История возникновения и развития гигиены. Понятие гигиены и ее задачи История возникновения и развитие гигиены

Еще в глубокой древности человек, основываясь на своем жизненном опыте, осуществлял простейшие гигиенические мероприятия, направленные на сохранение его здоровья. Эмпирическая народная медицина постепенно накапливала знания и опыт по предупреждению заболеваний.

В IV-I тысячелетии до нашего летоисчисления в Египте, Индии, Китае гигиена представляла систему практических правил, полученных как из бытовых навыков, так и из религиозных предписаний. Эти правила касались охраны почвы от загрязнения, выбора и устройства источников водоснабжения, возможности употребления в пищу различных растительных и животных продуктов, соблюдения чистоты тела, предупреждения распространения инфекций, изоляции больных заразными болезнями, сжигания их вещей, захоронения трупов и т. д.

Развитие гигиены в античном мире (Древняя Греция) шло, кроме того, в направлении укрепления физических сил и красоты тела. Спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании, характерно для этого исторического периода.

Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделал один из основоположников античной медицины - Гиппократ. Из трактатов "О воздухе, воде и почве", "О здоровом образе жизни" и др. видно, что Гиппократ немаловажную роль в возникновении заболеваний отводил внешним условиям, окружающим человека, а в предупрежджении и лечении болезней большое значение придавал гигиеническим мероприятиям.

Римская империя унаследовала греческую культуру, в частности ее достижения в области гигиены, и развила последнюю в сторону практических санитарных мероприятий. Санитарные правила для войск, римский водопровод, подававший в сутки 1,5 млн. м 3 воды, строительный устав Нерона, учитывавший гигиенические факторы при застройке городов, канализация с очисткой сточных вод на полях орошения, контроль за качеством пищевых продуктов на рынках характеризуют уровень санитарных мероприятий того времени.

Однако низкий уровень гигиенических знаний и использование санитарных мероприятий преимущественно в интересах господствующих классов не могли служить серьезной преградой для опустошительных эпидемий того времени. Средняя продолжительность жизни в Древнем Риме была 25 лет.

В эпоху феодализма прогрессивную роль играли врачи народов Востока, в частности арабских халифатов. Развитие экономики, торговли, мореплавания, земледелия и ремесел способствовало совершенствованию различных отраслей знаний, в том числе гигиены, главным образом индивидуальной.

Большой вклад в гигиену внес крупный ученый X-XI веков, выдающийся таджикский врач, "князь врачей", Абу-Али Сина, или, как его называли в Европе, Авиценна. Он разработал вопросы гигиены жилища, одежды, питания, воспитания детей и др. Авиценна высказал мысль о распространении болезней через почву и питьевую воду.

В Западной же Европе в эпоху феодализма все науки, в том числе и гигиена, пришли в полный упадок. Религиозные воззрения мрачного Средневековья, проповедь аскетизма, призывы к отказу от всяких гигиенических правил и навыков, нашедших место в Греции и Риме, сделали свое дело: в средневековом городе исчезают элементы санитарного благоустройства. Он беспорядочно застраивается, высокие, затемняющие друг друга дома теснятся в узких улицах внутри крепостных стен. Эпоха Средневековья вошла в историю как эпоха грозных эпидемий чумы, тифов, холеры, проказы, сифилиса и многих других инфекционных заболеваний. Средняя продолжительность жизни в этот период стояла на уровне 20-23 лет, доходя в Англии в конце XIV века до 17-20 лет.

Заключительный период эпохи феодализма, так называемая эпоха Возрождения (XV-XVI век), характеризуется некоторым оживлением интереса к гигиеническим вопросам. Однако на ряде положений этого периода, относящихся к "гигиастике", лежит печать суеверия и предрассудков, в чем выразилось внутреннее, противоречие, раздвоенность деятелей переходного периода. Вместе с тем авторы социально-утопических теорий эпохи Возрождения ("Утопия" Томаса Мора, 1478-1535; "Город солнца" Томазо Кампанеллы, 1568-1639) отводят профилактике и врачам видное место в разрешении вопросов личной и общественной жизни.

В переходное от феодализма к промышленному капитализму время, в так называемый мануфактурный период, в особенности в Италии, появляются, как указывал К. Маркс, условия для возникновения обширной промышленной патологии. К этому периоду относится труд итальянского врача Бернардино Раммацини (1633-1714) "Рассуждение о болезнях ремесленников" (1700), посвященный описанию санитарных вредностей и профессиональных заболеваний их профилактике.

С развитием промышленного капитализма растет численно пролетариат, а условия его жизни становятся все более тяжелыми. Наряду с экономическими рабочие выдвигают и санитарные требования. В гигиене появляются два дополняющих друг друга направления, которые преследуют в основном интересы господствующего класса - капиталистов. С одной стороны, это пропаганда начал индивидуальной гигиены, наиболее ярким выражением которой является труд профессора медицины в Иене (Германия) Х. В. Гуфеланда (1762-1836) "Макробиотика, или искусство продления человеческой жизни" (1796). Макробиотику Гуфеланд ставил выше лечебной медицины, утверждая, что последняя в лучшем случае может лишь "восстановить потерянное здоровье", а потому является только "вспомогательной наукой". С другой стороны - это популяризация государственных мероприятий в области здравоохранения, представленная шеститомным трудом ректора Петербургской медико-хирургической академии И. П. Франка (1745-1821) под названием "Полная система медицинской полиции".

Дальнейшее развитие капитализма, рост промышленности, возникновение крупной машинной индустрии, развитие точных научных знаний обусловили возрождение и оформление в числе других наук и гигиены. Однако развитие санитарных мероприятий в этот, так же как и в предыдущий, период осуществляется в интересах имущих классов. Благоустраиваются лишь центральные районы городов, где живет буржуазия, окраины же, заселенные трудящимися, отличаются крайне неблагоприятными санитарными условиями жизни. Непомерно длинный рабочий день при отсутствии необходимых мер по гигиене и охране труда приводит к массовым профессиональным заболеваниям рабочих, подрыву их здоровья и сокращению продолжительности жизни. Выбросы вредных производств загрязняют и отравляют атмосферный воздух, почву и водоемы. В первой половине XIX века средняя продолжительность жизни в Манчестере для состоятельных классов была 35 лет, а для рабочих- 18 лет.

В XIX веке в развитии гигиены при капитализме сыграли роль следующие моменты:

1. Революционное движение рабочего класса, требовавшего сокращения рабочего дня, улучшение условий труда, быта и т. д.

2. Крупные эпидемии в Европе, которые угрожали благополучию самой буржуазии и толкали ее на поиски мер борьбы с ними.

Кроме того, эпидемии и другие массовые заболевания останавливали жизнь страны, затрудняли торговлю, влияли на производство и, увеличивая смертность населения, уменьшали численность армий.

3. Развитие естествознания, создавшее условия для перехода гигиены на путь эксперимента. Совершенствование физических, химических, физиологических, а позднее микробиологических методов исследований позволяло создать гигиеническую лабораторию и перейти от общих описаний, характерных для периода эмпирической гигиены, к точному и объективному изучению факторов внешней среды и влияния их на здоровье населения. Открытия Л. Пастера, Р. Коха, И. И. Мечникова, Н. Ф. Гамалеи и других микробиологов вооружили гигиену ценнейшими данными о природе и о путях распространения инфекционных заболеваний. Развитие техники способствовало строительству водопровода, канализации, центрального отопления, механической вентиляции и других санитарно-технических устройств, играющих большую роль в оздоровлении внешней среды.

