Сторителлинг: как правильно рассказывать истории. Как научиться рассказывать истории Как научиться позитивно рассказывать истории

Как рассказывать истории так, чтобы слушатели не заскучали? Талант рассказчика был востребован во все времена, начиная с глубокой древности. Ошибаются те, кто полагает, что с этим умением люди рождаются. Приложив определенные усилия, любой человек способен развить навыки интересной речи. Что же для этого необходимо?

С чего начать

Как рассказывать истории, чтобы их с удовольствием слушали? Начать стоит с улучшения собственной дикции. К сожалению, даже самая захватывающая история не произведет впечатления на аудиторию, если человек, ее излагающий, проглатывает окончания слов, нечетко выговаривает звуки. Проблему решает регулярное выполнение упражнений, которые улучшают подвижность мышц языка и губ. Также полезно произносить на большой скорости скороговорки.

Словарный запас рассказчика играет столь же важную роль. Для его расширения полезно читать классическую литературу, не ленясь уточнять значение непонятных слов в словаре. Наконец, научиться структурировать свою речь помогает ведение дневника. В тетради можно фиксировать основные события дня, стараясь делать записи краткими, отражающими главное.

Упражнения

Как рассказывать истории, чтобы окружающие жадно внимали им? Для начала стоит сделать своим слушателем зеркало, ведя перед ним монологи, затрагивающие разнообразные темы: литературу, путешествия, политику и так далее. Зеркало поможет оценить собственные жесты и мимику, они должны быть уверенными. Желательно пользоваться при этом диктофоном, записывая произносимые монологи. Прослушав записи, легче понять минусы и плюсы своих рассказов.

Существует и другое упражнение, дающее великолепные результаты. Нужно выбрать любое (случайное) слово, а затем придумать историю, так или иначе связанную с ним. Остановившись, к примеру, на слове «стул», следует в течение 5-10 минут рассказывать об этом предмете мебели. В роли слушателя по-прежнему может выступать зеркало. Упражнение развивает фантазию, к тому же в процессе его выполнения рассказчик учится структурировать собственные истории.

Как рассказывать истории: правильное начало

Еще древнегреческий мыслитель Платон говорил, что эффектное начало - залог успеха всего рассказа. Как рассказывать истории, способные заинтересовать слушателей? Многое зависит от первого предложения, оно должно вводить аудиторию в суть рассказа, однако не затрагивать основную интригу.

Допустим, человек желает посвятить друзей в смешную историю, которая приключилась с ним во время отдыха. Ему не стоит начинать рассказ с предупреждения о том, что сейчас последует забавная история. Правильный вариант - безотлагательный переход к сути. К примеру, первое предложение может прозвучать так: «Как-то раз я врезался в яхту на гидроцикле». После этого слушателям обязательно захочется узнать подробности, которые рассказчик им изложит в основной части собственной истории.

Нарастание напряжения

Как рассказывать истории интересно, заставляя аудиторию ловить каждое слово? Слишком поспешный переход к кульминации - распространенная ошибка, которую допускают многие неопытные рассказчики. Небольшое введение только украсит рассказ, в нескольких предложениях можно описать причину истории, собственные мотивы и так далее. Сразу после этого следует кульминация, плавно переходящая в финал.

Затягивать с самой интересной частью рассказа также не рекомендуется. Считается, что внимание слушателя ослабевает уже через три минуты, поэтому хорошие рассказчики укладываются в это время. Здесь пригодится умение структурировать историю, выделять самое главное и отбрасывать лишнее. О том, как его развить, написано выше.

Время для смеха

Как рассказывать истории смешно? Желательно добиваться того, чтобы первые смешки у слушателей возникали уже в первые тридцать минут. Смешные истории не следует перегружать ненужными деталями, разумеется, если подробности не изобилуют забавными моментами, помогающими подойти к кульминации.

Вовсе не обязательно пытаться уложить рассказ в полминуты, важно лишь максимально насытить первые 30 секунд забавными и интригующими деталями. В этом случае высока вероятность, что слушателям захочется узнать продолжение и их внимание не ослабнет до конца рассказа.

