«Пропадающие» портреты. Забеливание

Портреты видны чётко, а другие памятники совсем тёмные, словно изображение на них стёрто невидимой губкой. Что это за эффект и как бороться с «пропажей» портрета?

При заказе памятника часто можно услышать просьбу заказчиков: «нам нужен портрет на памятник , но чтобы он не пропадал».

Действительно ли есть какие-то «другие» портреты?

То, что портрет может быть не виден во влажную погоду - это правда.

Для чистоты эксперимента возьмём два вертикальных памятника , изготовленных из карельского габбро-диабаза схожего по структуре. На фотографии ниже Вы увидите два варианта портретов: в сухом варианте и политые водой.

Как Вы видите, в варианте А изображение после увлажнения практически не видно. Во втором случае изображение немного потеряло контрастность, но оно осталось отчётливым и после намокания. Кроме того, можно заметить, что фотография мужчины изначально немного темнее: цвет фотографии не чёрно-белый, но чёрно-серый.

В чём разница?

В двух случаях техника гравировки стандартная: гравированные портреты ручной работы .

В варианте А портрет не забелен акриловой краской, потому даже в сухом виде он выглядит менее контрастно, чем вариант В. Кроме того, краска, впитываясь в поры гранита, не позволяет воде проникать в верхний слой камня, потому при намокании памятника портрет остаётся видимым.

Плюсы и минусы забелки:

Минусы забеливания:

  • Забеливание нужно периодически обновлять. Если не обновлять акриловое покрытие, то изображение со временем станет таким же, как и стандартный портрет без забелки.
  • Забеленный портрет требует бережного обращения: стелу не рекомендуется тереть чистящими средствами, чтобы не смывать забелку, нельзя трогать жирными, грязными руками во избежание появления пятен на краске.

Плюсы забеливания:

  • Изображение получается более контрастным
  • Портрет и текст не «пропадают» во влажную погоду
  • Краска защищает камень от спор моха

Если всё-таки Вы остановились на варианте оформления с забеливанием, нужно знать, что делать, если на портрете появилось пятно (кроме аккуратного обращения с портретом нельзя исключать вариант загрязнения надгробия птицами).

  1. Если пятно не жирное, оно смоется водой (с частью краски). Пятно жирное убираем растворителем.
  2. Забеливаем портрет и текст заново. По услуге забеливания можно обратиться на нашу фирму. Лучше всего заказать выезд художника на кладбище, но можно и получить консультацию о самостоятельной забелке гравировки.

Выбор оформления с забеливанием или без останется за вами, а мы, со своей стороны, обычно рекомендуем забелку делать. Даже если со временем Вы решите не обновлять акриловое покрытие, у вас будет время оценить преимущества забеленного покрытия и решить стоит ли вам впредь подбеливать гравировку. Тем более, что цена на забеливание достаточно невысокая.

Сколько будет держаться акриловое покрытие?

На этот вопрос однозначно сложно ответить. Ведь многое зависит от того, как часто выпадают осадки - с влагой постепенно будет уходить и краска, от того как вы моете стелу (забеленный портрет лучше аккуратно протирать ветошью, но не тереть щёткой, даже капроновой).

При аккуратном обращении забеливание в среднем сохраняется несколько лет: от года до четырёх.

Акриловое покрытие можно сочетать с покрытием краской «под золото». Очень неплохо сочетаются забеленные портреты с текстом, окрашенным золотистой краской.

Ниже примеры оформления на карельском камне (слева) и китайском (справа).

Посмотреть образцы оформления памятников можно по нашим каталогам либо вживую в пунктах продаж гранитной мастерской «Грин-Стоун».

Выражая свои чувства об умершем, мы стремимся как можно дольше сохранить о нем память. Для этого с незапамятных времен на могиле усопшего принято устанавливать памятник из природного камня, металла или с использованием других материалов. На памятнике обязательно размещается информация про того, кто захоронен в этой могиле: фамилия, имя, отчество, годы рождения и смерти, краткая эпитафия. В прежние времена, когда зарплата у большинства из нас была столь невелика, что не позволяла оплатить стоимость изготовления памятника из мрамора или гранита, приходилось ограничиваться памятниками из бетона. Однако надписи на бетоне очень недолговечны, так как на их состоянии сказывается влияние таких погодных явлений, как дождь, туман или снегопад. С годами отдельные буквы как бы стираются, и требуется обновить надпись на памятнике .

