Неохотно делаю намаз в чем причины. Интервью с человеком, который пропускает молитвы

Я думаю, что сама много всего накручиваю, делаю сложности, и не знаю, что с этим делать. Стараюсь сейчас не обращать внимание на всякие мысли , которые идут от шайтана . Не получается начать сделать омовение и читать намаз .

Но у меня есть желание читать намаз и я понимаю, что это нужно обязательно. Но вот уже некоторое время, а я никак не могу сделать даже полное омовение (гусль). Я начинаю думать, что не сделала правильно намерение и т.д. Начинаю делать и почему-то останавливаюсь. Хотя стремление к религии у меня есть. Ответьте, ради Аллаха . Заранее спасибо.

С точки зрения религии:

Относительно же того момента, когда у Вас возникают сомнения омыли ли Вы ту или иную часть тела, отвечу словами имама аль-Газали , который в книге «Ихьяу-улюми-д-дин» пишет, что в подобных случаях надо просто-напросто не обращать внимания на подобные сомнения . Чем больше Вы будете поддаваться таким сомнениям , тем сильнее и чаще они у Вас будут возникать. Единственное лечение этой болезни, по- другому и не назовёшь, просто не придавать ей значения. Например, во время омовения Вы помыли лицо, затем правую руку, а когда перешли на левую, у Вас возникли сомнения всю ли правую руку Вы помыли и помыли ли её вообще? В таких случаях просто надо продолжить своё омовение , помойте левую руку, протрите голову (масх), помойте ноги, и омовение готово и действительно!

Аналогично поступайте и в отношении намаза . Если Вы будете следовать этим советам, Вы избавитесь от этой болезни в кратчайший срок!

С точки зрения психологии:

Проблема, касающаяся навязчивых мыслей, носящих характер сомнений , довольно-таки распространённая и нередко имеет под собой серьёзную психологическую основу. Важен сам факт того, что они вообще появились, какова их цель и внутренняя природа. Скорее всего, эти наущения появились в Вашей жизни не просто так, вдруг. Обязательно должен быть некий случай, прецедент, с которого всё и началось. Это могло быть некое событие в жизни , разговор с человеком, способным хорошо убеждать или ещё что-либо, оставившее эмоциональный след.

То же самое касается и оставления Вами обязательной молитвы . Вероятнее всего, что Вы не оставили её в один день, а постепенно свели на нет, либо не стали продолжать совершать после тех дней, в которые женщине совершать намаз запрещено.

Однако всё это вовсе не означает, что проблему решить невозможно. На самом деле, всё находится в Ваших руках и силой собственной воли Вы сумеете сами себе помочь.

Самое главное, так это принять мысль о том, что все эти сомнения нужно попросту игнорировать, то есть относиться к ним так, будто они не несут в себе никакой рациональной информации. Вот, к примеру, совершая омовение , Вы начинаете задаваться вопросом: «А не напутала ли я чего-нибудь, может, лучше всё сделать сначала, для полной уверенности?», то не надо ничего переделывать, считайте, что всё сделано правильно и продолжайте продвигаться дальше. Дело в том, что как только Вы поддадитесь одному сомнению, то следом пойдут ещё и другие. Это цепная реакция, которую нужно просто обрывать. В современной психологии подобное явление известно под названием , с которым можно и нужно бороться.

Поймите одно, что только игнорируя эти сомнения , Вы сможете в короткие сроки полностью сот них избавиться. Это на самом деле намного легче, чем может показаться. Главное, правильно ориентировать себя. То же самое касательно намерения : зачем устраивать из этого сложный ритуал, ведь достаточно просто в сердце решить для себя, что именно Вы собираетесь делать, и следовать за этим.

Вообще, довольно часто навязчивые сомнения можно обнаружить у той категории лиц, которые страдают повышенной тревожностью в сочетании с неглубокими познаниями в религиозных вопросах.

Не осложняйте себе жизнь , относитесь чуть проще и всё у Вас обязательно наладится. С сегодняшнего же дня начните совершать молитвы и уже завтра Вы приблизите себя к полному избавлению от этих наущений.

Мухаммад-Амин Магомедрасулов

Алиасхаб Анатольевич Мурзаев

психолог-консультант Центра социальной помощи семье и детям

Чуть- чуть совести и силы воли не хватает

Диалог между братом и сестрой:

Брат спрашивает старшую сестру: «Почему ты не одеваешь хиджаб?»

