Восполнение пропущенного поста. Фидья-садака

Наиболее правильным мнением в данном вопросе считается следующее: доводить до конца добровольные посты не обязательно, и соответственно восполнение этих постов также не является обязательным. Это мнение большого числа исламских учёных, доказательством этого служат слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

الصائم المتطوع أمير نفسه إن شاء صام وإن شاء أفطر

«Добровольно постящийся – сам себе командир, если пожелает, – может поститься, а если пожелает, – то может и прервать».

Но вместе с тем многие учёные считали нежелательным прерывать добровольный пост без веской на то причины: например, к человеку пришли гости, и они смущены тем, что хозяин соблюдает пост и не ест вместе с ними. Если же человек прервёт свой пост без особой причины, то ему не будет награды за ту часть дня, которую он пребывал в посте. Если же причина была существенной, то человек получит награду за то время, что он держал пост до его прерывания.

10) Некоторые примеры добровольных видов поста.

В нашем Шариате установлены добровольные виды поста. Вот некоторые из них:

Пост Ашура, который совершается 10-го числа месяца Мухаррам.
Пост в день Арафата, который совершается 9-го числа месяца Зу-ль-хиджа.
Пост по понедельникам и четвергам.
Пост в дни полнолуния, это три дня в середине каждого лунного месяца (13-е, 14-е, 15-е число).
Шестидневный пост в месяце Шавваль.
Учащение поста в месяцах Шаабан и Мухаррам в любом количестве.

Сноски:
Коран, сура 2 «аль-Бакара» («Корова»), аят 185.
Клятва зыхар даётся, когда человек разводится с женой и при этом говорит: «Ты запретна для меня так же, как запретна для меня спина моей матери».
Ахмад и ат-Тирмизи, хадис достоверный (сахих).

Как узнать, когда начинается Рамадан, кто должен поститься и входят ли в их число дети, когда поститься нежелательно, а когда и вообще запретно – в третьей лекции «Сто полезных слов о Рамадане».

Нежелательный пост (макрух).

Нежелательными постами являются следующие посты:

Отдельный пост в пятницу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لا تصوموا يوم الجمعة إلا وقبله يوم أو بعده يوم

«Не поститесь в пятничный день, не добавив к нему день до него или после него».

Это значит, что если человек желает поститься в пятницу, то следует предварить её постом в четверг или же поститься после пятницы в субботу так, чтобы пятница не стала одиночным днём поста.

Соединение поста (висаль) – когда человек постится два дня подряд, не совершая ифтара после заката солнца, а затем постится на следующий день, так и не употребив пищу ночью.
Постоянный пост (сауму-ддахр) – когда человек постится каждый день на протяжении всей жизни или на протяжении очень длительного периода времени.

Запретный пост (харам).

Существуют дни, в которые поститься запрещено: это пост в дни исламских праздников ’Ид аль-фитр (Ураза-байрам) и ’Ид аль-адха (Курбан-байрам). Также запрещено поститься на протяжении трёх дней после ’Ид аль-адха (Курбан-байрам), эти дни называются днями Ташрика.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил соблюдать пост в праздничные дни, а относительно трёх дней Ташрика сказал:

أيام التشريق أيام أكل وشرب وذكر لله عز وجل

«Дни Ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха (Велик Он и Славен)».

Поститься в дни Ташрика разрешается только тем, кто совершал хадж-таматту или хадж-кыран, но не смог совершить жертвоприношения, потому что им предписано поститься три дня в хадже и семь дней по возвращении домой.

Каким образом определяется наступление месяца Рамадан?

Наступление месяца Рамадан определяется по одному из двух признаков.

Если после 29-го дня месяца Шаабан люди увидят на небе новый месяц своими глазами, это значит, что Рамадан настал.
Если после 29-го числа небо было затянуто облаками и люди не увидели месяц, то Шаабан доводится до 30-ти дней, и после этого дня начинается Рамадан.

Условия обязательности поста.

Ислам. Пост обязателен для мусульман и не принимается от неверных.
Разум (’Акль). Пост предписан только для здравомыслящих людей и не является обязательным для умалишённых.
Половозрелость (Булюг). Пост не обязателен для маленьких детей.
Знание (’Ильм). Если человек не знает о посте, то на нём нет греха за его несоблюдение.