Технология обновления надписи на памятниках

Мы выполняем с использованием современных технологий и материалов. Но в любом случае порядок работ следующий:

С заказчиком согласовывается вид краски или других материалов (к примеру, сусального золота), которые будут использованы для обновления надписи;

До начала работ по обновлению надписи поверхность памятника и место расположения надписи тщательно очищаются, при этом все следы старой краски удаляются;

Места, куда будет наноситься краска, обязательно грунтуются с использованием специального состава грунтовки для каждого из материалов, используемых для создания памятника;

После полного подсыхания грунтовки выполняется надпись, для чего в большинстве случаев мы используем акриловую краску нужного цвета или же краску, имитирующую золото;

Излишки краски, если таковые появились в процессе нанесения надписи, удаляются, а краска просушивается, для чего мы используем строительный фен.

Наши гарантии

Используемая нами технология обновления надписи на памятнике позволяет пропитывать краской малейшие шероховатости и поры в материале памятника, позволяя гарантировать заказчику долговременную службу обновленной надписи. На протяжении нескольких лет надгробные надписи , нанесенные на памятник, не потребуют обновления, так как надпись будет еще долго сохранять яркие графические черты, позволяя читать ее даже на отдалении от памятника. Немаловажен и тот факт, что с качественно выполненной надписью значительно облегчается процесс ухода за памятником . Даже в ненастную погоду памятник будет выглядеть ухоженным. При необходимости обновить надпись на могильном памятнике или подправить окраску надписи звоните по телефонам, указанным на сайте, и заказывайте обновление надписи. Одновременно можно заказать и другие виды выполняемых нами услуг.

Уход за памятником

Помимо того, как обновить буквы на памятнике из мрамора, очень важно знать основу того, как ухаживать за мраморным памятником. Как мы уже говорили, мрамор, материал более капризный, чем гранит, и требует соблюдения некоторых правил:

  1. Не стоит садить рядом с мраморными мемориалами деревья или даже клумбы. Влажность не очень хорошо влияет на мрамор, а корневая система некоторых растений может приподнять или вовсе разрушить камень.
  2. Никогда не используйте бытовую химию при уборке. Она плохо действует на натуральные камни. Если не найдете специального средства в магазине, лучше просто воспользуйтесь слегка влажной тряпочкой.
  3. Мрамор достаточно чувствителен к высоким температурам, поэтому никогда не ставьте на изделия из мрамора горящие свечи. Даже капля горячего воска способна испортить надгробие.
  4. На зиму, лучше всего, накрыть мемориал чехлом из брезента, который убережет его от холода и ветра.

Если же на памятнике образовались небольшие трещины, и вы не знаете, как отреставрировать мраморный памятник, проконсультируйтесь у продавца в магазине - он посоветует вам специальную монтажную пасту, которой можно замазать повреждения.

Перед Пасхой все, у кого похоронены родственники, стараются убрать и подправить их могилы – так уж у нас принято. И я не являюсь исключением и в погожий весенний денек все бросаю и еду на кладбище. Могил у нашей большой и дружной семьи немало, все мы, живые родственники, убираем их без разбора и по возможности.

На днях я выбралась на одно из кладбищ с целью привести в порядок участок, на котором похоронены дедушка с бабушкой. И уже заканчивала работу, когда ко мне подошла женщина, которая неподалеку красила оградку. Она увидела, как я чистила и полировала бабушкин памятник , и решила узнать, чем можно для этого воспользоваться без вреда для стелы.

Оказалось, что она тоже недавно чистила из гранита, очень добросовестно. А когда все высохло, то она увидела на полировке царапинки . Вот она и подошла спросить, не знаю ли я, что теперь можно сделать. Пришлось ее огорчить, что самостоятельно с этим, скорее всего, никак теперь не справиться, придется обращаться к специалистам.

Возвращаясь домой, я вспоминала различные известные мне недоразумения и неприятности, связанные с загрязнением портретов или исчезновением букв на стелах. Удивительно, но таких случаев, оказывается, было немало.