В памяти большинства людей откладывается лишь кульминационный момент истории или ее финальная часть. Поэтому конец важно тщательно продумать, иначе рассказ не запомнится как смешной. Опытные ораторы рекомендуют прервать монолог на том этапе, когда аудитория заливается смехом.

Создание образов

Как рассказывать истории друзьям так, чтобы заслужить репутацию превосходного рассказчика? Рассказы, порождающие в сознании яркие образы, всегда пользуются большим успехом у аудитории. Нужно учиться рассказывать так, чтобы друзья не только слышали слова, но и представляли картину происходящего. К примеру, в этом поможет добавление в свою историю описания местности, где она произошла. Однако не стоит делать его пространным, достаточно нескольких метких характеристик.

Исследования показали, что люди практически всегда отдают предпочтение рассказам, которые ведутся от первого лица. Приключилась ли история с рассказчиком или с кем-то из его знакомых, лучше всего сделать себя ее главным героем. В этом случае можно рассчитывать на сопереживание аудитории, от которого многое зависит.

Лицо и руки

Как рассказывать истории из жизни, чтобы они производили неизгладимое впечатление на слушателей? Даже увлекательный сюжет вкупе с безупречной дикцией не спасут повествование, если рассказчик абсолютно не проявляет эмоций. Обязательно нужно задействовать лицо и руки, делясь с окружающими отличной историей, это поможет поддерживать на должном уровне интерес.

Особенно важно выделять голосом и жестами кульминацию. Можно сделать небольшую паузу, начать говорить громче или тише, всплеснуть руками или демонстративно убрать их за спину - вариантов привлечения внимания существует множество. Однако перебарщивать с эмоциональностью также не стоит, история может обесцениться, если слушатели почувствуют фальшь.

Уверенность - залог успеха

Слушатели моментально потеряют интерес к истории, какой бы необычной она ни была, если ее автор не уверен в себе. О страхе свидетельствуют такие моменты, как запинки, блуждающий взгляд, излишне длинные паузы, дрожь в голосе. Особенно важно сохранять зрительный контакт с аудиторией, это считается признаком уверенности. Не стоит также резко обрывать историю, заметив, что окружающим она совершенно неинтересна. Лучше вместе посмеяться над этим, а затем уже перевести разговор на другую тему.

Избавиться от ненужного волнения поможет регулярная практика. Скажем, можно отрабатывать навыки рассказчика на близких родственниках или делиться короткими историями с незнакомцами - продавцами, попутчиками, соседями по очереди.

Иностранные языки

Как рассказывать истории на английском так, чтобы они неизменно имели успех у аудитории? Актуальны все вышеперечисленные рекомендации, помогающие сделать рассказ живым и интересным. Если же советы не работают, не исключено, что проблема заключается в такой «мелочи», как произношение рассказчика. Как и в случае с плохой дикцией, неправильное произношение может сделать историю слишком сложной для восприятия. Помочь справиться с проблемой могут аудиоуроки английского, просмотр фильмов без перевода,

Умение захватывающе рассказывать истории и быть хорошим собеседником характеризует женщину как интересную, умную особу. Если и вы хотите стать центром внимания и душой компании, начинайте работу над собой, развивайте речь, совершенствуйте актерские навыки и сделайте свой язык богаче.

Вам пригодится умение рассказывать истории

Фото Shutterstock

Начните с письменной речи

Сначала вам нужно поработать над эпистолярным жанром. Помочь в этом может ведение дневника, в который вы будете записывать все текущие события. Только проследите за тем, чтобы ваши заметки имели забавные подробности и интересные детали, а не представляли собой сухой перечень того, что вы делали в течение дня.

Ведение дневника поможет вам увидеть суть вещей и главное в событиях вашей жизни. Следите за логичностью повествования. Для этого вы должны четко видеть всю структуру каждой записи.

