает от него. Любящие Аллаха люди говорят: «Давайте совершим намаз, дабы обрести в это время покой». Точно также говорил их имам и пророк, мир ему и благословения Аллаха, примеру которого они всегда следуют: «О Билял, возвести о начале намаза и дай нам обрести в нем покой!». Ведь он не сказал: «Дай нам отдохнуть от него». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также говорил: «Свое отдохновение я нахожу в намазе».

Так, если единственным отдохновением посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был намаз, то как бы он обходился без него?

Как вложить душу в намаз?

Человек может вложить в намаз всю свою душу и предаться мыслям о Великом и Могущем Аллахе только тогда, когда одолеет в себе свою страсть и низменные желания, иначе страсть охватит его сердце, и шайтан займет в нем свое место, и как ему тогда освободиться от соблазнов и посторонних мыслей?

Человеческие сердца можно разделить на три вида:

1. Сердце, в котором нет веры и ничего хорошего. Это черное сердце, которое не искушает даже шайтан, потому что он уже поселился в нем и делает с ним, что пожелает.

2. Сердце, в котором вера зажгла свою лампу и осветила его своим светом. Однако в нем еще присутствует тьма страстей и бушуют ураганы низменных желаний. Шайтан то подступается к нему, то убегает, временами искушая его, и война между ними ведется с переменным успехом. Такого рода сердца сильно отличаются друг от друга. Одни из них чаще побеждают своего врага, другие – проигрывают ему, у третьих за каждым поражением следует победа.

3. Сердце, наполненное верой и озаренное его светом. С него спало покрывало страстей, рассеялась тьма, свет озарил его грудь, и все искушения сгорают от этого яркого света, не успев приблизиться к нему. Такое сердце подобно небу, охраняемому звездами: как только шайтаны приближаются к нему, на них обрушиваются пылающие звезды и сжигают их. Но ведь небо запретно для шайтанов не больше, чем сердце верующего, и Всевышний Аллах оберегает человека больше, чем небеса. Небо – это место поклонения ангелов и место нахождения откровения, на небесах хранится свет покорности и смирения. Сердце верующего – это вместилище единобожия и любви, познания и веры, и поэтому оно заслуживает, чтобы его оберегали и защищали от козней врага, дабы шайтан ничего не забрал из него, кроме как украдкой. Эти сердца подобны трем домам:

1. Дом царя, в котором он хранит свои сокровища, сбережения и драгоценности;

2. Дом раба, в котором он хранит свои сбережения, но это не царские сокровища и драгоценности;

3. Пустой дом, в котором нет ничего.

В какой из этих трех домов зайдет вор?

Абсурдно полагать, что он зайдет в пустой дом, потому что в нем нечего воровать. Как-то раз Ибн Аббасу, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказали: «Иудеи утверждают, что шайтаны не искушают их во время молитвы». Ибн Аббас сказал: «А что делать шайтану с опустошенным сердцем?».
Трудно представить, что он зайдет в царский дом, потому что он хорошо охраняем и в нем много замков, – ни один вор не подойдет к этому дому. Да и как он может подойти к нему, если его охраняет сам царь, окруженный стражниками и войсками? И вору ничего не остается, как войти в дом раба, и именно на его дом он совершает налеты.

Пусть каждый благоразумный человек поразмышляет над этим примером и сохранит его в своем сердце, ибо это не так уж и сложно.
Сердце, в котором нет ничего хорошего, – это сердце неверующего человека и лицемера, это – дом шайтана, ибо он взял его себе, поселился в нем, сделал его своим жилищем и местом обитания. Что же ему воровать в собственном доме, в котором он хранит все свои сокровища и сбережения – сомнения, фантазии и искушения?

Какой шайтан осмелится приблизиться к сердцу, полному благоговения перед Великим и Могущим Аллахом, исполненному любви к Нему, стыда и страха перед Ним? Даже если шайтан и пожелает что-нибудь похитить из этого сердца, что ему брать? Его цель – похитить или отобрать что-нибудь, воспользовавшись невнимательностью раба Аллаха, которая обязательно присутствует в нем, ибо он – человек, а людям свойственна небрежность, забывчивость, растерянность и своенравность.