Помню, как одна знакомая нечаянно пролила на могильную плиту с эпитафией масло из лампадки, которую поставила на камень, а та и упала.

У тетушки моей запачкалась позолота на надписи , так она ее додумалась спиртиком протереть . Ну и стерла все вместе с краской.

Сосед по подъезду гравированную фотографию протер тряпкой, на которой почему-то оказалось машинное масло. Не знаю, чем там у него дело кончилось, но помню, что жена была очень недовольна.

Все эти события и воспоминания стали причиной того, что я решила рассказать, как нужно правильно ухаживать за портретами и надписями на кладбищенских памятниках , а чего делать нельзя ни в коем случае. Начну я не с гравированных изображений, а с , которые прикрепляют к стеле. Их очень часто используют и для мрамора, и для гранита, и на деревянных крестах, и на надгробьях из крошки.

Фотокерамика

— наверное, самый популярный вариант нанесения кладбищенской фотографии . Почти так же часто можно увидеть только металлокерамику, которую сейчас делают практически в любом фотоателье. Но портреты на металле заказывают как временные, а на солидные стелы крепят все же керамику, потому что она красивее и гораздо долговечнее. К тому же она бывает не только черно-белой, но и цветной и в разных формах (овальной, прямоугольной, арочной). Уход за такими табличками, наверное, самый простой . Обычно их время от времени просто аккуратно моют или слабеньким мыльным раствором, или специальными средствами (насколько мне известно, самым эффективным из них считается «Tilex»). Главное во всем этом – не пользоваться всякими жесткими мочалками и абразивными средствами. Нужно вытереть – берите губки, мягкие тряпочки и так далее. Агрессивные препараты и жесткие материалы могут поцарапать изображение, а дальше оно разрушится само.

Портреты на стекле

как уверяют их производители, более надежно защищены. Так ли это, сказать не берусь, да и никто не сможет (кроме продавцов). Просто они не так уж давно появились, временем еще не проверены. Зато я знаю, как их надо очищать, потому что стеклянный портрет украшает памятник моего троюродного племянника, погибшего совсем молодым. Его мать снимает грязь со стекла двумя способами. Если позволяет время, то использует смесь зубного порошка и воды. Наносит на портрет эту полужидкую кашицу, ждет несколько минут, а потом как следует стирает белесый налет мягкой тряпочкой из натуральной ткани. А фацеты (скошенные края стеклянной основы) после этого еще раз очищает другой чистой тряпкой. Все начинает просто-таки сиять! Когда же Иванна торопится, то просто обрызгивает фотографию спиртовым средством для мытья стеклянных поверхностей (типа «Мистер Мускул») и досуха ее вытирает. Я слышала где-то, что так делать вроде бы нельзя (не поняла, почему), но вот уже 2 года как с портретом племянника ничего плохого не происходит.

Гравировка


сама по себе какого-то особого ухода не требует, особенно если сделана на граните. Ее нужно регулярно (вместе с памятником ) протирать тряпками из мягкой ткани, вначале влажной, потом сухой. При особом загрязнении можно вымыть надгробье слабеньким мыльным раствором. Говорят, что лучше для этого использовать специальные виды мыла, но я обхожусь обычным. Только все надо хорошо смыть чистой водой, а то после высыхания останутся разводы.

Главное во всем этом деле – не применять никаких сильных очищающих средств, тем более – царапающих порошков! И про жесткие щетки забудьте, а то и полировку повредите, и гравировке не поздоровится.

Все ваши тряпочки для мытья и вытирания должны быть совершенно чистыми. Особенно сильно камень (и изображения на нем) боятся жирных пятен (фото слева). Жир быстро впитывается в поры, и от него трудно избавиться. Если вам все же удалось испачкать плиту жиром, воском или губной помадой, то попробуйте стереть это бесцветным растворителем. Только будьте очень осторожны, не повредите верхний слой полировки (особенно если она не фабричная, а кустарная). Пользуйтесь маленькими ватными тампонами, только немного пропитанными раствором, и действуйте филигранно. После очистки все хорошенько промойте водой. Особенно осторожно надо чистить испачканный портрет .