Сестра задаёт встречный вопрос: «Почему ты не делаешь намаз?»

– Я делаю, просто ты не видишь, – с неестественной улыбкой и застенчивостью отвечает он.

– Ну конечно, и в прошлую пятницу ты не лежал и не смотрел фильмы, а пошёл в мечеть, так? – с ухмылкой спрашивает она.

– Когда это такое было? – улыбается.

Давай не будем сейчас делать вид, как будто было не так. Тогда я тоже одеваю хиджаб, просто ты не видишь.

Всё, молчу, – опустив голову, сдаётся он.

Так этот диалог был переведён в шутку.

Сестра продолжает: «Вот ты понимаешь, что я должна носить хиджаб, и то, что намаз надо совершать ты тоже знаешь, но что тебе мешает совершать намаз?».

Брат, долго думая, всё-таки ответил: «Чуть-чуть совести и силы воли не хватает».

Интервью, взятое у того самого брата

Скажите, пожалуйста, в течение дня Вы вспоминаете о своём святом долге перед Всевышним Аллахом, то есть об обязательной пятикратной молитве?

– Да, вспоминаю.

И что Вам мешает сразу же совершить намаз, когда наступает время её совершения?

– Я смотрю на часы и вижу, что наступило время обеденной молитвы и говорю себе, что через десять минут я встану и пойду её совершать. Проходит десять минут, потом ещё десять потом ещё… Лень меня одолевает и так время намаза проходит, а потом уже ленишься до такой степени, что пропускаешь и следующие намазы с намерением возместить их потом. Мне хочется совершать все пять молитв в день, но лень берёт верх. Я думаю, что шайтан тоже мешает.

– Вот Вы сказали, что делаете намерение возместить пропущенные намазы, но всё-таки стабильно намаз не совершаете, не обманываете ли Вы себя?

– Намерение делаю искреннее, но в итоге понимаю, что занимаюсь самообманом.

– Знаете ли Вы о наказании за несовершение молитвы? Какие чувства Вы испытываете, когда пропускаете возложенную на Вас, да и на всю общину Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) молитву, не становится ли страшно?

– Я слышал на пятничных проповедях, что за один пропущенный намаз предусмотрено наказание семьдесят лет мучений в аду (да убережет нас Аллах). Также слышал и о том, что намаз нужно совершать правильно, без ошибок, иначе такая молитва не действительна. Зная о таком наказании, конечно, становится страшно. Определённое чувство страха наступает и перед выходом из дома. Неизвестно, вернусь ли я домой или нет, ведь Аллах может наказать нас в любое время. Если же умру, то предстану перед Всевышним с пропущенными молитвами, и в такие моменты хочется даже плакать. После определённых испытаний человек меняется, задумывается о своей жизни, так и я, попав в аварию и оставшись живым, понял, что Всевышний дал мне возможность исправиться, дал жизнь для того, чтобы начать совершать намаз, по возможности помогать людям, делать добро. Каждый человек по-своему осознаёт важность соблюдения предписанных Аллахом норм. И это испытание (авария) послужило поводом для осознания лично мной важности намаза и других обязательств перед Всевышним.

– И всё-таки страх проходит, и молитва вновь пропущена, происходит долгая борьба: один намаз совершается, а следующий может и нет. Как Вы думаете, почему проходит чувство страха за несовершение намаза?

– Стараюсь делать добро людям, например, помочь незнакомой бабушке донести пакеты до дома и тому подобные дела. Также стараюсь в другом богослужении, которое мне даётся легче, тем самым успокаивая себя. Но чувство вины за несовершение молитвы никогда не проходит. Я начинаю совершать молитвы с большим желанием, но в течение некоторого времени это желание как будто угасает. Угасает, наверное, из-за любви к мирскому, отвлечённости от ахирата. Так же, когда попадаешь в общество людей, где не совершают намаз, проводишь с такими людьми время, то и сам начинаешь забывать о молитве. К сожалению, таких людей больше чем тех, от которых идёт положительный заряд в духовном смысле, или же мне не повезло постоянно находиться в обществе таких богобоязненных людей.

– А что Вам помогает совершать молитву или что Вас побуждает к этому?

Когда хожу на пятничную молитву и слушаю проповедь, то сердце наполняется верой. Вижу богобоязненных людей, поклоняющихся Аллаху, и хочется брать с них пример. Например, когда на тренировках наступает время намаза и ребята делают джамаат намаз (коллективная молитва), то с радостью присоединяюсь к ним, и это тоже стимулирует на совершение молитвы. Если рядом находится человек, который не пропускает намаз, то это тоже очень сильно помогает.