В сердце человека присутствует стремление к единобожию, желание познать Всевышнего Аллаха, любовь к Нему, вера в Него и в Его обещания. Но в нем также присутствуют страсть и низменные желания. Сердце человека постоянно подвергается то хорошему, то дурному влиянию. Иногда оно слушает голос веры, познания и любви к Всевышнему Аллаху, а иногда оно внемлет призывам шайтана и низменных желаний. Шайтан искушает такие сердца и сражается с ними, Аллах же помогает тем, кому пожелает:

«…победа приходит только от Могущественного и Мудрого Аллаха» (Семейство Имрана, аят 126).

Шайтан может одолеть раба Аллаха только с помощью своего оружия. Он проникает в сердце человека, находит там свое оружие, берет его в руки и начинает бой. Его оружие – это страсти, сомнения, несбыточные мечты и желания. Все это есть в сердце человека, и шайтан, проникая в него, находит там свое оружие в боевой готовности, берется за него и атакует. Если раб Аллаха обладает другим оружием – верой, с помощью которой он противостоит врагу и превосходит его, то он потребует от шайтана справедливости, а если нет, то победа будет за его врагом. Ля хауля, ва ля куввата илля би-Ллях! (Нет мощи и нет силы ни у кого, кроме Аллаха!). Тот раб Аллаха достоин порицания, который подпустит к себе своего врага и, распахнув перед ним двери своего дома, позволит ему войти, чтобы взять оружие, которое он затем направит против него самого.

Вопрос #100268: Лечение уас-уаса относительно очищения и молитвы.

Меня мучает очень сильный уас-уаса (наущения шайтана) относительно всех видов моего поклонения, особенно истинджы (очищение после посещения туалета). Я провожу много времени в туалете и уже ненавижу это место. Я начинаю плакать каждый раз, как вхожу туда и это все по причине сильнейшего уас-уаса. Меня мучают сомнения по поводу чистоты, например, когда я мою оскверненную часть тела, а затем этой же рукой прикасаюсь к чистому, то мне приходится мыть и чистую часть тела. Или когда вода, который я очищаюсь после туалета, попадает на мою ногу или другую часть тела, я начинаю сомневаться в своей ритуальной чистоте и поэтому мою и то место, куда попала вода.

Что делать? Многие говорят, что не нужно обращать внимание на уас-уас. Но я не знаю, как быть уверенным в чистоте. Если моча попадает на какое-либо место, то нужно ли его помыть? Если я не помою его, то меня будут мучить сомнения относительно собственной чистоты и действительности моей молитвы. С другой стороны, такое тщательное мытье очень тяжело для меня.

Еще один вопрос: Я часто думаю, что делать, если я решил преждевременно закончить молитву, малое или большое омовение? Иногда мне кажется, что подобные мысли не имеют значения и я просто завершаю начатое. Но иногда я думаю, что это портит мое поклонение и я прерываю его и начинаю заново. Этот вопрос тоже вышел из под моего контроля. Должен ли я продолжить молитву, малое или большое омовение, если в мыслях у меня есть намерение прервать их? Или я должен сделать их заново?

Эти мысли не покидают меня на протяжении всей молитвы. Что-то шепчет мне закончить ее, повторить или начать заново. Я очень устал, у меня нет сил. Будет ли моя молитва принята несмотря на эти сомнения? Как решить эту проблему? Пожалуйста, помогите мне, да благословит вас Аллах!

Ответ: Хвала Аллаху.

То, о чем вы рассказали, является уас-уасом, потому что очищение и молитва – простые действия, не требующие такого беспокойства. Религия Аллаха легка и не приносит затруднений. Аллах говорит:

«Он избрал вас и не сделал для вас никакого затруднения в религии.» аль-Хаджж, аят 78.

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения.» аль-Бакара, аят 185.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно побеждает его, так придерживайтесь же правильного, и приближайтесь, и радуйтесь, и обращайтесь к Аллаху за помощью утром, вечером и в некоторые часы ночи». См. аль-Бухари, 39.

Лечение уас-уаса заключается в следующем:

1. Постоянное поминание Аллаха, Свят Он и Велик;

2. Обращение к Аллаху с просьбой вылечить и избавить вас от этой проблемы;

3. Полное игнорирование уас-уаса. Если вы посетили туалет и затем очистились, то немедленно уходите и не обращайте внимание на то, коснулась ли ваша рука чистой части тела после прикосновения к нечистоте, или попали ли капли воды от истинджы на ногу или другую часть тела. Основа в том, что все считается чистым и сомнения в том, что тело или одежда прикоснулись к нечистоте, не влияют на это. Ваше тело, одежда, место молитвы и другие вещи считаются чистыми, пока нет твердой уверенности в том, что они осквернены. Что касается сомнений, вашего воображения и уас-уаса, то не следует обращать на них внимание.