От разных нежелательных внешних воздействий гравировку на камне можно защитить специальной эмульсией , которая продается в ритуальных магазинах. Она называется «анти-дождь». Для этого вначале портрет и область надписей нужно хорошенько очистить от грязи, потом можно наносить само средство. Обработанный камень покрывается тонкой прозрачной пленкой, которая защищает его от пыли, растительных семян и влаги.

Если же вы задумали радикально обновить стелу с помощью полироли или нанести на нее слой воска, то постарайтесь никак не затрагивать при работе гравировку. Все эти замечательные и полезные препараты сильно повредят изображениям, после чего восстановить их смогут только профессионалы.

Гораздо сложнее ухаживать за надписями на мраморе.

Это вообще более капризный камень. Он хуже, чем, гранит, переносит открытую среду: плесневеет, впитывает в себя грязь, зарастает мхом и лишайниками. Если надписи делают прямо на мраморе, то их обычно покрывают краской (чаще бронзой или сусальным золотом). Когда они пачкаются, то ни в коем случае не нужно мыть их с мылом или (тем более!) протирать спиртовыми растворами, иначе краска просто сотрется. Аккуратно накапайте на загрязненные участки водичкой и сотрите ее сухой губкой.

Однако в конце концов буквы с мрамора все же стираются от времени. Тогда есть 2 выхода: нанять профессионалов для реставрации или попробовать справиться без них. Последнее возможно, но нужно знать ряд тонкостей и правил. В первую очередь мраморный памятник хорошо очищается от всяческих загрязнений. После этого растворителем обезжиривается нужная поверхность. Далее в ход идут мягкая кисточка и специальная краска по камню. Ни в коем случае нельзя заменять ее акриловой или какой-либо другой. Учтите, что спецкраска очень быстро высыхает, поэтому действовать надо твердо и не ошибаться. После окончательного высыхания надписи ее покрывают защитным средством.

Цветные портреты

написанные акриловыми красками прямо на граните, тоже требуют ухода . Но если рисунки, высеченные на камне, сами по себе долговечны, то краски по определению гораздо менее устойчивы, а значит, требуют регулярной обработки. Это делается примерно так же, как и в предыдущем случае. Вначале портрет протирают влажной материей, затем покрывают слоем защиты.

Все эти нехитрые секреты я захотела собрать «под одной крышей» своей статьи в надежде, что они кому-то понадобятся и принесут пользу. Может быть кто-то, прочитав этот материал, поделится в обсуждениях и своими способами сохранения портрета и букв на надгробном камне?

Со временем все устаревает и изнашивается, и надписи на памятниках - это не исключение из правил, поэтому сегодня мы поговорим о том, как можно улучшить и обновить...

Мрамор — материал сложный, он не отличается особой прочностью по сравнению с гранитом. Сохранившиеся с античных времён скульптуры из мрамора свидетельствуют о бережном отношении к нему.

Останавливая свой выбор на мраморе для изготовления надгробия, следует учитывать, что изделие из этого материала требует профилактического ухода, устранения повреждений, в некоторых случаях — какую краску использовать для того, чтобы покрасить буквы на памятнике, или обновить его в целом своими руками.

Однако результат оправдает ожидания. Все усилия будут вознаграждены, так как ни один камень по свой красоте не может конкурировать с мрамором. Несмотря на свою хрупкость в отличие от гранита мрамор пластичен и податлив в работе мастера, что позволяет придать камню желаемую форму. Надгробия из гранита не идут ни в какое сравнение с мрамором в запечатлении драматизма и торжественности момента. Рисунок камня необычен и разнообразен, а полупрозрачная текстура и цвет наделяют этот материал особым сиянием.

Надпись на плите

Традиционно на памятниках содержится информация о покойном: фамилия, имя и отчество умершего, годы рождения и смерти. По желанию можно украсить памятник эпитафией. Для этого уместны слова, передающие горечь утраты от имени скорбящих родных, или изречения, подходящие для характеристики образа покойного.

При желании по фотографии мастер может нанести на памятник портрет. Делается это при помощи гравировочного аппарата, затем наносят специально предназначенные для этих целей краску и закрепитель. Можно сделать бороздки на мраморе с помощью кислоты, после испарения которой, происходит процесс цветовой пигментации (метод травления).