– Желаю Вам и себе, и всей умме Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) помощи Аллаха в соблюдении всех обязанностей перед Ним.

– Что нам мешает и что помогает соблюсти второй столп Ислама?

Из этого интервью видно, что нам мешают совершать ежедневные молитвы: отвлеченность от ахирата, любовь к мирскому и занятость ею. Помогают: нахождение в обществе богобоязненных людей и размышления о творениях Аллаха, о Судном дне, о наказании за несовершение молитвы и о вознаграждении за совершение её. Так же посещение мечети для совершения коллективного намаза укрепляет иман (веру) и придаёт стимул и энергию для совершения последующих молитв. Но самое главное – это наши дуа (мольбы) к Всевышнему Аллаху, чтобы Он помог нам соблюсти все столпы Ислама, а иначе нет у нас силы для совершения благого и нет силы отказаться от плохого, кроме как при помощи Аллаха. Да поможет нам Аллах.

До того, как я пришел к тому, чтобы поклоняться Всевышнему, мне казалось, что предписанный верующим 5-кратный очень утомителен. Мне казалось нецелесообразным в разгар рабочего дня бросить свою работу и выделить время для совершения намаза.

Работая журналистом, я часто проводил в офисе по 10 часов в день или был занят на конференциях, встречах и интервью, и едва успевал выделить время на обед. Если бы я не работал, мое время было бы занято домашними делами, поручениями, друзьями и семьей. Я был очень пунктуален во всем, кроме того, что опаздывал пять раз в день.

Мне казалось нецелесообразным вставать задолго до рассвета , чтобы совершить фаджр , потому я не смогу нормально заниматься своей работой в течение дня. Также мне казалось нелогичным прерывание встреч в течение рабочего дня, чтобы совершить зухр и аср.

Совершение магриба также представлялось мне крайне проблематичным, потому что он приходится на короткий промежуток времени, когда возвращаешься домой, ужинаешь. Единственный намаз, который предоставлялся мне возможным, – это иша. Таким образом, большую часть своей жизни я в лучшем случае совершал все пять намазов в вечернее время, либо пропускал их ради забот.

Таков был мой непоследовательный подход к выполнению своей обязанности в виде намаза в течение дня. Я верил во Всевышнего и любил Его, но устанавливал свои условия поклонения Ему, а не следовал тем, что четко изложены в Коране и сунне пророка (мир ему). Тем не менее, суть жизни мусульманина заключается в том, чтобы совершать пятикратный намаз в установленное время. Без этого наша вера не завершена и не совершенна. Это главный способ поклонения, который Аллах предписал тем, кто стремится жить в лоне ислама.

Я осознал, что если не буду выполнять это предписание Всевышнего, то не могу считать себя мусульманином. Я перестроил свой образ жизни под намаз. И вот уже полтора года я ни разу не пропускал намаза, где бы я не находился – на работе, в торговом центре или в дороге.

Оглядываясь назад, я понимаю насколько неправильным было мое отношение к намазу. Когда я перестал пытаться вписать молитвы в свои повседневные дела и организовал свою жизнь вокруг намазов, это помогло мне избавиться от ненужных дел. Намаз способствует душевному спокойствию и покою, поэтому я решил отгородить себя от негатива, чтобы лучше концентрироваться во время молитвы, и избавил себя от болтовни и выслушивания сплетен.

За короткое время молитва стала для меня на удивление легкой и естественной. Раньше я считал намазы очень неудобным, но потом осознал, насколько они легко и плавно вписываются в распорядок дня. Утренний намаз давал мне прилив энергии в течение дня. Намазы, которые я считал обременительными, стали неотъемлемой частью моей жизни.

Исламский мыслителе аль-Газали сказал: «Воистину, душа привыкает к тому, к чему ты ее приучаешь. Это значит: то, что вначале обременяет душу, в конце концов становится ее природой».

На каждом повороте моего пути в поисках обогащения своей веры, я обнаруживал, что то, что вначале кажется сложным, становится простым, когда совершается с искренностью. После того, как я перестроил свою жизнь вокруг намаза, пятикратная молитва стала для меня недостаточной, чтобы выразить мою приверженность. Я изучил хадисы Пророка Мухаммада (мир ему) и узнал, что можно совершать дополнительные намазы. С тех пор не прошло ни дня, чтобы я их не совершал.