Чтение, безусловно, помогает развить речь, и письменную, и разговорную. Но не каждая книга подойдет для такого обучения. Остановите свой выбор на произведениях мировых классиков. Читайте медленно и вдумчиво.

Старайтесь отслеживать удачные формулировки и сравнения, а не только обращать внимание на развитие событий

От классической литературы вы должны взять умение чувствовать разные стили повествования и видение композиции, красоты письменного языка. После прочтения книги попробуйте написать отзыв, как сочинение в школе. Выразите свои чувства, которые вызвал у вас литературный труд, и отметьте наиболее примечательные места в произведении.

Расширяйте лексикон

Встречаясь с незнакомым словом, обязательно смотрите его значение в словаре. Мало того, возьмите за правило каждый день знакомиться с новым словом. Ведь чем богаче ваш словарный запас, тем больше возможностей стать интересным рассказчиком вы имеете.

Приобретите словарь поговорок и пословиц. Порой меткое и точное употребление афоризма, крылатой фразы или народной мудрости может добавить в ваше повествование живость и юмор.

Работайте с речью

Займитесь совершенствованием своей дикции, практикуйтесь с помощью различных скороговорок. Кроме того, вам нужно отработать комфортный для слушателей темп и тембр вашей речи.

Скорость рассказа должна быть средней. Если будете говорить слишком медленно, слушатели устанут или даже уснут. А начнете

Если попытаться подобрать несколько ассоциаций к словосочетанию «хороший рассказчик», то на ум придут такие выражения, как «душа компании», «харизматичная личность», «заводила», «лидер» и прочее в подобном ключе. Это говорит о том, что между популярностью и умением рассказывать истории интересно стоит знак равенства, вот почему так много людей мечтает освоить это искусство. Часто бывает достаточно пройти тренинг развития уверенности в себе , убрать зажимы, развить силу голоса , и нужные умения открываются сами собой.

«Хороший рассказчик в пути – это полпути».Украинская пословица.

Составляющие увлекательного рассказа:

  1. Интригующее название.
  2. Структура.
  3. Драматургия.
  4. Вербальные и невербальные средства выразительности.

Интригующее название


Сколько бы ни учила нас народная мудрость не судить о книжке по обложке, на практике это не удается почти никому, что охотно подтвердит вам любой опытный маркетолог. Рассказ тоже можно рассматривать с маркетинговой точки зрения: это некий продукт, который вы продаете слушателю в обмен на его внимание, и очень важно, чтобы слушатель не только согласился, но и захотел заплатить вниманием за ваш рассказ. Сложность в том, что слушатель платит вперед и не знает, будет ли ему интересно или он впустую потратит время. А раз не знает, то попробует угадать исходя из доступной ему информации, то есть – из названия.

У истории нет точного названия, как у кино или книги, но каждый раз, прежде чем рассказать ее, вы сообщаете собеседнику, о чем пойдет речь в двух словах. «А ты слышал, как Петька машину разбил? Нет?! Расскажу – умрешь!»

Итак, если вы начнете со слов «Давай я расскажу тебе об акулах!», ваш собеседник точно не придет в восторг. Это плохой вариант, т. к. под определение «об акулах» попадает такой массив информации, что невозможно себе представить, о чем конкретно пойдет речь, а значит, и заинтересоваться тоже нечем. Вы хотите пересказать сюжет «Челюстей», обсудить вымирание видов из красной книги или поговорить о том, как готовят акулье мясо в скандинавских странах, – все эти темы «об акулах», но все они очень разные.

И другой вариант: «А я рассказывал, как акула мне чуть ногу не откусила в Австралии?» Такое начало беспроигрышно. Вы как бы сказали собеседнику: «Эй! Перед тобой стоит человек, побывавший в такой крутой переделке, что не в каждом кино покажут!».