Очищение и удаление нечистот делается при помощи воды и омовения интимных частей тела; необязательно мыть то, что их окружает, поэтому не обращайте внимание на капли воды, которые попали на другие части тела. Будьте уверенны, что вы находитесь в состоянии ритуальной чистоты и ваша молитва действительна и будет принята, если этого пожелает Аллах Милосердный и Добрый, Который проявляет Свою милость даже к грешникам, что же тогда говорить о Его послушных и любящих рабах?

Что касается вашего решения прекратить омовение или молитву, то оно не имеет значения и вы должны игнорировать подобные мысли, продолжая совершать омовение и молитву. Нет причины прерывать акт поклонения и наущения шайтана не влияют на поклонение, хвала Аллаху. Какие бы мысли вас не посещали, будь они связаны с прекращением или повторением акта поклонения, вам не следует обращать на них внимания. Продолжайте поклоняться и просите Аллаха принять ваше поклонение, потому что вы сделали все возможное, что требовалось от вас, и Аллах не обременяет человека сверх его возможностей.

Помните об этих советах, продолжайте поклоняться и игнорируйте уас-уас, воистину, это козни шайтана, а козни шайтана слабы, как сказал нам Аллах. Будьте уверены, что уас-уас исчезнет, если вы не будете обращать на него внимание. Нет силы и мощи ни у кого, кроме Аллаха.

Мы просим Аллаха помочь вам подчиняться Ему, сделать вас счастливым посредством поклонения Ему и избавить вас от вашей трудности.

И Аллах знает лучше.

Вопрос #116917: Следует ли повторить суру “Фатиха” в намазе, если человек не был сконцентрирован во время ее прочтения?

Одна сестра читает суру Фатиха в намазе, затем начинает читать то, что может из Корана, но иногда, если она понимает, что она не сконцентрированно прочла Фатиху, то возвращается назад и начинает читать суру заново, затем она читает, то, что может из Корана и затем продолжает свою молитву. Это допустимо?

Ответ: Вся хвала Аллаху.

Не предписано повторять прочтение суры Фатиха в одном ракате. Если эта сестра не смогла сфокусироваться должным образом при прочтении Фатихи, а затем поняла это, то она должна сконцентрироваться на оставшейся части молитвы. Если она будет поступать так, то вскоре она привыкнет совершать молитву с вниманием и правильной концентрацией, инша-Аллах.
В отношении повторения чтения Фатихи, есть опасность, что это приведет к уас-уаса, и она не сможет совершать молитву без того, чтобы повторить Фатиху несколько раз. Наущение является болезнью и злом, от которого следует остерегаться.

Сказано в “аль-Инсааф” (2:99): «Макрух повторять Фатиху. Это наше мнение, и мнение большинства наших последователей, и об этом говорилось однозначно многими из них. И было сказано, что подобное аннулирует молитву».

Навязчивые мысли в вере и сомнения во время совершения омовения и намаза – весьма широко распространённая проблема. Редко встретишь того, кто хоть раз в жизни не сталкивался с чем-то подобным. И если сомнения в религии приходят людям разных возрастных категорий, то сомнения во время поклонения, как правило, возникают у молодых людей . Рассмотрим наиболее распространённые виды сомнений в поклонении и Аллаха дадим практические советы для их устранения.

Сомнения во время посещения уборной

Посещение уборной для многих людей не столь лёгкое дело, поскольку из опасений тела и одежды каждое посещение для них чуть ли не как купание и стирка. Чувство, будто брызги мочи попали на ноги или одежду, не покидает их, и они начинают мыть ноги или застирывать нижнее бельё или подол одежды. И делают они это с каждым разом всё дольше и больше.

В книгах по фикху (мусульманское право), в разделе посещения уборной пишется, что не стоит придавать значения чувству попадания брызг на тело или одежду, если их не видно невооружённым глазом . Кроме того, богословы советуют тем, кто страдает навязчивыми во время посещения уборной, после справления нужды побрызгать одежду чистой водой, чтобы на выходе, увидев какие-то брызги, не принять их за брызги мочи. Вот таким нехитрым образом можно справиться с этим видом сомнений.