Когда следует побуждать детей к посту?

Если к семи годам ребёнок в состоянии поститься, то следует побуждать его к посту, а к десяти годам нужно настойчиво велеть ему соблюдать пост так же, как это делается в отношении намаза.

Пост ребёнка не является обязательным, но он желателен: если ребёнок будет поститься, то получит за это награду, а если не будет, то греха ему не будет, но родителям следует побуждать дитя к посту, чтобы приучить его к этому.

Условия, при которых соблюдение поста становится обязательным.

Хорошее здоровье и отсутствие физических отклонений, препятствующих соблюдению поста. Во время болезни пост не является обязательным.
Пребывание по месту жительства. Если человек находится в пути, то пост для него не обязателен. Всевышний Аллах сказал:
فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время».

Пост в месяц Рамадан обязаны соблюдать только здоровые люди и те, которые не отягощены трудностями пути. Когда же больной человек поправится, он должен восполнить пропущенные дни. То же самое касается и путешественников.

Чистота женщины от месячных и послеродовых кровотечений. Во время месячных женщины не должны читать намаз и соблюдать пост, более того, это не только нежелательно, но даже запрещено. Что касается намаза, то его не нужно восполнять после завершения месячных, а пост следует восполнить. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила:
كنا نؤمر بقضاء الصوم ولا نؤمر بقضاء الصلاة

«Нам было велено восполнять пост и не было велено восполнять намаз».

Намерение (ният) при совершении обязательного поста.

Для соблюдения обязательного поста у человека ещё до наступления рассвета должно появиться намерение (ният) сделать это. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لا صيام لمن لم يبيت الصيام من الليل

«Не будет поста у того, кто ещё с ночи не вознамерится, что будет поститься».

Намерение может появиться в любое время ночи, предшествующей посту, пусть даже за мгновение до наступления рассвета. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من لم يجمع الصيام قبل الفجر فلا صيام له

«Кто до рассвета (фаджр) не решился на соблюдение поста, у того нет поста».

Намерение должно быть твёрдым и не должно содержать в себе сомнений или неопределённости, – таким является мнение большинства учёных. Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя считал, что когда человек скажет в своём сердце: «Если завтра наступит Рамадан, то я буду поститься», – то такое намерение будет правильным. Но большинство учёных (джумхур) утверждают, что намерение должно быть определённым.

Намерение (ният) при совершении обязательного поста не в месяце Рамадан.

Заблаговременное намерение является условием для любого обязательного поста – как в Рамадане, так и вне этого месяца (например, для таких постов, как восполнение пропущенных дней Рамадана или различных обязательных искупительных постов).

19) Намерение (ният) при совершении добровольного поста .

По мнению большинства учёных, добровольный пост разрешается соблюдать даже тогда, когда у человека изначально не было намерения поститься. Сообщается со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах):

دخل عليه النبي صلى الله عليه وسلم ذات يوم فقال: هل عندكم شيء، فقلنا: لا، قال: فإني إذاً صائم

«В один из дней к нам зашёл Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: „Есть ли у вас что-нибудь поесть?”, мы сказали, что ничего нет, и он сказал: „В таком случае, я пощусь”».

Что касается добровольных постов, которые имеют определённую дату (таких как пост Ашура или пост в день Арафата), то некоторые учёные считали, что для таких постов также необходимо заблаговременное намерение.

Как должно рождаться намерение?

Намерение рождается в сердце и связано со знанием того, какое дело человек собирается совершить. Когда человек готовится что-то сделать, это и является его намерением. Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя говорил: «Если человек знает, что завтра будет Рамадан и желает поститься в этот месяц, то это и является его намерением (ниятом). Так всегда поступали все мусульмане».

Сноски:
1] Аль-Бухари.
Муслим.
Коран, сура 2 «аль-Бакара» («Корова»), аят 184.
Аль-Бухари и Муслим.
Абу Дауд.
Абу Дауд.
Муслим.

Как делать намерение перед постом, портит ли пост намерение прервать его, желательные действия во время поста, о том что портит пост – в четвертой лекции «Сто полезных слов о Рамадане».

Вопрос:

Как восполнить дни поста Рамадана, когда человек не постился по уважительной причине, либо нарушил свой пост непреднамеренно?