Структура


Сторителлинг – это прежде всего передача информации, а подавать и усваивать информацию гораздо проще и экономнее по времени, если она правильно структурирована. Посудите сами, каково будет читать книгу, в которой перепутаны все страницы? Слушать плохого рассказчика – все равно, что читать такую книгу: он путается, забегает вперед, слишком рано раскрывает карты, или наоборот – пропускает что-то важное в начале. В итоге даже интересный рассказ теряет свое очарование и становится пыткой.

Грамотно структурировать рассказ несложно, достаточно разделить его на три условных блока:

  1. Завязка. Это подготовительная часть, что происходило «до». Самые важные события, предшествующие главным, без которых в рассказе никак нельзя обойтись.
  2. Кульминация. Это то, ради чего, собственно, и затевался весь рассказ, главные и самые интересные его события, точка максимального напряжения.
  3. Развязка. Во что вылились ключевые события, и чем закончилась история.

Правильная структура отражает естественный ход (хронологию) событий, то есть позволяет слушателю включить воображение и мысленно прожить весь рассказ вместе с вами.

Драматургия


Это та же самая стоящая на трех китах структура, но касается она не текста в общем, а эмоциональной линии повествования в частности. Искусство рассказывать истории основано на драматургии. В рассказе всегда есть некий центральный герой, с которым все происходит: иногда это сам рассказчик, если повествование ведется от первого лица, иногда – общий знакомый, иногда – киноперсонаж или просто известная личность. Вся драматургия строится на отрезке развития эмоциональной жизни этого героя от завязки к развязке, и важно здесь лишь то, что конфликтует с его интересами или характеризует глубину конфликта.

Пример событий, стоящих упоминания в рассказе.

  • Три года копили на отдых в Австралии, отказались от ремонта и от машины, ходили на работу пешком, задолжали всем друзьям, десять раз поссорились.
  • В аэропорту Сиднея потеряли паспорт, сутки искали. Приехали на пляж, там гроза и ураган. Поехали на другой пляж, там инфекция в воде и карантин. Поехали на третий пляж, там все нормально, но жену укусил кенгуру, пришлось ехать в больницу.
  • Забрал жену из больницы, объявили о депортации всех россиян в связи с санкциями. Громко матерились по пути в аэропорт, напились, подрались с миграционной службой. Теперь отдыхаем только в Сочи.

Пример несущественных деталей.

  • Пока копили на билеты, соседку бросил муж, а на углу построили супермаркет.
  • По пути на третий пляж видели, как динго пыталась напасть на вомбата.
  • В аэропорту было неожиданно много корейцев, целая делегация. Они нас очень испугались, никогда пьяных русских не видели.

Факты из второго списка могут быть интересны сами по себе, но в рассказе они – балласт, рассеивающий внимание и отнимающий время. Чтобы научиться рассказывать истории интересно, желательно учитывать эти нюансы.

Вербальные средства


Чтобы правильно рассказывать истории, откажитесь от сухих общих слов и определений, будьте конкретны. Каждое ваше слово должно быть выразительным и точным, не бойтесь подробностей.

  • НЕТ: Очень надоело с ним спорить.
  • ДА: Еще минута препирательств, и я бы разбил планшет об его голову.

Не пренебрегайте образной речью, говорите так, чтобы ваши слова даже против воли слушателя складывались в картинку.

  • НЕТ: Я догадался, что кот хочет утащить у меня сосиски.
  • ДА: Я перехватил взгляд кота и все понял. Так наш Петрович утром на бутылку водки смотрит. Сосиски обречены.

Невербальные средства


Невербальные, значит – несловесные, к ним относится все: от интонации и пауз до жестикуляции и визуального контакта. В первую очередь язык вашего тела сообщает слушателю, насколько вы сами поглощены своим рассказом. Инертная поза, минимум жестикуляции и мимики, минимум интонаций, речь «на автомате», ровный голос – если это про вас, то вам нужно научиться красиво рассказывать истории из жизни. Займитесь развитием эмоциональности и техникой красивой речи , учитывая полезные советы.