В середине XIX века создались условия для развития экспериментальной гигиены. Основоположниками ее в России были А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман, в Германии - М. Петтенкофер, К. Флюгге, М. Рубнер, в Англии - Э. Паркс и Дж. Саймон, во Франции - М. Леви.

В последней трети XIX века домонополистический капитализм начинает переходить в стадию империализма. Все чаще повторяются экономические кризисы перепроизводства, растет армия безработных и нищета трудящихся масс города и деревни при громадной концентрации богатств в руках эксплуататоров. Особенно тяжелое положение складывается для трудящихся масс колоний, полуколоний и зависимых стран, беспощадно эксплуатируемых крупнейшими империалистическими государствами.

После периода некоторых успехов, достигнутых в деле борьбы с инфекционными заболеваниями, в благоустройстве населенных мест и в проведении других мероприятий, темп развития гигиены в условиях капитализма замедляется, хотя отдельные передовые ученые проводят глубокие научные изыскания, заслуживающие серьезного внимания.

В последние десятилетия в связи с общим кризисом капитализма в буржуазном обществе начинают вновь широко проповедоваться под разными новыми названиями реакционные учения Мальтуса, Спенсера, Фрейда и др., в свое время разоблаченные классиками марксизма-ленинизма. Появляются расовая гигиена, евгеника и др. Неомальтузианцы утверждают, что земной шар якобы перенаселен, что средств питания якобы недостаточно, что гигиена не нужна, так как войны, голод, болезни и эпидемии регулируют количество населения земного шара, способствуют выживанию наиболее сильной части (или рас) человеческого рода, и что гигиена даже вредна, поскольку гигиенические мероприятия помогают выживанию слабых.

Успехи социалистического строительства и достижения науки в СССР и других странах народной демократии опровергают эти измышления неомальтузианцев с их лженаучной теорией "абсолютного перенаселения", с их изуверской расовой теорией и вскрывают сущность попыток империалистов прикрыть ими нищенское существование трудящихся масс в странах капитала.

За рубежом много говорят о так называемых болезнях цивилизации, к которым относят учащающиеся там нервно-психические заболевания, злокачественные новообразования, кариес, уличный травматизм и др. Однако и признание этих фактов тоже направлено на оправдание капитализма, так как неустранимых неблагоприятных последствий урбанизации и развития промышленности не существует.

РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ В РОССИИ. Гигиена в России развивалась самобытно в связи со своеобразными условиями общественного и экономического развития страны.

Памятники древнерусского изобразительного искусства и письменности показывают, что русскому народу еще на заре его истории были свойственны правильные представления в области личной и общественной гигиены. Например, в памятниках времен Владимира Святославовича (978-1015) изображены табуреты, столы для приема пищи, а на них - чаши, ковши, солоницы, ножи, ложки. Приготовление пищи отображено на многих древних миниатюрах. Например, печь с вмазанным котлом, стол для разделки продуктов, подвешенное к потолку над столом сито, различная деревянная и металлическая посуда. В Домострое (документ времен Ивана Грозного) имеются указания, что столовую посуду надо всегда тщательно мыть, чистить, скрести, полоскать горячей водой и высушивать.

Давно были известны противоцинготные свойства овощей, применялся отвар шиповника для предупреждения цинги. Документ, датированный 1624 г., содержит ряд санитарных указаний специальным приставам, назначенным в Москве "для смотрения за печением и продажей хлеба". В старинных книгах имеется много поражающих своей правильностью рекомендаций о выборе и устройстве источников водоснабжения. Уже в документах X века содержатся указания о корсунском водопроводе. Много сведений о широком распространении бань на Киевской Руси. Мытье в банях настолько вошло в быт наших предков, что Олег требовал у греков, чтобы они русским послам и купцам в Царьграде "творити мовь лико хотять" сделали возможным. Древний Новгород в XII веке был одним из наиболее благоустроенных городов в Европе. В Москве было запрещено выливать нечистоты на улицу в 1650 г., т. е. на 130 лет раньше, чем в Париже.

Материалистические традиции русской гигиены восходят к М. В. Ломоносову (1711-1765), который, будучи энциклопедистом, не прошел мимо актуальных для его времени вопросов гигиены. В своем произведении "О размножении и сохранении российского народа" (1761) он выдвигает ряд социально-гигиенических проблем, указывая, что в "размножении" и сохранении здоровья народа "состоит могущество и богатство всего государства". В связи с этим он останавливается на вопросах гигиены быта и народного питания. В других трудах он рассматривал некоторые вопросы гигиены труда в начавшей развиваться горнорудной промышленности, а также вопросы гигиенического обеспечения плаваний в северных морях.

В XVIII веке начинают составляться медико-топографические описания отдельных местностей России, авторы которых связывают местные особенности заболеваемости населения с условиями внешней среды.

Во второй половине XVIII века намечается значительный прогресс в развитии военной гигиены. В 1793 г. военный медик штаб-лекарь Е. Белопольский по указаниям А. В. Суворова составил "Правила медицинским чинам", в которых особое внимание уделял вопросам гигиены: "Причины умножающихся болезней ведать непременно, а выискивать оные не в лазаретах между больными, но между здоровыми в полках, батальонах, ротах, корпоральствах и разных отдельных командах, исследовав их пищу, питье, и землянок, время их построения, пространство и поваренную посуду, все содержание, разные изнурения".

Крупные войны начала XIX века вызвали появление первых пособий по военной гигиене, написанных М. Я. Мудровым (1826) и Р. С. Четыркиным (1834).

Необходимо подчеркнуть, что развитие общественной гигиены в тот период во многом обязано прогрессивным взглядам на значение профилактики в охране здоровья населения ведущих медиков XIX века Н. И. Пирогова, С. П. Боткина, Г. А. Захарьина (1829-1897), А. А. Остроумова (1844-1908) и др.

На формирование этих передовых научных воззрений сильное идейное влияние оказали классики русской материалистической философии XIX века А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, великий литературный критик и публицист В. Г. Белинский, а также плеяда великих русских ученых - И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев и К. А. Тимирязев, освещавших в своих научных трудах проблему взаимоотношений человеческого организма и окружающей его среды с материалистических позиций.

Основоположниками отечественной гигиены как самостоятельной науки явились А. П. Доброславин (1842-1889) и Ф. Ф. Эрисман (1842-1915).

А. П. Доброславин - первый профессор гигиены в России, возглавивший в 1871 г. впервые организованную в Петербурге кафедру гигиены в Медико-хирургической академии.

Благодаря А. П. Доброславину молодая кафедра стала центром научно-гигиенической мысли. Он создал в России первую гигиеническую школу, из которой вышли видные гигиенисты - М. Я. Капустин, С. В. Шидловский и др. А. П. Доброславин обогатил разные отрасли гигиены ценными теоретическими исследованиями и практическими предложениями, в частности в области гигиены питания, школьной гигиены и пр. Им написано руководство "Гигиена - курс общественного здравоохранения" (1882). По его инициативе в Петербурге была создана санитарная лаборатория для исследования пищевых продуктов. Он участвовал как специалист военно-санитарного дела в действующей армии во время русско-турецкой войны (1877-1878). С 1882 г. А. П. Доброславин начал читать курс военной гигиены, а затем написал руководство "Курс военной гигиены" (1885-1887). Им организовано "Русское общество охранения народного здравия" и основан научно-популярный гигиенический журнал "Здоровье".