Ответ:

Пропущенные и прерванные дни поста месяца Рамадан восполнить необходимо. В Священном Коране сказано: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (Бакара: 184). Нет какого-либо хукма о непрерывности восполнения поста месяца Рамадан. В связи с этим, дни поста, оставшиеся када, помимо дней, когда поститься запрещено, могут восполняться последовательно, либо отдельно. Однако целесообразно будет восполнить эти дни без неоправданной задержки, потому что это долг, который нужно выплачивать немедленно. Ведь мы не знаем, когда наступит смерть.

Вопрос :

Можно ли на время путешествия прерывать пост, являющийся искуплением (каффарат) нарушенного поста месяца Рамадан?

Ответ:

Если человек без уважительной причины преднамеренно испортит пост месяца Рамадан, то ему при достаточности сил необходимо последовательно поститься два лунных месяца либо 60 дней в качестве искупления (каффарат). Женщины ни по какой причине не должны прерывать искупление поста, за исключением критических дней. Таким образом, в случае прерывания поста искупления по причине путешествия, пост продержанный ранее превращается в нафиля (добровольный пост). Чтобы избавиться от долга искупления нужно держать пост в определенные выше дни без перерыва (Ибн Нуджайм, аль-Бахрур-Раик, Пакистан, II, 277).

Вопрос:

Если человек преднамеренно нарушил более одного обязательного поста (в разные годы), требует ли каждое из нарушений отдельного искупления?

Ответ:

В случае преднамеренного нарушения поста месяца Рамадан необходимо искупление (каффарат), а также восполнение нарушенного дня поста. Искуплением поста является беспрерывный пост на протяжении двух лунных месяцев (60-и дней). Тот, у кого нет физической возможности искупить пост, должен кормить один день 60 бедняков, либо одного бедняка в течение 60 дней.

Если после искупления преднамеренно нарушенного обязательного поста таким же образом будет нарушен пост в другой Рамазан, для него тоже нужен новый каффарат (в сборнике завахирур-риваят имама Мухаммада Бадаиг ас-Санаиг, Саум, хукму фасадис-саум). Кроме того, за каждый день нарушенного поста нужно восполнение (када) (Ибн Хумам, Фатхуль-Кадир, Бейрут, II, 261).

Восполнение своевременно не соблюденного поста.


Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнять несовершенный по той или иной причине пост только постом. Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки. Говорят, что “зима - это весна верующего. В короткие зимние дни он совершает дополнительный пост, а в длинные зимние ночи - молится” . Кстати, нет обязательности восполнять пропущенные дни поста подряд, вполне допустимо восстанавливать, исходя из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т. д.

А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто по наибольшей вероятности больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста. Фидья-садака - это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше - среднесуточные затраты на питание). Минимальный размер фидьи-садаки на 2018 год составляет 200 рублей.

Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить фидью за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить фидью и из своих личных сбережений от его имени .

“Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него эти дни не восполняемы постом, выплачивается фидья . Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается фидья”

Сообщается что Муаза бинт Абдулла Аль-Адавия (да окажет ей Аллах свою милость) сказала: «Я спросила Аишу (да будет доволен ею Аллах): «Почему женщина после месячных должна восполнять пост и не должна восполнять намаз?», она спросила: «Ты что из Харуры?» , я ответила: «Нет, я не из Харуры, но я просто спрашиваю». Тогда Аиша сказала: «С нами случалось тоже самое , и нам было велено восполнять [пропущенные] дни поста, и не было велено восполнять намазы». (Хадис привели Аль-Бухари и Муслим)

В версии Ат-Тирмизи, сообщается что Муаза спросила Аишу (да будет доволен ею Аллах): «Должны ли женщины восполнять свои намазы, пропущенные во время месячных?», на что она сказала: «Ты что из Харуры? У наших женщин случались месячные, но нам не было велено восполнять намазы».

Сообщается что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Во время жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) у нас были месячные, потом мы очищались, тогда он велел нам восполнять пост и не велел восполнять намазы». Этот хадис привел Ат-Тирмизи и сказал, что это хороший (хасан ) хадис, затем сказал: «По мнению всех ученых, надо поступать так, как говориться в хадисе, и мы не знаем какого-либо разногласия в этом. Женщина после месячных обязана восполнять пост, но не должна восполнять намазы» .

Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Муазу: «Ты что из Харуры?» , показывая, что этот вопрос ей не понравился. Харуриты – это одна из сект хариджитов, название их происходит от названия селения Харура, в котором они собрались. Это селение находится неподалёку от Куфы, из этого места хариджиты впервые выступили против власти праведного халифа Али (да будет доволен им Аллах). Хариджиты проявляли чрезмерную жёсткость в вынесении решений, некоторые из них говорили об обязательности восполнения намазов, пропущенных женщинами по причине месячных. В этом вопросе они противоречили Сунне и единогласному мнению учёных (иджма ). Аиша задала Муазе подобный вопрос, показывая своё неодобрение, и для того, чтобы убедиться не относится ли Муаза к числу хавариджей .

Из этих хадисов мы унаем о следующем :

1. Чрезмерная и необоснованная строгость запрещены в религии. Мусульмане обязаны руководствоваться только Кораном и Сунной и поклоняться Аллаху в согласии с ними, также они должны пользоваться облегчениями, которые Всевышний сделал для своих рабов. Наряду с этим Шариат запретил использовать уловки для того, чтобы избежать выполнения приказов Аллаха. Лучший вариант – это держаться середины и действовать в соответствии со всеми шариатскими предписаниями, а не выбирать из них только те, которые по душе человеку.

2. Дозволено делать порицание тем, кто переходит установленные границы Религии, но делать это необходимо такими методами, которые приводят к положительным результатам, а не создают ещё бо́льших проблем.

3. Самым главным основанием и мотивацией для выполнения законов Шариата является приказы Всевышнего Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Аиша (да будет доволен ею Аллах) именно так обосновала свои слова, ответив Муазе, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписал восполнять пост и не предписывал восполнять намазы. Если бы восполнение молитв было обязательным, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел бы им делать это. Потому что он был самым искренним советником для своей общины и не оставил ни одного вопроса, не объяснив его полностью . Следуя примеру Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), каждый мусульманин должен быть покорным, смиренным перед Аллахом, он должен возвеличивать Его Шариат и не преступать границ, установленных Кораном и Сунной. Следуя Шариату, мусульманин должен выполнять свои обязанности; следуя Шариату, мусульманин должен отстраняться от запретного, даже если он не понимает, в чём заключается суть, мудрость того или иного законоположения.

4. Если ученый подумал, что человек задаёт вопросы с целью придраться или поставить его в неловкое положение, спрашивающему следует объяснить, что он действительно хочет получить знание, как это сделала Муаза, которая сказала: «Нет, я не из Харуры, но я просто спрашиваю» . В таком случае учёный обязан дать ответ на поставленный вопрос, подкрепив его доказательствами, устраняющими сомнения, как сделала Аиша (да будет доволен ею Аллах).

5) Ибн Абдульбарр (да окажет ему Аллах свою милость) сказал: «..и это является единым мнением всех ученых (иджма); что женщина должна оставить пост во время месячных, но затем должна его восполнить, но не должна восполнять намазы, в этом нет ни каких разногласий, хвала Аллаху. Если мусульмане пришли к общему согласию в каком-то вопросе, то это является Истиной неприемлющей никаких поправок».

6. Освобождение женщины от восполнения намазов после месячных, указывает на великодушие и легкость Шариата. Это является милостью Аллаха к женщинам, потому что намазы должны совершаться регулярно и их восполнение было бы затруднительным для женщин. Поэтому мусульманки должны благодарить Всевышнего за это облегчение.

7. Если женщина очистилась от месячных сразу после восхода солнца, то пост этого дня не засчитывается, и она должна восполнить его, т.к. рассвет застал её в то время, когда у неё ещё были месячные.

8. Если у женщины начались месячные перед заходом солнца, то пост её не действителен, и она должна восполнить этот день.

9. Если у женщины начались месячные сразу после захода солнца, то пост её действителен.

10. Если днём женщина почувствовала подступы менструальной крови или соответствующие боли, но кровь вышла только после захода солнца, то её пост действителен.