Как отреставрировать надпись?

С течением времени безупречно сделанные памятники и надгробия страдают от повреждений из-за воздействия неблагоприятных внешних факторов. Нанесённые тексты при этом больше всего подвержены изменениям.

Поэтому вопрос о восстановлении надписи, утратившей первоначальный вид, особо актуален. В каждом похоронном агентстве предлагаются услуги по реставрированию мемориалов.

Однако это влечёт немалые денежные затраты и требует обязательного согласования своего времени со временем работы мастера. При правильном выборе материалов обновить надпись на мраморном памятнике не составит особого труда.

Наиболее часто задаваемый вопрос при решении подобной проблемы: какую краску выбрать, чтобы она могла сохраниться как можно дольше? Ни в коем случае нельзя использовать акриловые или краски из баллончиков.

Иногда такие необоснованные советы с избытком находятся в Интернете. Мрамор - материал непростой, и не все красители годятся для реставрации надгробных надписей. Кроме того, необходимо провести ряд подготовительных мероприятий, требующих определённых временных затрат.

Для того чтобы обновить надпись на мраморном памятнике необходимо приготовить

  • жидкость для обезжиривания (растворитель),
  • салфетку из мягкой ткани,
  • краску (о том, какую именно краску приобрести, следует проконсультироваться у мастера) для работы с камнем,
  • кисть плоскую,
  • средство для закрепления краски.

В начале работы необходимо очистить поверхность памятника от пыли и грязи при помощи мягкой салфетки и подождать, пока она высохнет. После чего произвести обезжиривание рабочей поверхности растворителем. К работе можно приступить сразу же, как испарится растворитель. Следует учесть, что специальная для такой работы краска сохнет мгновенно, прямо на кисти, поэтому действовать нужно уверенно и быстро.

После нанесения краски надпись покрывают закрепителем, производимым для мрамора и гранита, который защищает краситель от выцветания. Закрепитель помогает защитить надгробие от воздействия погодных явлений, а также от вандализма, когда памятники портят, разрисовывая их краской из баллончиков.

Последующий уход за памятником

Чтобы мемориал из мрамора оставался красивым и имел торжественный вид, необходимо не только заботиться о надписях, но и ухаживать за камнем. Мрамор - это изысканный материал, он не столь прочен, как гранит. Для того чтобы помыть памятник, достаточно просто тёплой воды и куска мягкой ткани. Отполировать поверхность можно с помощью замши.

Существуют определённые правила ухода за мраморным надгробием. Главное:

  • не нужно высаживать рядом с памятником деревья или сооружать клумбы. Этот камень плохо переносит избыток влаги, а корни деревьев в процессе их роста могут приподнимать надгробие, разрушая его;
  • запрещается использовать химические вещества при очищении памятника от пыли и грязи, а также средства бытовой химия, имеющие отрицательное воздействие на мраморную поверхность,
  • не стоит забывать, что высокие температуры могут повредить мрамор, поэтому нельзя ставить на надгробие зажжённые свечи, так как даже небольшое количество расплавленного воска способно испортить камень,
  • зимой стоит накрывать памятник брезентовым чехлом, защищающим от низких температур и выветривания.

Если со временем поверхность мемориала начинает выкрашиваться под воздействием осадков и разности температур, то для защиты её используют специальные составы, которыми периодически покрывают памятник.

Иногда в мраморном мемориале образуются трещины. Если такое произошло, необходимо проконсультироваться у специалистов по вопросу о том, какой именно монтажной пастой можно зашпаклевать трещины на мраморе и приобрести нужную шпаклёвку. Начать работу следует с очищения поверхности вокруг повреждения и собственно трещины.

Затем в шпаклёвку добавить колер, соответствующий цвету памятника. Затереть трещину и оставить до полного высыхания. Удалить излишки средства и отполировать мягкой тканью поверхность, вернув тем самым камню первоначальную красоту и сияние.

Преждем, чем останавливаться на выборе памятника именно из мрамора, обратите внимание на более долговечный и прочный материал — гранит: http://gabriel.by/tipy-pamyatnikov/memorialnye-kompleksy.html Он лишен большинства недостатков мрамора и в разы практичнее.