В дополнение своих ежедневных молитв я сделал для себя обязательным поминание Аллаха – зикр. Повторение таких фраз, как «ля иляха илля Ллах» (нет бога кроме Аллаха), заставляет нас концентрировать наше внимание на Всевышнем.

Если каждый день, выходя из дома, говорить «Во имя Аллаха» (Бисмиллях), то Аллах будет направлять нас в течение всего дня, если сказать «Я верю Аллаху» (тавакальт аль Аллах), вы будете под защитой Аллаха, а если сказать «Нет силы и мощи, кроме как у Бога» (ля хауля ва ля куввата илля биллях), Аллах защитит вас.

Возможно, для кого-то такая приверженность может показаться немного чрезмерной, пару раз мне даже так говорили. Но это чрезмерность в вещах величайшей значимости, и она не может принести человеку вред. Чем больше времени я посвящаю Богу, тем спокойнее моей душе, и тем больше я сосредотачиваюсь на самых важных вещах: на том, как достойно обращаться с семьей и друзьями, упорно работать, помогать нуждающимся, с состраданием и щедростью давать милостыню и сохранять свою целостность.

Поминание Бога на протяжении всего дня в намазах и зикрах очищает наше сердце и стирает преграды, которые могут помешать вере предстать в своем чистейшем виде.

И, как сказал аль-Газали: «Воистину, когда человек любит какую-то вещь, он постоянно о ней упоминает, а когда он постоянно упоминает вещь, даже если это обременительно, он любит ее».

Как вести себя мусульманину, если случилось так, что его жена не хочет читать намаз, носить хиджаб? Становится ли обязательным для него развод, если в течение определенного времени нет положительных изменений в этом отношении?

В данной ситуации важно проявление тактичности и деликатности, ведь человек не может измениться в одночасье. Слишком уж долго мусульманам не давали возможности полноценно выполнять религиозные обязанности и предписания, поэтому возвращение к истокам - путь тернистый, требующий от всех нас терпения и взаимопомощи. Будьте для своей супруги примером постоянства во всем обязательном, чаще общайтесь и, возможно, вы придете к согласию, «ведь согласие (примирение) - лучше всего» (см. ).

Я лично знаю случаи, когда жены-немусульманки становились мусульманками, а не религиозно-практикующие становились практикующими. Но от мужей это требовало терпения, мудрости, выдержки. По времени это занимало годы! Главное - не торопить время, не раздражаться и не создавать напряженной обстановки. Есть богословское правило: «Кто торопит результат и хочет получить его до назначенного Свыше срока, тот не получит его вообще».

Если вы будете все это время сами соблюдать каноны Ислама, применять их, то и ваша благоверная проявит покорность Творцу, станет практикующей мусульманкой. Зачастую людям свойственно мифическое стремление изменить окружающий мир, не изменив себя. К сожалению, желаемый результат не достигается. И наоборот, совершенствуя себя, можно изменить не только одного человека, но и многих, даже весь мир, по милости Всевышнего.

В браке я уже два года, жена на восемь лет младше меня, у нас растет дочь. За эти два года у меня с женой было много серьезных разговоров, я пытался исправить ее, воспитать, немало ругал ее, немало было скандалов. А причина в том, что от нее постоянно исходит неповиновение, ложь, обман, и в целом очень глупо себя ведет, не по-взрослому. Наставлений и проповедей на тему повиновения мужу и запрета лжи в Исламе много приводил. Видно по ее поведению, по выполнению религиозной практики, что иман у нее слабый, и повлиять на нее будет непросто, а то и невозможно. Много, много объяснял, большие обещания давал (если исправится и будет хорошей), доносил до нее, убеждал, исправлял, всю известную мне психологию использовал мягко и жестко - бесполезно. Что мне делать, как быть, какое решение будет правильным? Игорь.

Ответ моей супруги, Зили Аляутдиновой. Каким же будет мир, если разумному, понятливому супругу всегда будет попадаться такая же разумная жена, а глупой женщине будет доставаться глупый муж?! Потеряется баланс... Очень часто бывает так, как у вас. Муж ведет, а неразумная жена идет за ним по жизни. В награду за терпение, за молчание в порыве гнева, за прощение в период полной оплошности супруги Всевышний дарует этой семье благочестивых детей, благих потомков (об этом сказано в Коране).