Чтобы понять, как должно вести себя тело при увлекательном рассказе, понаблюдайте за взволнованным человеком, который сильно хочет чего-то добиться от своего собеседника или просто выполняет очень важную задачу. Такой человек:

  1. Ничего не делает зря или мимо задачи.
  2. Каждым движением каждого мускула будто помогает себе в достижении главной цели, чем бы он ни был занят.
  3. Предельно собран, мобилизован и настроен на результат.

Попробуйте ставить себе условную задачу и выполнять ее в процессе рассказа. Выражается такая задача всегда простым глаголом, например, «напугать».

Как правило, набор в театральную студию , обучение в которой длится почти год, начинается в сентябре. Поэтому спешите, ведь группы на занятиях малочисленные, чтобы обеспечить полноценное внимание каждому ученику.

Рассказываете ли вы шутку, сказку или историю – умение это правильно преподать является очень важным навыком. У некоторых дар рассказчика проявляется от природы, другим же приходится этому обучаться. Никогда не бойтесь. Вы можете научиться рассказывать истории лучше и увлекательнее, а wikiHow вам в этом поможет! Просто начинайте с шага 1, указанного ниже.

Шаги

Часть 1

Изучение основ повествования
  1. Привлеките аудиторию. Начните рассказ, завладев вниманием слушателей или задействовав их в рассказе. Задавайте вопросы, пусть даже риторические, связанные с каким-либо заключением, поворотом сюжета или контекстом истории. Как вариант, вы можете сказать какую-нибудь захватывающую фразу для привлечения внимания (насадите аудиторию на крючок, как это делают громкие заголовки газет). Так вы заинтригуете слушателей, и они захотят услышать продолжение.

    • Пример для сказки: "Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему мотылек летит на пламя?"
    • Пример для забавной истории: "У меня история со времен учебы университете, которая затмит все остальные. Она связана с туалетом".
  2. Постройте сцену действия. В течение всего рассказа вы должны создавать эффект погружения. Аудитория должна воспринимать историю так, как будто сама в ней участвует. Начните с предисловия. Создавайте сюжет, добавляя детали, которые передают атмосферу, эмоции и действия. Очень тщательно подбирайте выражения: используйте слова с сильной эмоциональной окраской.

    • Пример сказки: "Давным-давно, в старом мире, где магия не прекратила своего существования, а животные умели говорить..."
    • Пример забавной истории: "Я довольно тихий и домашний, как кот, да? А вот мой сожитель в общежитии был тем еще тусовщиком".
  3. Наращивайте и ослабляйте напряжение. Конечно, основная сюжетная линия будет становиться все более напряженной, доходя до кульминации, после чего действие будет клониться к завершению. Однако вам также стоит ослаблять напряжение между наиболее сильными моментами. В противном случае история будет казаться скомканной или слишком схематичной. В реальной жизни существуют моменты, заполняющие пробелы между событиями. То же самое касается историй. Таким отступлением может стать описание сцены, небольшие отступления для добавления деталей или шутка, чтобы добавить истории изюминки.

    • Пример сказки: "Мотылек подлетел к высокой белой свече, где во всей своей красе полыхало Пламя. Мотылек почувствовал удар где-то в районе желудка и любовь пробудилась в нем. Конечно, герои не спасают принцесс в один день, и Мотылек провел много восхитительных ночей, все больше влюбляясь в Пламя".
    • Пример забавной истории: "Наступил новый год, и мы переехали в новый район, милый и … небезопасный. Так что я практически все время жил в режиме чрезвычайного положения. Кстати, это неплохо стимулирует кровяное давление".
  4. Сконцентрируйтесь на главном. Во время рассказа истории, очень важно включать в повествование детали, чтобы создать эффект погружения. Однако история не должна получиться бессвязной и затянутой. Поэтому очень важно делать акцент на главном. Опустите незначительные детали и оставьте те, что придадут истории пикантности или сделают ее понятнее.