11. Из хадиса можно сделать следующий вывод: если человек заболел, но у него есть силы держать пост, то он может оставить пост, если это утомляет его или грозит осложнением болезни. Ведь нельзя сказать, что женщина во время месячных абсолютно не способна держать пост, однако соблюдение поста в тягость ей из-за выделения крови, а выделение крови – это своего рода болезнь .

“Избранные хадисы о Рамадане”
Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль
Перевел Абу Ясин Руслан Маликов для сайта “ “

Держит ли женщина пост во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)?

Нет, если женщина будет держать пост во время таких состояний, на ней будет грех.

Должна ли женщина восполнять дни поста, пропущенные по причине хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)?

Да, в хадисе, переданном от Аиши, да будет доволен ей Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, говорил, что женщинам не нужно восполнять молитвы, пропущенные во время месячных, но нужно восполнять дни поста, пропущенные по этой причине (И’ляус-Сунан, т. 1, с. 372)

Засчитывается ли день поста, если у женщины за несколько минут до вечернего азана начались менструации?

Если цикл начался только после заката солнца, то пост считается действительным.

Засчитывается ли день поста, если у женщины начался цикл сразу после разговения до ночной молитвы?

Если цикл начался только после заката солнца, то пост считается действителен.

Что делать, если во время уразы начался менструальный цикл?

Необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится: «Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?» (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889). После менструального периода необходимо будет возместить пропущенные дни поста.

Желательно ли женщине, у которой месячные, воздерживаться от употребления пищи во время поста в Рамадан?

В этом состоянии женщина не должна воздерживаться от пищи и воды, но ей нужно проявлять уважение к постящимся в месяц Рамадан.

Должна ли держать пост женщина, если она очистилась от менструаций сразу после утренней молитвы?

Будет ли засчитан этот день поста? Женщина может держать пост, но этот день поста не будет засчитан.

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструации перед самым утренним намазом?

Если женщина очистилась от менструации до утреннего намаза и убедилась, даже за какое-то мгновение, что она чиста в месяце Рамадан, то она обязана держать пост, и ее пост будет действителен.

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструаций до утреннего намаза, а искупалась, совершив молитву?

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструации и искупалась только после утреннего намаза, совершив молитву, и продолжила держать пост?

В этом нет ничего плохого, если женщина искупалась только после утреннего намаза.

Должна ли женщина поститься в тот день, когда до утреннего азана у нее неожиданно прекратилась менструация, но на сухур она не встала?

Если проснувшись, она ничего не делала, что может нарушить пост, то при желании можно сделать намерение по мазхабу имама Абу Ханифы. В этом случае намерение можно сделать даже за час до наступления времени обеденного намаза. Если она сделает подобное намерение и будет соблюдать пост до конца дня, то ее пост будет действителен и его не придется возмещать.

Что должна делать в пост беременная или кормящая женщина?

Если беременная или кормящая женщина предполагает, что пост может нанести вред ей и ребенку, то она может воздержаться от соблюдения поста и восполнить его позже. Беременным и кормящим женщинам следует посоветоваться с врачом (желательно, мусульманином), не повредит ли им и их ребенку пост. Нужно иметь в виду, что если женщина будет держать пост в таком состоянии и впоследствии окажется, что от поста ухудшилось ее здоровье или здоровье ребенка, на ней будет грех.

Если из-за беременности женщину вырвало, нарушается ли пост?

Если рвота случилась непроизвольно, то пост не нарушается.

Должна ли беременная женщина прервать пост и намаз, если она увидела кровь за день или два до родов, еще не испытывая мучений?

Если женщина пока не испытывает страданий (трудности), такая кровь считается грязной, но не относящейся к родовому очищению. В этом случае женщина обязана совершать намаз и может держать пост.

Можно принимать специальные гормональные препараты, которые задерживают наступление месячного цикла, чтобы держать пост весь Рамадан подряд, без перерыва?

Это допустимо, но считается нежелательным. Прием таких лекарств может иметь побочные эффекты и привести к проблемам с совершением намаза (или совершением хаджа и умры) в будущем. Тем более, эти лекарства не безвредны с медицинской точки зрения. Аллах предначертал дочерям Адама смирение: держите пост тогда, когда вам ничего не препятствует, если же вас что-то затрудняет, то разговляйтесь тем, чем доволен и велел Аллах, хвала Ему.

Должна ли держать пост роженица, если она очистилась до истечения 40 дней?

Да, если женщина чиста в месяце Рамадан, то она должна держать пост, и ее пост будет действителен. Нет ничего, что препятствует ей держать пост, совершать молитвы и иметь близость с мужем вне поста.

Можно ли кормить грудью ребенка во время поста?

Да, это разрешается, кормление грудью не влияет на действительность поста. Однако важно, чтобы соблюдение поста не повредило состоянию женщины или ребенка.

Должна ли роженица держать пост, если послеродовая кровь длится больше шестидесяти дней?

В этом случае женщина обязана удерживать себя от поклонения еще на обычный срок цикла, а затем необходимо искупаться и стать на молитву. Если кровь остается, надо обратиться к врачу, так как это может быть связано с болезнью.

Будет ли пост действителен, если у женщины появились незначительные капли крови не в дни цикла?

Даже если затем эти капли-испарины продолжаются в течение всего месяца Рамадан, пост считается действительным. Как сказал Али бин Аби Талиб, да будет им доволен Аллах: «Капли, похожие на кровотечение из носа, не являются менструациями». Выделения белого, желтого, мутного цвета или капля (испарина) не являются менструацией.

Будет ли полноценным пост дня, если женщина увидела кровь, но не уверена, что это менструации?

Пост действителен, пока не станет известно, что это начало цикла. Если эти выделения были началом менструаций, этот день надо будет восполнить.

Допустимо ли женщине держать пост в тот день, когда произошел выкидыш?

В том случае, если зародыш не образовался, кровь не является послеродовым очищением (нифасом) и женщина может совершать намаз и держать пост, и ее пост будет действителен. По мнению ученых, плод обрахуется через 81 день. Выкидыш до 80 дней считается грязной кровью, из-за которой женщина не должна оставлять намаз и пост.

Может ли держать пост в Рамадан женщина, у которой постоянные выделения?

Женщина, у которой постоянные кровотечения по причине болезни, прерывает намаз и пост на то время, в которое раньше у нее был цикл. Отсчитав дни цикла, женщина обязана искупаться, стать на молитву и держать пост. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, велел женщинам, которые страдают беспрерывными выделениями, обновлять омовение после каждого намаза.

Если в день Рамадана у беременной женщины пошла кровь, как это влияет на ее пост?

Если женщина уверена, что это не менструации, то ее пост не нарушается. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Не совершает намаз и не держит пост женщина, у которой менструация».

Как поступать в ситуации, когда во время цикла менструации кровь остановилась и не появлялась в течение целого дня?

Если это очищение (кровь) связана с циклом, то это не считается окончательным очищением, и поэтому женщине запрещено все, что запрещено женщинам в период менструаций.

Должна ли начинать поститься женщина, если в конце цикла у нее не появились белые выделения?

Если женщина обычно определяет конец месячных по белым выделениям, ей надо воздерживаться от поста на все время цикла. Если таких выделений в последние дни менструации у женщины обычно не бывает и больше нет крови, ей надо держать пост.

Может ли женщина посещать гинеколога или применять лекарственные средства, которые вводятся через интимные органы (свечи и тому подобное)?

Поскольку половые органы не связаны с пищеварительной системой, введение лекарств или инструмента, смоченного лекарством, в интимные органы не нарушает пост. Поэтому посещение врача или введение лекарств в интимные органы пост не нарушает.

Если у женщины начались месячные во время поста, может ли она поесть? Или наоборот, что она должна делать, если у нее месячные прекратились в течение дня поста? Будет ли ее пост действительным в таком случае?

Если менструация началась во время поста, можно поесть, но нужно стараться делать это так, чтобы этого не видели постящиеся люди. Этот день поста ей нужно будет восполнить после Рамадана (даже если месячные начались за несколько минут до ифтара). Если у женщины, напротив, кончились, месячные во время светового дня (когда обязателен пост), ей следует держать пост до конца дня из уважения к Рамадану, хотя этот день нужно будет все равно восполнить после.

Как быть во время поста кормящей матери?

Женщине беременной или кормящей дозволено не поститься, если она опасается за себя или за ребёнка. Наш Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин» (ат-Тирмизи,3/85)