Ф. Ф. Эрисман также начал свою деятельность как гигиенист в Петербурге, где глубоко и всесторонне изучал вопросы школьной гигиены и санитарные условия в жилищах рабочих. Ему принадлежит капитальный труд "Руководство по гигиене" (1872-1877). Ф. Ф. Эрисман интересовался вопросами гигиены труда и в 1877 г. написал вторую капитальную работу "Профессиональная гигиена, или гигиена умственного и физического труда", где затронул широкий круг вопросов этого раздела науки, в том числе военной гигиены. Как и А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман принимал участие как гигиенист в действующей армии в русско-турецкую войну. Особенно плодотворной была деятельность Ф. Ф. Эрисмана после переезда его в 1879 г. в Москву, где он работал в качестве земского санитарного врача Московского уезда. К этому периоду относятся его известные работы, написанные совместно с А. В. Погожевым, Е. М. Дементьевым и др., по санитарному изучению фабрик и заводов Московской губернии. Опубликованные в больших сборниках, они до сих пор представляют большой научный интерес.

С 1880 г. Ф. Ф. Эрисман возглавляет организованную им кафедру гигиены Московского университета. По его инициативе в Москве строится здание Гигиенического института с лабораториями, музеями, библиотекой. При кафедре Ф. Ф. Эрисман создает городскую санитарную станцию, проводившую большую научную и практическую работу. Известны классические годовые отчеты этой станции, содержащие ценные материалы по методике гигиенических исследований. Ф. Ф. Эрисман был первым и бессменным председателем созданного в 1892 г. Московского гигиенического общества.

И. М. Сеченов, характеризуя деятельность Ф. Ф. Эрисмана, сказал: "До него гигиена существовала лишь номинально, а в его руках она стала деятельным началом против многих отечественных недочетов и язв".

А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман явились выразителями прогрессивных идей русской общественной мысли 60-х годов в гигиене. Их деятельность была связана с деятельностью первых земских и городских санитарных органов, а также Общества русских врачей в память Н. И. Пирогова. Они были руководителями получивших впоследствии широкое развитие обследовательских санитарных работ. Ф. Ф. Эрисман и московские земские врачи (Е. А. Осипов, П. И. Куркин, С. М. Богословский) внедрили санитарно-статистические методы в практику изучения санитарного состояния населенных мест и здоровья населения.

Благодаря А. П. Доброславину и Ф. Ф. Эрисману отечественная научная гигиена с первых шагов своего зарождения выгодно отличалась от зарубежной своим социальным характером, связью с практической санитарной деятельностью, постановкой актуальных задач здравоохранения и оздоровления широких масс населения, стремлением преодолеть ограниченность узколабораторного и санитарно-технического направления западноевропейских гигиенических школ.

Многие ученики и последователи А. П. Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана организовали и возглавили кафедры гигиены в ряде городов России (М. Я. Капустин, И. И. Скворцов, П. Н. Лащенков, П. Н. Диатропов, Г. В. Хлопин, Н. К. Игнатов и др.).

Общественный характер санитарной деятельности в России связан с развитием земской медицины. Земство, но определению В. И. Ленина, было одной из тех уступок, которые сделало самодержавное правительство под давлением общественного возбуждения и революционного натиска. Однако в условиях буржуазно-помещичьего земства нельзя было добиться решения кардинальных вопросов, касающихся жизни общества, в частности охраны его здоровья. В период реакции после подавления первой русской революции 1905 г. в земской медицине усилились консервативные тенденции. Гигиена находилась в положении "пасынка"; санитарное законодательство отсутствовало, санитарные организации были разогнаны.

Группа врачей-большевиков (Н. А. Семашко, З. П. Соловьев, С. И. Мицкевич и др.) и примыкавшие к ним передовые гигиенисты и санитарные врачи активно боролись с этими реакционными тенденциями.

РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ В СССР. Великая Октябрьская социалистическая революция создала исключительно благоприятные условия для проведения широких оздоровительных мероприятий в государственном масштабе и для развития гигиенической науки.

На VIII съезде РКП (б) в 1919 г. была принята Программа Российской коммунистической партии (большевиков), провозгласившая профилактику основным принципом советского здравоохранения. В этой Программе указывалось, что "РКП ставит своей ближайшей задачей решительное проведение широких санитарных мероприятий в интересах трудящихся, как-то:

а) оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды и воздуха);

б) постановка общественного питания на научно-гигиенических началах;

в) организация мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней;

г) создание санитарного законодательства" * .

* (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть 1. Изд, 7-е, Госполитиздат. М., стр. 429-430. )

Весь последующий период социалистического строительства характеризуется неуклонным выполнением принципов, провозглашенных Программой Российской коммунистической партии (большевиков) и принятых съездом партии.

Осуществление грандиозных задач, вытекающих из новой Программы партии и решений XXIII съезда КПСС в области народного здравоохранения, направлено на укрепление здоровья и продление жизни населения нашей страны.

Потребности практической жизни настоятельно требовали развития гигиенической науки. Уже в первые дни после революции выявилась потребность в разработке гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, необходимых для оздоровления условий труда, населенных мест, жилищ, школ, общественного питания и т. д. Для решения этих вопросов была создана сеть научно-исследовательских гигиенических институтов, а на медицинских факультетах - кафедр гигиены питания, гигиены труда и профзаболеваний, коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков, эпидемиологии.

Разработанные гигиеной нормативы и научно обоснованные положения внедряются через санитарное законодательство в практику и служат основой деятельности санитарной организации.

В первые же годы Советской власти декретом Совнаркома РСФСР от 15/XI 1922 г. была создана государственная санитарная служба. Ее задачи, функции и деятельность развивались в соответствии с развитием народного хозяйства и культуры и уточнялись последующими правительственными постановлениями.

23 декабря 1933 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление "Об организации Государственной санитарной инспекции", что значительно расширило правовые основы деятельности санитарной службы, усилило ее контрольные функции и обеспечило ее независимость при осуществлении санитарного надзора. Огромное значение для деятельности санитарной организации имеют Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР 1960 г. "О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР", в котором дана программа улучшения санитарного дела в нашей стране, и Постановление Совета Министров СССР от 29 октября 1963 г. "О государственном санитарном надзоре в СССР".

В многогранную деятельность санитарных органов входят: санитарная охрана государственных границ, санитарная охрана условий труда и быта населения, санитарная охрана атмосферного воздуха, водоемов и почвы, обеспечение санитарных норм и правил при строительстве и благоустройстве населенных мест, промышленных предприятий, жилищ, культурно-бытовых и лечебно-профилактических учреждений, санитарная охрана пищевых продуктов и санитарное обеспечение общественного питания, мероприятия по ликвидации и предупреждению инфекционных и массовых болезней, профессиональных и других заболеваний, руководство санитарно-профилактической деятельностью учреждений здравоохранения, организация общественного санитарного актива и руководство им, проведение санитарной пропаганды среди населения.