    • Старайтесь не забегать вперед и не тормозить на месте, при необходимости добавляйте детали, чтобы увидеть ответную реакцию публики. Если им становится скучно, ускоряйтесь и переходите к главному.
  5. Повествование должно протекать логически. Именно здесь очень важно не только знать историю, но и правильно ее преподать. Вы наверняка встречали людей, которые постоянно прерывают свой рассказ словами: “Ой, я забыл(а) сказать…”. Да, не нужно быть таким человеком. Не останавливайтесь, чтобы вернуться назад. Это отвлекает внимание слушателей и путает их. История должна протекать плавно и логически.

    • Если вы забыли что-то упомянуть, влейте деталь в рассказ без прерывания основной линии. Например: “Теперь Крысолов охотился за деньгами города не просто так. Ведь ранее с ним была заключена сделка".
  6. Повествование должно иметь понятное завершение. Очень неловко, когда слушатели не уверены, закончили ли вы рассказ или нет. Так что концовка в вашей истории должна быть ярко выражена. Существует несколько вариантов завершения, например:

    • Задайте вопрос и ответьте на него. “Не безумие ли это? Поэтому я не собираюсь повторять это снова”.
    • Выведите мораль. "Это, леди и джентльмены, прекрасный пример того, почему не стоит брать своего кота на работу".
    • Тщательно подбирайте тон повествования и манеру речи. Старайтесь говорить громче и быстрее, накаляя обстановку, а затем понижайте голос и замедляйтесь, показывая, что вы подошли к концу.

    Часть 2

    Использование голоса и тела
    1. Создайте персонажей. Пусть герои вашей истории звучат по-разному. Если вы будет вживаться в разные роли, вы избежите унылого и раздражающего пустого повествования. Вы также можете сделать историю более реальной. Играйте с акцентом, речью, голосами людей. Вы можете добавить комичности, пародируя глупые или стереотипные голоса.

      • Например, передавайте голос отца чрезмерно глубоким и хриплым звуком, добавляя в диалоги особую изюминку: “[Важная часть истории] … А еще я собираюсь в гараж, чтобы построить платформу. Или часть платформы. А может быть, я посмотрю ТВ-шоу, где строят платформы".
    2. Сделайте свое повествование "большим" или "маленьким". Подбирайте звук голоса так, чтобы он был уместен в той или иной части рассказа. Меняйте интонацию, тон, громкость, чтобы история звучала спокойной или захватывающей, в зависимости от сюжета. Ускоряйтесь и говорите чуть громче ближе к концу. Замедляйтесь в самом конце.

      • Вам также следует поэкспериментировать с драматическими паузами. Недолгое молчание и выражение лица могут сделать историю значительно интереснее.
    3. Контролируйте свое выражение лица. Если вы хотите стать действительно великим рассказчиком, вы должны овладеть способностью создавать и менять выражение лица в зависимости от хода сюжета. На вашем лице фактически должна разворачиваться вся история. Если вы действительно хотите этому научиться, посмотрите видео на Youtube, введите в поисковик: John Stewart или Martin Freeman.

      • Помните, выражение лица имеет более 3 оттенков. Вы можете создать по-настоящему живые эмоции при помощи очень специфичной мимики.
    4. Говорите своими руками. Умение говорить жестами может превратить вас из действительно скучного и нудного рассказчика в человека, который приковывает все внимание в комнате. Руки передают эмоции. Руки приковывают внимание аудитории. Руки создают ощущение действия. Если вы не используете все тело, по крайне мере жестикулируйте руками во время рассказа.

      • Конечно, не стоит перебарщивать. Не нужно кого-то бить или опрокидывать свой напиток. Или выплескивать его в лицо.
    5. Играйте историю. По возможности, двигайтесь всем телом во время рассказа. Не нужно воспроизводить каждое движение, однако в ключевых моментах стоит задействовать все тело, чтобы приковать все внимание слушателя. Это также добавляет комедийный эффект.

      • Посмотрите на поведение известных людей и их мимику и жесты. Например, введите в поисковике: Groucho Marx, Rodney Dangerfield, Conan O"Brien и Robin Williams.