Сомнения во время совершения омовения

Порой можно заметить, как молодые люди совершают омовение, громко читая азкары, и моют части тела не по три раза, как велит , а десятки раз! То им кажется, что они не омыли орган, то не домыли до конца, то нарушили очерёдность обмывания частей тела (в шафиитском мазхабе соблюдение очерёдности обмывания частей тела – обязательно) и т. п. На совершение омовения, которое можно совершить за одну минуту, у них уходит порядка 10–15 минут, а порой даже больше получаса!

Когда сатане не удаётся заставить человека не совершать поклонения Аллаху, он пытается помешать человеку наущениями и сомнениями, доводя его до такого состояния, что в итоге тот оставляет это дело. Для наущений и вселения сомнений в совершающих омовение существует конкретный бес, которого зовут Валяхан.

И если сомнениям в других видах поклонения подвержены зачастую неграмотные в религии люди, то от участи сомнений во время совершения омовения не спасены даже начинающие мутаалимы (кто только-только начал изучать религиозные науки). Поскольку, если заглянуть в книги по фикху, можно обнаружить: когда есть сомнения относительно того, помыл ли часть тела вообще или помыл ли её полностью, – нужно снова помыть эту часть тела. Если во время совершения омовения возникли сомнения относительно намерения, было ли оно сделано или нет, – нужно начать совершение омовения сначала. А если сомнения возникли уже после завершения омовения (после того как помыл вторую ногу), то, будь они относительно намерения или же относительно части тела, например, руки – помыл её или нет, – им не нужно придавать никакого значения!

Стоит также отметить, что намерение делается сердцем, мысленно, и этого для действительности намерения вполне достаточно, а проговаривать его языком – желательно.

Сомнения во время совершения обязательного намаза

Ещё одним распространённым случаем являются сомнения во время совершения намаза: громко читают суру «аль-Фатиха» (алхам) и «Тшаххуд» (ат-тахийят), повторяют прочитанное по нескольку раз, забывают количество совершённых ракаатов (циклы намаза), снова и снова вступают в намаз, сомневаясь в намерении, и т. п. И если, совершая намаз в джамаате за имамом, им как-то с горем пополам удаётся это сделать, то самостоятельное чтение молитвы для таких людей чуть ли не пытка.

Неудивительно, что сомнения в намазе посещают довольно большое число людей, ведь намаз – самый важный столп Ислама, без соблюдения которого невозможно представить вообще саму религию . Посланник Аллаха (мир ему и благословение) уподобил молитвы столбу, опоре, сказав: «Намаз – это опора религии» («Канзуль-уммаль фи сунаниль-акваливаль-афаль"», № 18889).

الصلاة عماد الدين

В другом хадисе говорится: «Первое, за что будут отчитывать в Судный день раба, – это молитва . И если она окажется исправной, то раб спасётся и преуспеет, а если нет – потерпит крах и убыток» («Канзуль-уммаль», № 18877).

إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله الصلاة فانصلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر

Поэтому ни в коем случае нельзя оставлять молитву. Зная важность и значимость молитвы, сатана и пытается всячески помешать исполнять её.

Здесь тоже, если заглянуть в книги по фикху, можно найти следующие нормы: если у человека во время совершения намаза возникло сомнение относительно намерения – было ли оно у него или нет, – молитву необходимо начать заново. Если молящийся засомневался, прочитал ли он суру «аль-Фатиха» или совершил ли какую-нибудь составную часть молитвы (рукн), например поясной поклон (руку’), – он должен вернуться к чтению «аль-Фатихи» или, в нашем примере, к поясному поклону и продолжить молитву оттуда. Если молящийся сомневается, совершил он 2 ракаата или 3, он должен решить, что совершил только 2, и продолжить молитву до нужного количества ракаатов. Если сомнения возникнут уже после завершения молитвы (после первого саляма) – на них вообще не нужно обращать внимания.

Как бороться с сомнениями в омовении и намазе?

Однако здесь нужно понимать, что эти нормы предназначены для здоровых (в правильном значении этого слова) людей, для тех, кто не страдает наущениями, навязчивыми сомнениями при каждом совершении омовения или намаза.

Самый эффективный способ для устранения этих сомнения – равнодушие к ним: нужно просто не обращать на них внимания. Допустим, засомневались, до конца ли помыли руку, – не мойте её снова, вместо этого продолжите омовение дальше. Чем больше верующий будет поддаваться таким сомнениям, тем сильнее и чаще они у него будут возникать. Единственное лечение этой болезни, по-другому и не назовёшь, – просто не придавать ей значения.