В состав санитарной службы входят большая сеть областных, городских и районных санитарно-эпидемиологических станций, созданных еще в 1939 г., а также различные специализированные санитарные и противоэпидемические учреждения, научно-исследовательские институты, кафедры и лаборатории.

В настоящее время проводятся важные мероприятия по укрупнению существующих и созданию на селе санитарно-эпидемиологических станций, оснащенных современным оборудованием и лабораторной аппаратурой, укомплектованных специалистами, способными осуществлять и решать в полном объеме ответственные задачи, поставленные перед санитарной службой страны.

Санитарно-эпидемиологические станции систематически изучают санитарное состояние объектов, расположенных на обслуживаемой ими территории, а также состояние здоровья обслуживаемого ими населения, разрабатывают планы санитарных мероприятий и контролируют их выполнение всеми государственными, хозяйственными и общественными предприятиями и учреждениями, изучают эффективность внедрения этих мероприятий.

Разрешая указанные задачи, санитарная организация осуществляет предупредительный и текущий санитарный надзор.

Предупредительный санитарный надзор заключается в контроле за соблюдением гигиенических норм и санитарных правил в ходе проектирования и строительства населенных мест, промышленных предприятий, коммунальных объектов, лечебно-профилактических учреждений, школ, столовых и т. д. и заканчивается выдачей санкции на их эксплуатацию.

В задачи предупредительного санитарного надзора входит также контроль за продукцией, которая может оказать влияние на здоровье населения, например контроль за новыми полимерными материалами, применяемыми в строительстве, за посудой и оборудованием пищевых предприятий, за новыми видами пищевых продуктов, гигиеническая оценка сельскохозяйственных машин, а также пестицидов, применяемых в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями, и т. п.

Текущий санитарный надзор осуществляется в отношении эксплуатируемых объектов и проводится периодически в соответствии со спецификой каждого из них. Он направлен на изучение санитарного состояния объекта, влияния его на здоровье населения, включает разработку на этой основе конкретных оздоровительных мероприятий, выполнение этих мероприятий и учет их эффективности.

К проведению текущего санитарного надзора широко привлекаются врачи и средний медицинский персонал лечебно-профилактической сети.

В работе медицинских учреждений лечебного профиля профилактика занимает все больше и больше места. Профилактическое направление находит особо яркое выражение в диспансерном методе обслуживания населения, при котором проводится углубленное медицинское обследование определенных контингентов населения для выявления начальных форм заболеваний.

Одновременно изучаются условия труда и быта обследуемых. Это позволяет выявить причины заболеваний и принять меры, направленные как на оздоровление условий внешней среды, так и на лечение заболевших.

Юридической основой осуществления предварительного и текущего санитарного надзора являются советское законодательство, постановления и распоряжения центральных и местных органов советской власти, в соответствующем порядке утвержденные "Санитарные нормы и правила", Государственные общесоюзные стандарты (ГОСТ), санитарные правила, инструкции, издаваемые Всесоюзной государственной санитарной инспекцией, Санитарные нормы и правила (СН и П), издаваемые Госстроем СССР по согласовании с санитарными органами, и т. д.

С 1 июля 1970 г. введен в действие принятый Верховным Советом СССР закон "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении". Третий раздел этого закона посвящен обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения, причем проведение необходимых санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений внешней среды, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, предупреждение болезней, является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений, колхозов, профессиональных союзов и иных общественных организаций.

На органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Союза ССР и союзных республик возлагают государственный санитарный надзор за проведением необходимых мероприятий указанными организациями.

Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет за собой привлечение виновных и дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Союза ССР.

Расширение содержания и задач советской гигиены привело к ее дифференциации. Этого требовала необходимость углубленного изучения разнообразных и больших гигиенических проблем, это диктовалось и санитарной практикой, для которой стали необходимы санитарные врачи - специалисты по различным отраслям гигиенических знаний. Особое развитие получили такие отрасли гигиены, как коммунальная гигиена, гигиена труда, гигиена питания, гигиена детей и подростков, представленные соответствующими кафедрами медицинских институтов, готовящих кадры санитарных врачей на санитарно-гигиенических факультетах.

За сравнительно короткий период накоплен большой научный материал, разрешен ряд важных научных проблем, предложены гигиенические нормативы и ряд оздоровительных мероприятий.

В СССР созданы все условия для успешной деятельности целой плеяды крупных ученых-гигиенистов. Деятельность одного из них - Г. В. Хлопина (1863-1929) - протекала на рубеже двух эпох. Начав свою работу в качестве гигиениста Пермской санитарной станции, еще не будучи врачом, он продолжал ее в качестве лаборанта и прозектора на кафедре у Ф. Ф. Эрисмана. Заведуя с 1896 г. кафедрами гигиены в ряде городов (Юрьев, ныне Таллин, Одесса, Петербург), а с 1918 г. в Военно-медицинской академии, Г. В. Хлопин плодотворно работал в различных отраслях гигиены. Его трудами был развит и углублен экспериментальный метод в гигиене. Многие из предложенных им методов гигиенических исследований прочно вошли в гигиеническую практику. Г. В. Хлопину принадлежит ряд работ по изучению санитарного состояния городов, разных сторон питания населения, по школьной и профессиональной гигиене. Он оставил большое литературное наследство, в том числе учебник "Основы гигиены" и "Курс общей гигиены".

С именем Н. А. Семашко (1874- 1949) и З. П. Соловьева (1876-1928) связано проведение профилактических мероприятий в СССР. Они были организаторами и первыми заведующими н. А. Семашко. кафедрами социальной гигиены.

Существовавшие в медицинских институтах кафедры организации здравоохранения, так же как Научно-исследовательский институт организации здравоохранения Министерства здравоохранения СССР, переименованы в настоящее время в кафедры и Институт социальной гигиены и организации здравоохранения. Это создает большие возможности для развития социальной гигиены как предмета преподавания и научно-исследовательской работы.

Развитию коммунальной гигиены в СССР способствовали А. Н. Сысин, З. Г. Френкель, Н. Г. Игнатов, А. Н. Марзеев и др.

Развитие гигиены труда в СССР связано с именами В. А. Левицкого, С. И. Каплуна, А. А. Летавета, Н. А. Вигдорчика, Э. М. Кагана, З. Б. Смелянского и др.

В области гигиены питания большое значение имеют работы М. Н. Шатерникова, И. П. Разенкова, О. П. Молчановой, А. В. Палладина, Б. А. Лаврова и др.

В школьную гигиену ценный научный вклад внесли Д. Д. Бекарюков, В. М. Бонч-Бруевич (Величкина), А. В. Мольков, Н. А. Семашко.

Вопросами военной гигиены, кроме Г. В. Хлопина и З. П. Соловьева, много занимались В. А. Углов, Ф. Г. Кротков и др.

Большую роль в развитии гигиенической науки и санитарной практики сыграли съезды гигиенистов и санитарных врачей.