Примите тот факт, что ваша жена неразумна, молода, сквернословит и даже лжет. Но в ней, конечно же, есть и много хорошего. Вам только нужно это хорошее увидеть (в первое время можно использовать лупу). Все в этой жизни происходит неспроста, все имеет свой хикмет , Божественную мудрость, и поэтому вас свело с ней. Любой человек, встречающийся на нашем пути, подобен ангелу, который преподносит нам уроки от Бога. А вы уверены, что другой вариант будет лучше? А как быть с ребенком? И вспомним, что самое нелюбимое пред Богом, но разрешенное - развод. Нелюбимое!

Оставьте былую практику исправления и воспитания, вы муж, а не отец вашей жене. Занимайтесь своими делами вне дома, а на ее промахи и недостатки смотрите как на черту характера. Если приукрашивает реальность, лжет, как вы говорите, учитывайте это. Если надо, проверяйте или просто не слушайте плохое мнение о других.

Помните, у вас разница в возрасте (восемь лет), думаю, есть также значительные отличия и в образовании, все это сказывается на отношениях. Более опытной женщина может стать ближе к 35 годам. Маловероятно, что раньше. Жизнь еще малознакома. Наш мозг продолжает свое формирование вплоть до 25 лет, до этого возраста нам сложно анализировать последствия сказанного и совершенного.

Мой муж периодически порывается заняться чем-то, что мне кажется недопустимым с точки зрения шариата. Сначала хотел ходить в бассейн (в общий и в плавках), теперь хочет заняться боксом (и бить не только грушу). Меня он предупредил, что, когда мы будем жить с его родственниками, мне придется повязывать платок не хиджабом, а назад, как принято у людей его нации. Когда я указываю ему на неправильность его действий или мыслей, он говорит, что сначала надо сосредоточиваться на крупных грехах и важных делах (например, стараться всегда молиться вовремя), а потом уже исправлять такие мелочи. В общем-то, вопросов у меня два: 1. Права ли я в указанных случаях? 2. Прав ли он, говоря, что сначала надо уделить внимание исправлению больших грехов?

Наверное, это мелочи, но не могли бы вы коротко объяснить, правильно ли я себя с ним веду? Что приоритетнее: настоять на том, что верно по шариату, или оставить мужа в покое, дабы не раздражать?

Приоритетнее в вашем случае (и только Всевышнему ведома истина) прислушиваться к своему мужу. Конечно же, высказывайте свое мнение, но делайте это деликатно, без нажима.

С точки зрения канонов и духа богословских установлений, а также с точки зрения мусульманской культуры и этики, вам лучше принимать во внимание сказанное супругом и не перечить ему. Он не хуже вас знает, что к чему. Он - глава семьи. И будьте мудрее.

Правда ли, что в Судный День муж будет отвечать за свою жену, за то, что она не молилась, не носила хиджаб, что не соблюдала религиозной практики Ислама? Марьям, 20 лет.

Он будет отвечать за (1) соответствующее материальное обеспечение им своей семьи, за то, (2) как относился к жене и детям (благонравно, например, или деспотически, небрежно, без чувства ответственности), и, конечно же, (3) был ли для них хорошим примером - олицетворением терпения, морали и великодушия. Что касается религиозной практики, то каждый сам за себя в ответе пред Богом. Другого мы можем лишь мудро наставить словом или личным примером.

Это не является поводом для развода. Людям необходимо брать положительный пример с кого-то. Если вы не являетесь этим положительным примером, то скорее всего и желания молиться у нее не возникнет. Но в ваших силах сделать так, чтобы, глядя на вас, у супруги возникло стремление приобщиться к религиозной практике.

Уважаемый имам! Я сам молюсь и того же требую от жены. Она говорит, что верит в Бога, не делает ничего плохого, и все на этом. У нас из-за этого возникают конфликты. Я воздерживаюсь, а она поднимает руку на меня и бранит нецензурными словами. Я мог бы поднять тоже и избить ее, но мне этого не хочется. У нас есть маленький ребенок. Мухтор.

Станьте для нее идеальным мужчиной: стройное, с накачанными мышцами тело (кубики на животе!); здоровое, без переедания питание; жесткий каждодневный режим (вне зависимости от того, выходной это или нет); чтение хотя бы одной умной книги в месяц; сдержанное поведение, управление эмоциями; гармонизация интимной стороны супружеской жизни и т. п. Когда вы продержитесь в таком спортивном и во всех отношениях дисциплинированном ритме на протяжении года, при этом будете расти профессионально, достаточно для семьи зарабатывать, тогда вы сможете поднять ваши отношения на новый уровень, и жена пойдет за вами не только в вопросе совершения молитвы, но и на край света.