Например, во время омовения вы помыли лицо, затем правую руку, а когда перешли на левую, у вас возникли сомнения: всю ли правую руку вы помыли и помыли ли её вообще? В таких случаях просто надо продолжить своё омовение: помойте левую руку, протрите голову (масх), помойте ноги, и омовение готово и действительно!

Аналогично поступайте и в отношении намаза. Если вы будете следовать этому совету, вы избавитесь от этой болезни в кратчайший срок!

Сомнения в вере

Порой подобные мысли возникают у многих людей, в том числе и у мусульман. Таких сомнений не бывает лишь у пророков (мир им) и у избранных рабов Всевышнего – наставников (шейхов, устазов) и т. д.

Первое, о чём хочется сказать: навязчивые мысли, возникающие сами по себе, без нарочного осмысливания и размышления об Аллахе, не запретны, за это человек не впадает в грех. А целенаправленные домыслы об Аллахе, какой Он физически, представление какого-нибудь образа и т. п. – грешны и могут привести в неверие (куфр).

Стоит отметить, что такие мысли, как правило, посещают лишь тех мусульман, чья вера не крепка и не подкреплена логическими и религиозными доводами, которые приводятся богословами, о существовании Господа, Творца всего, что нас окружает, а также доводами, полученными путём сравнения того, что сказано в Коране, с последними научными открытиями. К счастью, на сегодняшний день в исламских магазинах, да и в Интернете, можно найти подобную литературу.

Человеку, у которого имеются подобного характера навязчивые мысли, следует больше общаться с соблюдающими мусульманами, богословами, посещать различные собрания, на которых говорят на религиозные темы (меджлисы) и т. п. При возникновении сомнения в отношении Аллаха, Его атрибутов и т. п. не держать это в себе, не пытаться самостоятельно прийти к чему-то, а спрашивать у богословов!

Совершать молитву в коллективе (джамаат-намаз), не спешить сразу же вставать после намаза и заниматься своими делами, а читать все желательные мольбы (азкары) и просить Всевышнего укрепить свой иман.

Вопрос: В намазе у меня были сомнения относительно того, что я пропустил аят из суры «аль-Фатиха». Нужно ли в этом случае возместить намаз, совершить его заново?

Ответ: Для того чтобы намаз был действительным читать суру «аль-Фатиха» нужно обязательно. Если в намазе появились сомнения относительно чтения этой суры, то здесь необходимо соблюсти следующие условия, в зависимости от случая.

1. Если есть сомнения, что вообще суру «аль-Фатиха» не читали, то в этом случае нужно вернуться и прочитать от начала до конца.

Имам Хатиб аш-Ширбини сказал: «Если есть сомнения относительно того прочитали ли вообще суру или нет, то нужно заново прочитать её, а если появились сомнения, что пропустили какой-то аят после завершения чтения суры, то это не вредит. Если же появились сомнения ещё до завершения чтения суры «аль-Фатиха», тогда нужно возобновить её чтение (то есть тот аят который думаете, что пропустили)» (см. в книге «Мугни аль-Мухтаж», 356/1).

Мольба о мирском в намазе

Вопрос: Могу ли я в намазе в земном поклоне или после аттахияту просить у Аллаха что-либо из мирского? Мне говорили, что нельзя.

Ответ : Имам ан-Навави сказал: «Имамы Абу Ханифа и Ахмад говорят, что нельзя в намазе читать дуа, кроме как тех, которые пришли от Пророка (мир ему и благословение) и соответствуют Корану. В шафиитском мазхабе дозволено во время намаза читать любое дуа: просить как о мирских благах, так и о благах в Вечной жизни. Главное, чтобы то, о чём просят, не противоречило Шариату» (см. в книге «аль-Мажму», 454/3).
Мольба, читаемая в намазе, должна быть только на арабском языке.

Зачем просить Аллаха?

Вопрос: Иногда думаю, зачем настойчиво просить у Аллаха что-то, если всё уже предопределено?

Ответ: Имам Газали сказал: «Если скажут, какая польза от дуа, если всё предопределено и неизбежно, знай, что дуа отвергает беду, мольба – причина для отведения беды и нахождения милости подобно тому, как щит уберегает от оружия. Вода – причина для того, чтобы из земли росли растения. Аллах предопределил какое-то дело, а также предопределил и причину. В мольбе есть польза, о которой мы упомянули, и сердце молящегося бывает смиренным, нуждающимся в Аллахе, а Аллах лучше знает» (см. в книге «Ихья», 327/1).