Во всех изучаемых ею областях советская гигиена стала на путь тесной связи с физиологией, патологией, с клиническими дисциплинами, на путь экспериментальных гигиенических исследований, позволяющих научно обосновать гигиенические нормативы и рекомендации. Этот послевоенный период развития гигиены характеризуется значительными успехами в области гигиенического нормирования факторов внешней среды (гигиенические нормы по микроклимату производственных помещений, жилищ, по предельно допустимым концентрациям ядовитых веществ в воздухе и водоемах, физиолого-гигиенические нормы питания и др.).

За годы Советской власти в общегосударственном масштабе проведено большое количество мероприятий по планировке населенных мест, их благоустройству, санитарной охране водоемов и атмосферного воздуха, рационализации питания населения, оздоровлению условий труда в промышленности и сельском хозяйстве, санитарному обеспечению детских контингентов и т. д.

В результате величественных побед, одержанных советским народом под руководством Коммунистической партии, в результате улучшения санитарного состояния в стране и успехов медицинской науки и советского здравоохранения за послеоктябрьский период в СССР произошли огромные положительные сдвиги в здоровье населения. Об этом говорят такие санитарные показатели, как общая смертность населения, уменьшившаяся по сравнению с таковой дореволюционного периода более чем в 4 раза (рис. 1), и детская смертность в возрасте до 1 года, снизившаяся в 9 раз (рис. 2). Общая смертность населения СССР в 1966 г. составляла 7,3 на 1000 человек, а детская смертность - 2,6 на 100 новорожденных * . И в настоящее время показатели общей смертности в СССР продолжают оставаться ниже, чем в США, Англии, Франции и других капиталистических странах (рис. 3). Важно также, что кривая, характеризующая темп снижения смертности, в СССР значительно круче, чем в крупнейших капиталистических странах. Намного снижена заболеваемость населения, особенно инфекционными болезнями. Многие опасные инфекционные болезни (холера, чума, натуральная оспа и др.) полностью ликвидированы, а другие (например, дифтерия, бруцеллез, туляремия) встречаются весьма редко. Резко снижены и с каждым годом уменьшаются заболеваемость профессиональными болезнями, промышленный и сельскохозяйственный травматизм. Из года в год улучшаются показатели физического развития детей и подростков.

* (Народное хозяйство СССР в 1967 г. Статистика. М., 1968, стр. 36. )

В итоге средняя продолжительность жизни в СССР к 1966 г. увеличилась с 32 до 70 лет, т. е. возросла более чем в 2 раза (рис. 4).

Успешное строительство коммунизма в СССР, с одной стороны, непрерывно выдвигает перед гигиенической наукой новые проблемы, с другой - открывает огромные возможности и перспективы в деле реализации ее достижений, внедрения их в практику в интересах охраны здоровья населения. Этим объясняется расцвет передовой советской гигиенической науки, роль которой еще больше возрастает в период выполнения главной задачи девятой пятилетки намеченной XXIV съездом КПСС "...обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа".

Истоки гигиены как науки уходят в глубокую древность. Исторические документы свидетельствуют о том, что у древних народов Египта, Индии, Китая существовали простейшие гигиенические правила по уходу за телом, по питанию, выбору источников водоснабжения, предупреждению инфекционных заболеваний.

Значительное развитие гигиена получила в античной Греции, где осуществлялся надзор за постройкой домов и продажей пищевых продуктов, устройством канализации и др. В гигиенических целях греки широко использовали различные виды физических упражнений и закаливание. Мыслитель, ученый, врач Древней Греции Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) создал первые произведения по гигиене: трактаты «О здоровом образе жизни», «О воздухе, воде и почве».

В Древнем Риме санитарные мероприятия проводились еще более широко. В городах устраивались водопроводы, общественные бани-купальни, канализация. Контроль за работой этих сооружений осуществляли специально нанимаемые чиновники - эдилы. Однако в Древнем Риме и Греции, где было ярко выражено классовое неравенство, основное внимание уделялось охране и укреплению здоровья представителей господствующих классов. Поэтому среди беднейших слоев населения отмечались высокая заболеваемость и смертность.

В средние века (конец V - середина XVII в.) в период феодализма гигиена пришла в упадок. Этому в значительной степени содействовали религиозные взгляды, способствующие полному забвению и отрицанию гигиенических правил. В городах почти не строились санитарные сооружения. Все это явилось причиной возникновения опустошительных эпидемий оспы, чумы. Например, в XIV в. в Европе от эпидемии чумы погибло 25 млн человек, т. е. четвертая часть всего ее населения.

В эпоху Возрождения (XV - XVII вв.) в связи с изменением социально-экономических условий, развитием естествознания вновь проявляется интерес к гигиене.

В последующие периоды отмечается постепенное возрождение гигиенических знаний. В России гигиена развивалась самобытным путем, и наши предки раньше других народов научились проводить санитарные мероприятия. Исторические материалы свидетельствуют о том, что еще в Древней Руси были известны некоторые сведения о гигиенических правилах по профилактике инфекционных заболеваний, об уходе за телом, питании, благоустройстве городов. Так, например

в древнем Новгороде уже в XI в. были сооружены водопровод и канализация.

В XIX в. гигиена стала развиваться быстрыми темпами, что было обусловлено рядом причин: бурный рост промышленности в городах, жесткая эксплуатация трудящихся, неблагоприятные бытовые условия и т. п. В ходе борьбы за свои права рабочий класс выдвигал требования об улучшении санитарных условий труда и быта.

Это стимулировало развитие гигиены, чему также в значительной мере способствовали успехи естествознания, физики, химии и других наук. Использование физических, химических и микробиологических методов в гигиене открыло возможность для научного обоснования гигиенических норм и правил, а также для разработки эффективных санитарных мероприятий. Таким образом, завершился этап накопления эмпирических гигиенических знаний и начался этап развития экспериментальной (научной) гигиены. Во второй половине XIX в. гигиена сформировалась в самостоятельную науку.

Основоположниками научной гигиены считаются в Германии М. Петтенкоффер, в России - А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман, в Англии - Э. Парке. Виднейшие представители отечественной медицины, естествознания и культуры постоянно высказывали прогрессивные мысли о необходимости развития профилактического направления медицины. Это в значительной мере способствовало развитию гигиены в России. Лауреат Нобелевской премии академик И. П. Павлов писал: «Только познав все причины болезней, настоящая медицина превращается в медицину будущего, т. е. гигиену в широком смысле слова».

А. П. Доброславин (1842-1889) и Ф.Ф.Эрисман (1842-1915) определили общественное направление

гигиены, начали вести экспериментальные исследования, заботились о подготовке кадров. А. П. Доброславин организовал в Военно-медицинской академии в Петербурге (1871) первую в стране кафедру гигиены и открыл экспериментальную гигиеническую лабораторию. Он проводил научные исследования во многих областях гигиены и плодотворно осуществлял педагогическую и общественную деятельность. Им был опубликован двухтомный курс гигиены.

Ф. Ф. Эрисман возглавил в 1882 г. кафедру гигиены в Московском университете и организовал при ней городскую санитарную станцию.

В 1892 г. Ф. Ф. Эрисман создал Московское гигиеническое общество.

— Источник—

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.

Post Views: 31

Определение понятий экология, экология человека и гигиена.

История возникновения экологии, гигиены, цели, задачи, методы, терминология, перспективы развития.