Уважаемый Шамиль, мой муж каждый раз заставляет меня покупать для него и его друзей алкоголь. Может и в три часа ночи послать в магазин. Обязана ли я это делать или могу отказаться? Диана.

Употребление алкоголя - крайне греховно, вы не должны потакать ему в этом. К тому же для вас такие ночные хождения еще и небезопасны. Если хочет, пусть в три часа ночи сам дойдет до магазина, как и в любое другое время суток.

Я мусульманин, женат на девушке другой национальности и вероисповедания. До нашей женитьбы она говорила мне, что хочет принять Ислам, но после женитьбы не только не стала принимать Ислам, но и начала отрицательно относиться к тому, что я читаю намаз.

Это произошло после разговоров с ее родными и знакомыми. Я стараюсь объяснить ей все, что знаю про Ислам, но она и слушать этого не хочет. В ее понимании молитва идет из души, а намаз - это механическое чтение заученных слов.

Я делаю все, что в моих силах, дабы объяснить и довести до нее смысл намаза, но она даже и слушать не хочет. У нас возникают ссоры из-за того, что я, вечером придя с работы, читаю намаз. Я стараюсь вести себя как можно мягче и спокойней. Я очень сильно люблю ее и расстраиваюсь, стараюсь утешить себя тем, что со временем она сама поймет, что и как, но сомнения не оставляют меня в покое. Как мне поступить и что сделать, чтобы убедить ее и сохранить семью? Тахир.

«Я очень сильно люблю ее » - не стоит сильно любить что-либо на этой земле. Любовь ослепляет. «[Выходящее из-под контроля] чувство любви к мирскому (тому или иному, имеющемуся на этой земле) - начало всякой [серьезной] ошибки» . Вы с вашим поведением уже не имеете в ее глазах авторитета. Стоит о многом задуматься. Уделите себе время. Если вы в корне не начнете изменяться (а ваши слова уже давно не являются убедительными для нее), тогда перспективы вашей семейной жизни с ней крайне сомнительны. Может, не стоит становиться заложником отношений и ситуации у себя дома, постоянно что-то доказывая и стараясь убедить, что ты не безумный фанатик?!

Мой муж всегда с неохотой идет совершать послеполуденную молитву (‘Аср). Обычно я его заставляю, и по этому поводу у нас возникают конфликты. Иногда я так бываю зла, что начинаю его обзывать, но потом сожалею о сказанном. Считается ли грехом то, что я его обзываю? Луиза.

Да. Вы призываете к благому через ругательства? В этом мало хорошего. Тем самым вы все больше отстраняете его не только от молитвы-намаза, но и от самой себя.

Моя жена русская, недавно приняла Ислам. Принятие Ислама произошло самостоятельно, то есть она стала считать себя мусульманкой по своей воле, стала совершать намазы и т. д. Шахаду она проговорила исключительно для себя, без двух свидетелей, так как такой возможности у нас просто нет. Может она считать себя полноценной мусульманкой?

И второй вопрос: я стараюсь на нее не давить в плане религиозной практики. Боюсь, что она будет больше внимания обращать на меня и мои слова, возможные укоры. А это способно вызывать сомнения и душевные переживания (когда она пропускает молитву, она сильно переживает потом по этому поводу). Так вот, прав я или нет в том, что оставляю ее полностью на ее личное разумение веры? Должен ли я следить за соблюдением женой всех правил и столпов Ислама или оставить это под ее личный контроль? Пример: время намаза заканчивается, а жена не делает намаз. Я вижу, что она его делать сейчас и не собирается (например, ей плохо, она занята по хозяйству). Я понимаю, что если я ей скажу, то она обязательно его сделает. Должен я ей указывать, что она должна сделать намаз или нет? Эмиль, 31 год.

2. Оставьте это исключительно для нее. При этом будьте живым примером как в вопросах мусульманской этики, так и в вопросах религиозной практики.

Может ли супруг заставить меня носить платок? Альбина, 21 год.

«Нет принуждения в религии» (см. )

Скажите, пожалуйста, если муж совершает какой-либо грех (например, употребляет спиртные напитки, хоть и редко), может ли жена ему указать на это, запретить совершать грех или только муж может указывать жене на что-то?