Речь во время купания

Вопрос: Можно ли разговаривать во время купания?

Ответ: Во время купания разговаривать нежелательно, а у ханафитов даже дуа читать во время купания не желательно (см. в книге «Фикхуль Ислямия в Адилятуху», 524/1). В наше время в некоторых квартирах баня и туалет бывают совмещёнными, в этом случае читать дуа запрещено.

В сторону Каабы во время купания

Вопрос: Разрешено ли во время купания поворачиваться в сторону Каабы?

Ответ: Адабы купания такие же, как во время омовения, однаково время купания в сторону Каабы поворачиваться не желательно, поскольку аврат бывает открытым (см. в книге «Фикхуль Ислямия в Адилятуху», 526/1).

Васвас (мн. васавис) – сомнение, возникающее в результате наущения (внушения, науськивания) сатаны (шайтана). Сомнения (васависы) бывают различных видов, и воздействуют они на человека по-разному. Некоторые из них встречаются чаще, чем другие, но причина у всех одна, и способ избавления от них тоже более или менее одинаков.

Следует отметить, что не каждый человек подвергается сомнению (васвасу), и некоторые люди подвергаются ему в большей степени, чем другие. Поскольку это наущение шайтана, человеку не следует беспокоиться и нужно научиться игнорировать подобное. В хадисе Посланник Аллаха ﷺ утешил нас, сообщив, что Аллах ﷻ не считает человека ответственным за сомнения (васависы), которые его тревожат, до тех пор пока он не будет действовать в соответствии с наущаемым или же не выразит это вслух («Сахих аль-Бухари», хадис №2528, передал Абу Хурайра).

Сатана навязывает человеку сомнение (васвас), чтобы отклонить его от совершенствования своей жизни и приближения к Аллаху ﷻ . Он использует их в различных сферах человеческой жизни. Перечислить все области жизнедеятельности практически невозможно, поэтому мы ограничимся перечислением наиболее распространенных сомнений (васависов).

1. Васависы, касающиеся Имана.

Иногда сатана досаждает человеку различными сомнениями в вере (имане). Тот начинает думать, что не является истинным мусульманином, или начинает сомневаться в Аллахе ﷻ и Его Пророке ﷺ , или у него появляются негативные мысли об Исламе, и он чувствует невероятную вину из-за этого: «Действительно ли я мусульманин? Как у меня могут появляться такие мысли об Исламе?» И так далее…

Хотя, на первый взгляд, все это может показаться серьёзным проступком, на самом деле, это признак веры (имана). В сборнике «Сахих Муслим» записано, что однажды группа сподвижников пришла к Посланнику Аллаха ﷺ и пожаловалась ему, что у них имеются именно эти сомнения, и им стыдно даже рассказать их суть кому бы то ни было. Пророк ﷺ спросил у них: «Правда? У вас действительно появляются такие мысли?» Они ответили утвердительно. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Это явный признак Имана» («Сахих Муслим», хадис 357).

Когда Пророк ﷺ сказал: «Это явный признак имана» , – он подразумевал, что наличие таких сомнений – следствие того, что человек является истинным мусульманином. Только человек, в чьём сердце есть вера (иман), будет испытывать такие сомнения.

Чтобы понять это лучше, рассмотрим следующий пример. Вор не будет пытаться грабить дом, в котором нет ничего ценного, а только те дома, в которых есть ценные вещи и драгоценности. Аналогичным образом и сердце мусульманина – пристанище самого ценного и дорогого, что только может быть в этом мире и мире вечном (Ахират). Сатана будет вкладывать сомнение (васвас) только в те сердца, в которых имеется этот ценный дар – вера (иман), и он постарается сделать всё возможное, чтобы выбить человека из колеи и лишить его веры. Поэтому вместо того, чтобы беспокоиться и быть подавленным из-за этих сомнений (васвас), нужно благодарить Аллаха ﷻ за благословение веры (имана).

– Игнорируйте их. Богословы сообщили, что излечение подобных сомнений (васвас) – в их игнорировании. Когда человеку досаждают такие мысли, ему просто не нужно обращать на них внимания и следует заняться поминанием Господа (зикром) и возданием Ему хвалы (шукром).

– Произнесите три последние суры Корана («аль-Ихляс», «аль-Фаляк» и «ан-Нас») и воздержитесь от грехов. Возьмите в привычку произносить три суры Корана ежедневно после утреннего (фаджр) и вечернего (магриб) намазов (трижды каждую суру) и воздержитесь от всех видов запретного (харам), всей той литературы и иных вещей, которые могут вызвать такие сомнения. И самое важное: держитесь подальше от грехов, ведь грехи ослабляют нашу веру (иман) и дают сатане возможность взять верх над человеком.

– Читайте предписанные дуа: «А’узу билля hи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билля hи ва русули .

Иными словами, человеку, которого тревожат такие сомнения (васвас), беспокоиться не о чем. Эти сомнения – признак веры (имана), что в действительности является хорошим знаком, и следование указанному совету поможет укрепить веру.

2. Васависы, касающиеся действительности омовения.

Иногда человеку досаждают сомнения о действительности омовения, или сомнения в том, правильно ли он омыл ту или иную часть тела, или омыл ли он ее вообще? При таких сомнениях (васвас) можно увидеть, как он моет определённую часть тела в омовении снова и снова. Это наущения шайтана, чтобы человек растратил время и воду.

Методы борьбы с такими сомнениями:

– Игнорирование. Тот, кому досаждают такие сомнения (васвас), должен немедленно проигнорировать их.

– Читайте предписанные дуа: «А’узу билля hи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билля hи ва русули .

– Произнесите: «Ля иля hа иллялла . Имам Навави (да смилуется над ним Аллах) советовал, чтобы человек, страдающий от сомнений (васвас) в омовении, произносил: «Ля иля hа иллялла , ведь сатана покидает человека, занятого поминанием Аллаха ﷻ (зикром).

– Знайте, что сомнения не могут перевесить уверенность – нужно чётко и ясно осознать, что не дозволяется мыть части тела более трёх раз.

3. Васависы в отношении чистоты/нечистоты.

Иногда человеку досаждают сомнения в том, чист он или нет, нет ли чего-то нечистого на его одежде. До тех пор пока он не увидит или физически не почувствует, как что-то нечистое оказывается на нём, ему следует игнорировать такие сомнения (васвас), и следует знать, что это наущения шайтана. Если он не будет игнорировать сомнения, они станут только сильнее – вплоть до того, что человеку будет казаться, что он всё время нечист, что в итоге приведёт к тому, что он перестанет совершать намаз и другие богослужения (ибадат), считая себя нечистым. Это и есть цель шайтана, и он сделает всё, что в его силах, чтобы отвратить мусульманина от поминания Аллаха ﷻ .

Методы борьбы с такими сомнениями:

– Игнорируйте сомнение (васвас). Человек должен сказать себе, что он не видел и физически не ощущал нечистоту, а значит, сомнения во внимание принимать не может.

Несколько сподвижников сказали Пророку ﷺ , что они не уверены, пустили ли они газы в намазе. Он сообщил им, что их омовение и намаз действительны до тех пор, пока они физически не почувствуют или же не услышат звук.

– Прочтите предписанные дуа: «А’узу билля hи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билля hи ва русули .

4. Васависы, касающиеся истинджи (очищения после справления нужды).

Иногда человеку кажется, что он недостаточно очистился после справления нужды. Из-за этого он подолгу сидит в туалете, снова и снова омывая «нечистое» место, полагая при этом, что недостаточно очистился. Это тоже сомнение (васвас), введённое сатаной, которое приводит к тому, что человек растрачивает воду и проводит больше времени в среде обитания шайтана (т.е. в туалете).

Методы борьбы с такими сомнениями:

– Игнорируйте сомнение (васвас). После того как подмылись трижды и не осталось следов нечистоты, нет никакой надобности сомневаться в чистоте. Поэтому нужно игнорировать сомнения.

– Прочтите мысленно (про себя) «А’узу билля hи мина ш-Шайтани р-раджиим» и «Аманту билля hи ва русули .

– Знайте, что подмываться разрешается не более семи раз. Факихи постановили – подмываться более семи раз во время истинджи запрещено. Сунна – подмыться трижды, и этого достаточно. Однако в случае сомнения (васвас) разрешается подмываться до семи раз. Семикратное подмывание более чем достаточно, чтобы удалить нечистоты, и нет места сомнениям после седьмого подмывания. Если человек подмывается более семи раз, он получает грех за растрату воды.

– Взбрызнуть водой подмытое после омовения место. Если человек подвержен сомнениям насчёт недержания мочи, ему нужно взбрызнуть водой подмытое после омовения место и считать, что влажность - из-за чистой воды, а не из-за мочи.

В девяти случаях, при совершении четырех-ракатных намазов, если у молящегося возникнут

сомнения, относительно числа совершенных рак’атов, то его намаз не аннулируется, а должен

хорошо подумать, а затем если будет уверен или будет предполагать, что принял верное решение,

то должен, согласно этому решению, завершить намаз. Если же молящийся не уверен или

сомневается в правильности принятого им решения, то согласно вышесказанным предписаниям,

он должен продолжать намаз и его намаз будет считаться правильным. Из девяти случаев

сомнения, о которых было сказано выше, более всего, встречаются четыре случая. (Для

подробного - ознакомления со всеми девятью видами можете обратиться к книге «Таузих-ал-

масаил» положение 1208.) Мы же здесь дадим об яснение только тех четырех случаев, с которыми

больше всего приходится иметь дело:

1. Если у молящегося, после совершения второго саджда, появятся сомнения два рак’ата

совершить еще один рак’ат и затем закончить намаз. После намаза, в порядке

обязательной предосторожности, необходимо совершить одноракатный намаз-ихтият.

2. Если возникнут сомнения между вторым и четвертым рак’атом, после совершения

второго саджда, то молящийся должен принять решение, что он прочитал

четырехракатный намаз и на этом завершить намаз, а затем должен стоя прочесть

двухракатный намаз-ихтият.

3. Если возникнут сомнения между третим и четвертым рак’атом, то в какой бы части

намаза они не возникли, молящийся должен считать, что он совершил четырехракатный

намаз, а после этого должен стоя совершить один рак’ат намаз-ихтият или же сидя, два

рак’ата намаз-ихтият.

4. Если в положении стоя, у молящегося возникнут сомнения между четвертым и пятым

рак’атом, то он должен сесть и прочесть ташаххуд и салам, а после этого должен стоя

совершить один рак’ат намаз- ихтият или сидя два рак’ата намаз-ихтият.

Положение 275. Сомнения, на которые не нужно обращать внимание

1. При совершении желательных намазов.

2. При совершении общественного намаза.

3. После завершения намаза.

4. После окончания времени намаза.

Положение 276. Если у молящегося возникнут сомнения относительно количества рак’атов,

при совершении желательного намаза, т.е. если он точно не будет знать, один рак’ат он совершил

или два, то в этом случае молящийся может выбрать любую сторону сомнения, т.е. он может



этом желательном намазе два рак’ата или три, то в этом случае, молящийся должен считать, что

совершил три рак’ата.

Положение 277. Если при совершении общественного намаза, имам намаза-джамаат будут

иметь сомнения, относительно рак’атов намаза, но стоящий за имамом никаких сомнений не будет

иметь и будет давать понять имаму, который рак’ат совершается, то имам джамаата не должен

придавать значения своим сомнениям. Если же молящиеся имеют сомнения, относительно

рак’атов намаза, но имам джамаата - этих сомнений не имеет, то молящиеся должны выполнять

намаз так, как его выполняет имам и такой намаз будет считаться правильным.

Положение 278. Если молящийся, после завершения намаза, усомнится в правильности

совершения намаза, например, усомнится в том, что совершил ли он руку или нет, или усомнится

в том, что прочел четыре рак’ата или пять, то в таком случае не должен обращать никакого

внимания на свои сомнения, но если обе стороны его сомнения будут неверны, т.е. после

совершения четырехракатного намаза, молящийся будет иметь сомнения в том, что совершил ли

он три рак’ата или пять, то в таком случае его намаз аннулируется.

Положение 279. Если сомнения возникнут после того, как время намаза пройдет и молящийся

не будет знать прочел он намаз или нет, или будет предполагать, что не прочел намаз, то нет

прошло и будет предполагать, что не прочитал намаз, то обязан совершить этот намаз, даже если

будет предполагать, что намаз совершил, должен все равно совершить этот намаз.

Положение 280. Если у молящегося возникнет одно из тех сомнений, которое аннулирует

намаз, то он должен вначале немного подумать и если ничего не сможет вспомнить, и сомнение по



прежнему останется, то может прекратить совершение намаза, но будет лучше, если подумает,

чтобы намаз не аннулировался или же, чтобы после появления уверенности или предположения не

остаться разочарованным из-за того, что хорошо не подумал и не совершил намаз, как полагается.