План лекции

ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУК

1. История возникновения экологии, гигиены, цели, задачи, методы, терминология, перспективы развития.

2. Значение гигиены в деятельности медицинских работников.

3. Роль гигиены и экологии в системе наук изучающих природу, живые организмы и их взаимодействие.

Экология (греч. – учение о доме) – это наука об отношениях растительного мира и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. В целом, проблемы большой экологии охватывают все вопросы жизнедеятельности всех живых организмов. Поэтому по отношению к предметам изучения экология подразделяется на экологию любого живого существа- микробов, растений, животных и т.д.

Нас интересует экология человека , которая изучает влияние факторов окружающей среды на человека и в свою очередь влияние человека и групп людей на окружающую среду. С ней тесно связана медицинская экология , изучающая болезни человека, вызванные загрязненной средой, и способы их предупреждения. Здоровье населения на любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания.

Понятие «гигиены» восходят в глубокую древность. Гигиея – дочь бога медицины Асклепия, изображавшаяся красавицей с чашей в руке, обвитой змеей – богиня здоровья, лечившая солнцем, водой и воздухом, соблюдением чистоты тела. Другая ее сестра – Панацея – лечила лекарствами.

Гигиена (греч. – здоровый) – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека, сохранению его здоровья и продлению жизни.

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в ХIХ веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины ХIХ века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»



На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).

В развитии гигиены большую роль сыграли основоположники русского здравоохранения – терапевт М.Я. Мудров и акушер С.Г. Зыбелин

Необходимо знать о деятельности трех отечественных ученых, сыгравших основополагающую роль в развитии отечественной гигиены.

А.П. Доброславин (1842-1889 гг) – создал первую кафедру гигиены (1871) при Петербургской ВМА; издал первый русский учебник по гигиене, стал издавать журнал «Здоровье», открыл первую экспериментальную гигиеническую лабораторию, организовал Русское общество по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России; разрабатывал основы коммунальной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг) – основал кафедру гигиены при Московском университете (1882 г), Гигиенический институт с городской санитарной станцией для исследования пищевых продуктов, воды и почвы; разрабатывал проблемы школьную гигиену и гигиены питания; издал трехтомное руководство по гигиене.

Г.В. Хлопин (1863-1929 гг) – ученик Эрисмана, поставил гигиену на обязательные лабораторные исследования и эксперимент, издал руководства по основам гигиены и общей гигиене.

В 1922 г. впервые в мире вышел государственный закон «О санитарных органах республики», который на государственном уровне обязал соблюдать вопросы гигиены и ввел государственный санитарный надзор. Деятельность санэпидслужбы в нашей стране была одна из самых эффективных в мире.

Принятие новой Конституции Российской Федерации (1993) потребовало пересмотра и ряда положений в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения. В настоящее время основу санитарного законодательства как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду составляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013). В настоящее время санитарное законодательство включает в себя 11 федеральных законов, 165 региональных законов и свыше 3 тыс. санитарных правил и иных нормативных правовых актов.

В 2004 г. образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению функции контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Государственный санитарный надзор осуществляется в двух формах: а) предупредительного санитарного надзора – контроль за проектами, строительством, производством будущих изделий и б) текущего санитарного надзора – повседневного, планового и целенаправленного за действующими объектами. Роспотребназор представляет собой единую централизованную государственную систему, основной функцией которой является реализация государственной политики по обеспечению безопасности окружающей среды и снижение рисков для общественного здоровья. Сюда включаются такие виды деятельности, как санитарное нормирование, санитарный надзор, санитарно-гигиенический мониторинг, государственная регистрация и сертификация, исследование и испытание веществ и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и др. При этом осуществление практических мер по предупреждению эпидемий и их последствий, а также по охране окружающей среды возложено на субъекты Российской Федерации и является их обязательством.

В настоящее время Роспотребнадзор объединяет 2218 Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), которые объединены в 90 территориальных управлений – по числу регионов и 1 - на железнодорожном транспорте. Кроме того, деятельность санэпидслужбы обеспечивают 21 научно-исследовательский институт (научные центры). Основной целью этих органов является обеспечение санитарно-эпидемического благополучия, предупреждение и ликвидация опасных и вредных влияний среды обитания человека на его здоровье. Это обеспечивается повседневным контролем за средой обитания человека и его здоровьем и управлением санитарно-эпидемидемической ситуацией на местах. Ведущим направлением деятельности госсанэпидслужбы в последнее время стал санитарно-гигиенический мониторинг по контролю за окружающей средой и оценкой рисков воздействия различных факторов на организм человека.

Сегодня никто даже не задумывается, нужно ли вымыть руки, придя с улицы, никто не сомневается по поводу необходимости ежедневно мыться, убирать квартиру, устранять пыль и грязь. Однако так было не всегда. Существовали временные периоды, когда люди совершенно не придавали таким вещам значения. Поэтому история развития гигиены как науки имеет длинные корни, уходящие в глубокое прошлое. Ростки же ее и сегодня актуальны и распространены во всех странах, у всех народностей.

Гигиена как наука: предмет, цели и задачи

Что же собой представляет эта дисциплина и изучением чего она занимается? Попробуем разобраться.

Целью данной науки является разработка комплексных профилактических мер, способных обеспечить человеку нормальное существование в окружающей среде и избавляющих его от нежелательных недугов. То есть предупреждение развития вредоносных бактерий, вирусов, грибков вокруг людей, обеспечение последних полной информацией о том, как сохранить в здоровом состоянии свое тело, жилище, оставить нетронутым здоровье.

Соответственно, предметом изучения науки является человек и окружающая среда, их взаимодействие между собой и взаимное влияние на состояние и здоровье друг друга.

Согласно поставленной цели, дисциплина направлена на решение следующих задач:

  1. Изучить влияние факторов биотической и абиотической среды, а также социальных факторов на здоровье и состояние человека, включая его психоэмоциональную сферу. И на основе полученных данных разработать комплекс оздоровительных мер, способных ограничить или устранить это влияние.
  2. Разработать методы повышения устойчивости, сопротивляемости человеческого организма различным факторам.
  3. Рассмотреть влияние на людей и создать комплекс мер по борьбе с ними.

Итак, какие же задачи ставит перед собой эта наука? Гигиена человека - это в первую очередь профилактика, предупреждение, устранение заранее возможных неприятностей.

Классификация дисциплины

С развитием знаний о гигиенических нормах в данной науке появились разделы, которые изучают какие-либо определенные факторы воздействия на человека. Так, можно выделить несколько основных отраслей гигиены.

  1. Общая - направлена на формирование комплекса вакцинации населения от воздействия недугов под влиянием внешней окружающей среды.
  2. Коммунальная гигиена - изучает непосредственное влияние жилищных условий и различных населенных пунктов на здоровье человека. Так, сюда можно отнести гигиену почвы, воды, воздуха, населенных мест, жилищ и зданий общественного пользования.
  3. Питания . Эта отрасль направлена на изучение влияния качества и количества пищи на сохранение нормальной жизнеспособности и здоровья людей. Именно сотрудники отделов способны коррелировать образ жизни человека с необходимым количеством калорий, а также разработать диетологические меры по предупреждению различных заболеваний (ожирение, анорексия, булимия, сахарный диабет и прочие).
  4. Гигиена труда сопоставляет условия работы человека и а также взаимовлияние этих показателей.
  5. Гигиена детей и подростков. Особая отрасль, так как направлена на формирование знаний о важности профилактических мер именно у школьников и дошкольников. Они первыми узнают, что изучает наука гигиена, зачем она нужна и какая польза в ней заключена.