Конечно же, может. Однако крайне важно делать это с учетом мужской психологии, то есть тактично и мудро, без нажима.

В данный момент пытаюсь соблюдать религиозную практику, начав хотя бы с элементарного, например с ношения более закрытой одежды. Но, к сожалению, супруг мою тягу и потребность в этом не разделяет. Поначалу данное мое стремление он одобрял, но потом, увидев, что я все больше прилагаю усилий на пути истины, стал осторожничать со мной, объясняя свою позицию тем, что во всем в этой жизни надо соблюдать меру. Он считает, что мое устремление грозит перейти в разряд фанатизма, и это пугает его. Уважаемый Шамиль, как мне совладать с данной ситуацией в соответствии с духом и канонами Ислама? При этом прошу учесть, что мой супруг старше меня на двенадцать лет и он человек с уже сформировавшимися убеждениями и взглядами. А., Казахстан.

1. Прочитайте внимательно мою книгу «Мир души».

2. Не говорите с мужем на религиозные темы. Найдите хотя бы одну современную книгу по позитивной психологии , изучайте ее и свободными вечерами обсуждайте с ним то, что привлекло ваше внимание в ней и показалось полезным.

Насколько на человеке лежит обязанность следить за тем, чтобы члены его семьи соблюдали свой религиозный долг? Например:

1. Платок жены время от времени немного приоткрывает аурат на улице (видны мочки ушей, немного волос и т. п.). На мои замечания по этому поводу жена нервно реагирует. Мне кажется, такое происходит из-за ее безалаберности, но моей жене кажется, что я ее просто третирую.

2. Когда я бужу своего младшего брата (ему уже 22 года) на утренний намаз, это иногда доходит до скандала. Он очень тяжело встает.

Стоит ли мне проявлять усердие в этих делах или же оставить каждого в покое, ограничившись редким (для жены) или коротким (для брата) напоминанием? Все они уже взрослые люди.

3. Также мне интересно, что лучше - вовремя совершить намаз (в течение 10–20 минут после начала его времени) или ждать для джамаата свою жену, которую может задержать выполнение домашних обязанностей, например, дети? Шукран, 29 лет.

1. Ваша жена права.

2. Логика верна. Легкое наставление, напоминание, не более того. В достоверном хадисе сказано: «Облегчайте и не усложняйте; давайте радостную весть (успокойте, утешьте; смягчите) и не вызывайте отвращения» . Если вы будете твердить им одно и то же, это только усугубит ситуацию. Зачастую у нас самих полно недостатков, над которыми еще работать и работать.

3. В условиях домашних дел и забот я советовал бы совершить намаз как только появилась для этого возможность. Ожидание друг друга приведет к нервозности, наложению одних дел на другие и нарушению спокойствия выполнения самой молитвы.

Я вышла замуж год назад, мы с мужем общались до этого два месяца, и я была счастлива, потому что, по его словам, он был истинно верующим, то есть намаз не пропускает, пост соблюдает, любит и уважает свою мать и сестер, ведь уважающий свою мать и сестер сын и брат не будет плохо относиться к жене. Но, увы, через неделю после свадьбы выяснилось, что все совсем по-другому: намаз - по настроению, пост так же. Все, что он делает, - это ест, спит и общается по Интернету. Мать и сестер обзывает последними ругательными славами, про себя я и не говорю.

У нас недавно родился сынишка, думала, может, муж опомнится, ан нет. На мои уговоры он отвечает: «Не тебе за меня отвечать, на том свете я сам за тебя в ответе». Лиана.

Не давите на мужа и прямым текстом не критикуйте его. Таких, как он, в реалиях современной жизни много, очень много. И не столько они сами виноваты в том, что так уродливы духовно, сколько то окружение, общество, в котором они родились и выросли. Но! Неразрешимых проблем нет. Для вас это хороший повод расти и развиваться, его минусы могут стать отличными тренажерами для вашего духовного развития и становления.

«[Проводит Он вас в том числе через столь сложные и опасные жизненные обстоятельства] дабы одних из вас [людей] испытать посредством других [людей, дабы в критических ситуациях вы самим себе показали свое истинное лицо]» (см. ).

Кстати, ему за себя отвечать, а не за вас. К сожалению, он этого до сих пор не понял, по крайней мере на деле.

Данное богословское высказывание см., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 223, № 3662.

Именно такой глагол использован в риваятах аль-Бухари и Муслима.

Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1930, хадис № 6125; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 721, хадис № 8–(1734); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 590, хадис № 10010, «сахих».

Вопрос: Ассаламу алейкум. Уважаемый алим, у меня такая большая проблема: я очень часто, к сожалению, пропускаю утренние и ночные намазы, какая-то лень у меня, и память у меня стала плохой. Мне 26 лет, и я очень хочу выучить Священный Коран, но мне трудно с этим. Я выучила несколько сур, а в намазе читаю не длинные суры, а короткие, в то время как могу прочитать и длинные. А во время земного поклона в намазе перед моими глазами появляется противный и толстый крест, плохие мысли о Коране приходят мне в голову. Мне очень тяжело, очень и очень я боюсь за свою веру. Помогите мне ради Аллаха. (Таджикистан)

Ответ:

Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!

Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Пропуск утренних и ночных намазов - это, безусловно, нехорошее явление, и его нужно исправить. Радует, что вы осознали наличие данной проблемы. Признание проблемы - это уже половина ее решения. Остается лишь разобраться со второй половиной, то есть начать совершать все намазы в предписанное время.

К сожалению, пренебрежение намазом привело к беспорядку в вашей жизни. Об этом нас предупреждал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): если намаз не в порядке, то и в делах будет беспорядок. Да убережет нас от этого Аллах!

Господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

إن أول ما يحاسب به العبد صلاته فإن صلحت صلح سائر عمله وإن فسدت فسد سائر عمله
Первое, о чем спросят человека в Судный день, - это его намаз. Если с ним все в порядке, то и остальные дела будут в порядке. Если же его намаз не в порядке, то и остальные поступки в таком же состоянии.
(Хаким. Мустадрак. - № 965)


Поэтому, если вы хотите улучшить свою жизнь и привести в порядок свои дела, вам нужно взять себя в руки и начать вовремя исполнять намаз. Лень ни к чему хорошему не приведет. Всегда будьте активны, контролируйте себя. Не позволяйте дьяволу и своему эго (нафсу) властвовать над собой. Каждый день просите Аллаха дать вам бодрости духа и сил на своевременное исполнение намаза. Соберите волю в кулак и просыпайтесь вовремя на молитву. Подумайте, чего вы хотите: быть ленивой, теряя свою жизнь, или быть активной и пожинать плоды своего труда?

Постоянно мотивируйте себя выгодами от совершения намаза: ваши дела придут в порядок, каждая минута будет приносить больше пользы и удовлетворенности, вы достигнете в жизни большего, укрепите свою веру, станете ближе к Аллаху. Своевременное исполнение намаза приведет к прощению грехов, и вы обнаружите, что отказаться от них стало легче. Эти и многие другие выгоды вы получите, если будете вовремя совершать намаз. Вы обязательно увидите, как все это претворяется в жизнь, если докажете Аллаху свою честность и постоянство.

И помните о следующем высказывании пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):

من صلى العشاء في جماعة كان كقيام نصف ليلة، ومن صلى العشاء والفجر في جماعة كان كقيام ليلة
Кто совершит ночной (иша) намаз коллективно, тот получит такую награду, словно он полночи провел в молитве. А кто совершит коллективно ночной и утренний (фаджр) намазы, тот будет вознагражден так, будто провел всю ночь в молитвах.
(Абу Дауд. - № 555, передал Усман)


Представьте, насколько бы вы приблизились к Аллаху, если бы проводили каждую ночь в молитвах! Разве найдется мусульманин, который бы не позавидовал такому положению? И такой награды вы можете достичь всего лишь за счет своевременности исполнения утренних и ночных намазов. Это - слова Пророка (мир ему и благословения Аллаха), который всегда во всем был правдив.

Вместе с тем советую не забывать об уловках дьявола, направленных на отвращение вас от намаза. Иной раз это может выражаться в виде чувства лени, другой раз это могут быть мысли об откладывании молитвы, а иногда это выражается в том, что вам внушается образ креста. Все, что вы видите в земном поклоне (суджуде), - это обман дьявола, так что не стоит излишне беспокоиться по этому поводу. Когда вам внушается подобный образ, просто не обращайте на это никакого внимания и сосредоточьтесь на Аллахе. Пройдет время - и, даст Аллах, эти мысли и образы покинут вас.

А Аллах знает лучше.

Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевела: indira_akisheva (Q472)