Основные разделы гигиены

Помимо перечисленных, существует еще целый ряд различных разделов рассматриваемой дисциплины:


Совершенно очевидно, что данная наука охватывает все социальные, биологические, химические, физические факторы, способные повлиять на здоровье людей. Именно поэтому гигиена - наука о здоровье (в первую очередь). Это подтверждают и ее тесные связи с другими науками о человеке.

Взаимосвязь гигиены с другими науками

Учитывая специфику рассматриваемой дисциплины, несложно догадаться, что главные связанные с ней науки - это:

  • медицина;
  • эпидемиология;
  • экология (общая и человека);
  • микробиология;
  • токсикология.

Все они находятся в тесном взаимодействии, и при формировании теоретической базы гигиена во многом опирается на данные перечисленных дисциплин.

Особенно плотный контакт имеют гигиена и экология человека. Ведь объект первой - человек, а предмет изучения второй - окружающая среда. Так как люди находятся в постоянном и непрерывном тесном контакте с природой, то и науки, обозначенные выше, не могут не взаимодействовать. Так, например, гигиеной определены нормы предельно допустимых концентраций газов, примесей в воздухе. Экология же опирается на эти показатели при подсчете и характеристике качества атмосферы.

Становление и развитие науки в древнем мире

История развития гигиены уходит своими корнями глубоко в прошлое. Ведь еще в древнем мире имели место первые признаки заботы о сохранности здоровья и о важности обеспечения чистоты и порядка.

Можно выделить несколько основных исторических центров, в которых зарождались основы гигиены. Так, например, в Древней Индии был принят ряд важных законов. В них отражались основные правила (уборка мусора с улиц, захоронение трупов для предотвращения распространения инфекций, содержание тела в чистоте и так далее).

Практически те же самые правила входили в свод государственных законов у древних греков, египтян, китайцев, иудеев, римлян. Все эти народы обязаны были соблюдать следующие правила:

  • половая гигиена;
  • личные правила сохранения тела в чистоте;
  • соблюдение пищевого режима;
  • изоляция больных людей от здоровых;
  • солнечные ванны;
  • лечебная гимнастика и прочее.

Основы коммунальной гигиены в древности

Они первыми начали сооружать простейшие водопроводные системы. Существовали определенные правила, по которым обустраивались улицы города. Постепенно все эти навыки и знания передавались и в другие регионы планеты.

Римляне вообще сумели соорудить такие канализационные системы, которые считались просто чудом техники. Их улицы были пусты и свободны от нечистот, вокруг царила чистота.

Основным центром накопления и развития теоретических знаний о том, что же представляет собой история гигиены, стала Древняя Греция.

Вклад Гиппократа

Древняя Греция славилась своими красивыми людьми. Ведь именно на это делали основной упор жители Эллады. Физическое развитие и поддержание силы, натренированности и красоты тела - все это было очень важно для каждого эллина. Основными в этот период были:

  • здоровое и нормальное питание;
  • физическая красота тела;
  • упражнения и тренировки для развития силы и мышц.

Все это нашло отражение в трудах великого философа, медика, ученого и мыслителя того времени Гиппократа. В своей работе "О воздухе, воде и почве" он ясно дает понять, что считает очень важными факторами для поддержания нормального состояния здоровья человека именно перечисленные факторы. Также он считал, что даже обычная вода и воздух способны излечить от недугов, если являются чистыми, целебными.

Еще один его труд - "О здоровом образе жизни" - также подтверждает, насколько большое значение уже в то время придавалось правилам гигиены и элементарной санитарной обработке.

Дисциплина в средние века

История развития гигиены в этот период, как и становление всех других наук, претерпевала застой. Во многих странах считалось неприличным мыться и очищать свою одежду и жилье, люди свободно выливали нечистоты прямо из окон домов на улицы города. В эти периоды свирепствуют эпидемии таких болезней, как чума, брюшной тиф, туберкулез, холера и так далее.

Лишь в немногих государствах (Османская империя, Китай, Япония, Русь) по-прежнему уделяется должное внимание чистоте. Бани, хаммамы, купальни - все это были сооружения для омовения тела.

Однако практически вся Европа страдала от антисанитарных условий. Имели место массовые заражения сифилисом, болезнями глаз, оспой, тифом. Повсюду велись войны, был крепок феодализм и крепостничество.

Развитие гигиены как науки в XV-XVII веках

Начиная с XV века во многих странах стал понемногу оживать интерес к гигиене. Снова появляются водопроводы, улицы выкладываются камнем, нечистоты сливаются в специально отведенные места. Омовения больше не считались проявлением глупости и принадлежности к низшему сословию. Напротив, появились ванны, которые наполнялись душистой водой. Повсюду стали варить мыло с добавлением ароматических масел.

Количество эпидемий сократилось, однако обстановка все равно оставалась еще крайне неблагоприятной. Первым человеком того времени, осмелившимся теоретически обосновать важность гигиены, стал итальянец Бернардино Рамаццини. Именно он создал труд "Рассуждения о болезнях ремесленников", в котором показал зависимость здоровья людей от состояния окружающей среды.

XVIII-XIX века в истории гигиены

История развития науки гигиены в данный период резко набирает обороты. Ведь начинают строиться многочисленные города, инфраструктура претерпевает изменения. Люди боялись вспышек эпидемий, поэтому тщательно следили за чистотой и вовремя изолировали заболевших.

Именно в этот период начинают развиваться такие науки, как физика, химия, биология, микробиология. Это накладывает свой отпечаток и на гигиену. Теперь здоровье человека рассматривается только в комплексе с состоянием окружающей среды, неотделимо от нее. Изучается влияние воздуха, состава почвы, качества питьевой воды, питания, соблюдения чистоты и на общее физическое состояние человека.

О чем еще может нам поведать история гигиены? Современная наука своим возникновением может быть обязана немецкому врачу Петтенкоферу. Он первым открыл факультет гигиены при кафедре в Мюнхенском университете, поэтому по праву считается отцом данной дисциплины.

Историческое прошлое гигиены в России

История развития гигиены в России шла своим, особым путем. Примерно на 300 лет раньше, чем это произошло в Европе, в России уже отдавали должное как практической, так и экспериментальной гигиене. Выдающимися учеными, внесшими большой вклад в развитие этой науки, стали:

  • Пирогов;
  • Мудров;
  • Захарьин;
  • Доброславин;
  • Эрисман;
  • Хлопин;
  • Никольский;
  • Осипов;
  • Белоусов;
  • Соловьев и многие другие.

Наиболее интенсивное развитие получила гигиена только в XIX-XX веках. Именно тогда были определены заболевания и недуги человека, которые связаны с окружающей средой.

Как область эмпирических знаний гигиена зародилась в глубокой древ­ности, когда народная гигиена существовала наравне с народным врачевани­ем.

Вначале появились санитарные.мероприятия, направленные на оздоров­ление условий жизни. Они часто были облечены в форму религиозных обря­дов. Практически все мировые религии содержат наставления по укрепле­нию здоровья (например, ислам - неупотребление в пищу мяса свиней, т.к. велика вероятность попадания свиного цепня и других гельминтов в организм человека и др).

В дальнейшем санитарные мероприятия постепенно приобретали харак­тер законодательных актов, в которых прежде всего отражалась задача иметь боеспособное войско, вследствие чего основное внимание уделялось закали­ванию, физическим упражнениям.

Попытки создания здоровых условий жизни предпринимались в Древней Греции, Риме, Египте, Китае и др. Это выражалось в различных мероприяти­ях, касавшихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболева­ний и борьбы с ними, физической культуры и тд. Девиз "Лучше предупреж­дать болезни, чем лечить" был известен в Древнем Китае.

Наибольшего развития достигла гигиена в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний было сделано Гиппократом В трактате "О воздухах, водах и местностях" Гиппократ да­ет систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупрежде­нии болезней. Гиппократ выделял здоровые и нездоровые местности, отмечал передачу заболеваний через воздух. Гиппократ говорил: "Причина болезни -жизнь, не сообразная с законами природы".

В Греции, где в начале обращали больше внимания на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, закаливании, постепенно стали проводить общественные санитарные меро­приятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот.

У древних римлян санитарные мероприятия получили еще большее раз­витие. Их гордостью были крупные водопроводы, купальни и бани.

К. Гален (II век до н.э.) давал наставления о здоровом образе жизни.

Период средних веков характеризуется полным упадком личной и обще­ственной гигиены. Постоянные войны и низкий кулыурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий. Например, население Франции почти не мылось. Бани были редкостью, пра­чечные отсутствовали, пищу брали руками, посуда для питья была общей. Города строились без соблюдения гигиенических условий, уборные отсутст­вовали, нечистоты выливались прямо на улицу. Париж носил название города грязи.


Все это способствовало распространению инфекционных болезней. Об­щая заболеваемость и смертность достигали колоссальных размеров. Вспыш­ки оспы, холеры, тифа, массовое распространение проказы, кожных, гигие­нических и глазных болезней были характерным явлением того времени.

Пандемия чумы в 14 веке, известная под названием "черной смерти" унесла около 25 миллионов человек.

Эпоха Возрождения характеризуется повышением интереса к гигиене, особенно к профессиональной гигиене.

Труд Раммацини (1700) "О болезнях ремесленников" был первым в этой области.

Ван Гейм исследовал профессиональные заболевания горняков.

Фрокасторо обобщил все знания о заразных болезнях и их профилак­тике.

Франк (1788) - обобщение всех медицинских знаний по гигиене "Полная система медицинской полиции"

Особенно интенсивно гигиеническая наука стала развиваться в 19 веке.

Развитию гигиены в этот период способствовали крупные открытия есте­ственных наук, рост промышленности и городов и, конечно, деятельность выдающихся ученых-гигиенистов.

В 1844 г. М. Леви (Париж) был создан первый учебник по гигиене. В 1854 г. Парке (Лондон) выпустил в свет пособие по эксперименталь­ной гигиене.

В 1848 году в Англии был издан первый в мире закон об общественном здравии и создано первое в мире государственное учреждение по охране здо­ровья. Среди выдающихся деятелей общественной медицины того времени особой место занимает Джон Саймон - санитарный врач и хирург, один из основоположников общественной гигиены в Англии.

Саймон создал крупную школу английских общественных врачей, деяте­лей санитарного и санитарно-промышленного надзора. Вместе со своими со­трудниками он изучал причины смертности рабочих в связи с условиями их труда, санитарным состоянием их жилища, питанием и тд.

Организованные группой Саймона обследования, проводились с целью изучения таких важных гигиенических проблем как общесанитарное состоя­ние промышленных центров, условия труда и профессиональные заболевания, жилищные условия, питание, эксплуатация труда женщин и. детей, детская смертность, связанная с вынужденным участием женщин-матерей в промыш­ленном производстве.

Развитие промышленности и успехи естествознания способствовали раз­витию экспериментальной гигиены, основоположником которой явился не­мецкий врач Макс Петтенкофер (1818 - 1901).

Назначенный в 1853 году ординарным профессором, Макс Петтенкофер приступил к созданию специальной, самостоятельной гигиенической кафед­ры, которая официально была открыта в 1865 году в Мюнхенском универси­тете.

По инициативе ученого и его планам в Мюнхене в 1875 году был по­строен первый гигиенический институт, который послужил примером для уч­реждений такого рода и явился центром развития гигиенической науки.

Макс Петтенкофер справедливо признается основоположником совре­менной научной экспериментальной гигиены. До него эта дисциплина носила почти исключительно характер личной гигиены, занималась разработкой, пропагандой правил и советов, касающихся сохранения здоровья и продления личной жизни.

Со времени Макса Петтенкофера гигиена получила направление как наука об общественном здоровье и общественных мерах его сохранения и укрепления.

Макс Петтенкофер первым применил точные методы естественных наук к изучению окружающей среды - воздуха, воды, почвы, жилища, одежды и ее влияния на организм человека и здоровье населения.

При этом ученый не только вооружил гигиену лабораторными способами исследования, но и разработал ряд крупных гигиенических проблем, подняв гигиену на уровень точной экспериментальной науки.

Ученый разрабатывал проблему воздуха жилища во всех ее аспектах.

На первое место необходимо поставить фундаментальные работы ученого о вентиляции, основанные на экспериментальных исследованиях оценки доб­рокачественности воздуха жилых помещений по степени содержания углеки­слого газа как показателя загрязнения воздуха и установлении величины воз­духообмена в помещениях. Разработанная им методика определения углеки­слоты в воздухе применяется и в настоящее время.

Следует отметить, что Макс Петтенкофер возражал против решающей роли микробного фактора, защищаемой Р. Кохом и возглавляемой им бакте­риологической школой.

В 1882 году Макс Петтенкофер выпустил многотомное руководство по гигиене.

Влияние Макса Петтенкофера на развитие гигиены во всех европейский странах огромно. По примеру Мюнхена кафедры гигиены стали создаваться во всех университетах. Как правило руководители вновь создаваемых гигие­нических кафедр считали своим долгом посетить Мюнхен и поработать в ги­гиенической лаборатории Макса Петтенкофера. В их числе были и наши первые научные деятели в области гигиены - Доброславин, Эрисман, Суббо­тин, Судаков и другие.

Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудрое подчеркивал не­обходимость заботиться о здоровье "людей здоровых, предохранить их от бо­лезней...".

Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в меди­цинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является "важнейшим предметом деятельности всякого практического врача".

Великому хирургу Н. И. Пирогову принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной".

Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.

Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре су­дебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.

В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России само­стоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал пер­вую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для после­дующего развития отечественной гигиены.

В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общест­венное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его - труды по школьной, профессиональной гигиене, - гигиене питания.

Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Он создал большую школой гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в нашем университете (Женском медицинском институте) с 1904 года. Хлопин является автором" ряда учебников по гигиене и монографий по раз­личным проблемам гигиены.

Учеником Хлопина был В. А. Углов, который также работал в 1 ЛМИ.

Он работал в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены.

В советский период огромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Я. А. Семашко, А. Н. Сысин, Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов.