Получение радуги в домашних условиях. Фоторепортаж наблюдаем радугу в природе и в домашних условиях Получение радуги в домашних условиях


Цель исследования: определить, какая существует связь между дождём, солнцем и появлением радуги, можно ли получить радугу в домашних условиях. Объект исследования: природное явление РАДУГА. Предмет исследования: происхождение радуги. Проблема исследования: как создать радугу в домашних условиях; как появляется радуга и почему она разноцветная; как создать белый цвет из цветных составляющих.










Повторить опыт Ньютона может каждый школьник. Повторил этот опыт и я, но с искусственным источником света. Наблюдение разложения света в спектр при прохождении его сквозь призму мы наблюдали дома, используя призму и проектор. Для этого мы поймали призмой белый луч и получили изображение радуги на стене. Свет, который казался белым, играл на стене всеми цветами радуги. Так мы проникли в тайну луча, в которую более 300 лет назад проник знаменитый английский учёный.


КАК ПОЯВЛЯЕТСЯ РАДУГА? Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Вот кто оказывается строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли. Все радуги это солнечный свет, который проходит через дождевые капли, как сквозь призмы, преломляется и отражается на противоположной стороне неба.








ОПЫТ «СОЗДАНИЕ РАДУГИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ» Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов и радугу можно получить искусственным путём, мы провели опыт. Нам понадобился: фонарик, ёмкость для воды, плоское зеркало, белый картон и вода. Ход опыта: Наполнили лоток водой Поставили зеркало с наклоном. Направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. Чтобы поймать отражённые (или преломлённые) лучи, поставили картон перед зеркалом.


В РЕЗУЛЬТАТЕ НА КАРТОНКЕ ПОЯВИЛОСЬ ОТРАЖЕНИЕ ВСЕХ ЦВЕТОВ РАДУГИ, МЫ СМОГЛИ ПОЛУЧИТЬ РАДУГУ В «ДОМАШНИХ» УСЛОВИЯХ. Вывод: пучок света, отражённый зеркалом на выходе из воды, преломляется. Цвета, составляющие белый цвет, имеют разные углы преломления, поэтому они падают в разные точки и становятся видимыми.


ОПЫТ «КАК ПОЛУЧИТЬ БЕЛЫЙ ЦВЕТ ИЗ ЦВЕТНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ?» Точно так же как, мы разложили белый цвет на составляющие, можно из цветных составляющих получить обратно белый цвет. Если с одной стороны призмы разместить семь цветных источников света под соответствующими углами, на выходе из нее мы получим луч белого цвета.


Самостоятельно проделать такой опыт трудно, но есть другой способ. Если взять белый круг и раскрасить его в семь цветов радуги, а потом насадить этот круг на ось. И начать быстро его вращать, место цветного круга, мы увидим белый. Это происходит из-за инерционности человеческого зрения. Глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по отдельности и для него все они сливаются в один белый цвет.


ЗАКЛЮЧЕНИЕЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате проделанной работы мы убедились, что призма умеет превращать белый луч в семицветный, радужный. Выяснили, что капли дождя и кристаллы льда могут разделить белый цвет на семь цветов, поэтому наблюдать радугу можно и осенью, и летом, и весной, и зимой. Но есть условия, при которых такое удивительное явление природы можно увидеть. Мы познакомились со способами получения радуги в «домашних условиях», создание белого цвета из цветных составляющих.


ЛИТЕРАТУРА 1. Белкин И. К. Что такое радуга? – «Квант»1984 г. 2. Булат В. Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1974 г. 3. Гегузин Я. Е. «Кто творит радугу?» – Квант 1988 г. 4. Майер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 1988 г. 5. « Я познаю мир». Детская энциклопедия. Физика О.Г. Хинн - М, ООО 6. Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия. Издательство: Аст, Детская энциклопедия "Я ПОЗНАЮ МИР". АСТ – ЛТД» 1998

Считается, что наша радуга семицветна. Мне было интересно узнать, что в других странах так не считают.

Как оказалось, что не у всех народов в радуге 7 цветов. У некоторых шесть, в частности в Америке, а есть и такие у кого всего 4. В общем, вопрос совсем не простой, как может показаться на первый взгляд

И как это часто бывает на бескрайних просторах Интернета нашлась статья по этой теме. Написана она настолько интересна, что я не удержалась и решила переопубликовать ее у себя, чтобы все смогли с нею ознакомиться.
Фраза «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» известна каждому с детства. Этот мнемонический прием, так называемый акрофонический способ запоминания, предназначен для запоминания последовательности цветов радуги. Здесь каждое слово фразы начинается с той же буквы, что и название цвета: каждый = красный, охотник = оранжевый и т.д. Таким же образом те, кто поначалу путался в последовательности цветов российского флага, сообразили, что для его описания подходит аббревиатура КГБ (снизу вверх) и больше не путали.
Такая мнемоника усваивается мозгом скорее на уровне так называемого «кондиционирования», а не просто обучения. Учитывая, что люди, как и все другие животные, - жуткие консерваторы, то любая задолбленная в голову с детства информация у многих очень плохо поддается изменению или даже просто блокируется от критического подхода. Например, русским детям со школы известно, что в радуге семь цветов. Это зазубрено, привычно, и многие искренне недоумевают, как так получается, что в некоторых странах число цветов радуги может быть совсем другим. Но кажущиеся несомненными утверждения «в радуге семь цветов», так же как и «в сутках 24 часа» - это лишь продукты человеческой фантазии, к природе никакого отношения не имеющие. Один из тех случаев, когда произвольная выдумка становится для многих «реальностью».

Радугу всегда видели по разному в разные периоды истории и в разных народах. В ней различали и три основных цвета, и четыре, и пять, и сколько угодно. Аристотель выделял только три цвета: красный, зеленый, фиолетовый. Радужный Змей австралийских аборигенов был шестицветным. В Конго радуга представляется шестью змеями - по числу цветов. Некоторых африканские племена видят в радуге только два цвета - темный и светлый.

Так откуда же взялись пресловутые семь цветов в радуге? Это как раз тот редкий случай, когда источник нам известен. Хотя явление радуги объяснил преломлением солнечных лучей в каплях дождя еще в 1267 году Роджер Бэкон, но проанализировать свет додумался только Ньютон и, преломляя луч света через призму, сначала насчитал пять цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (он называл его пурпурным). Затем ученый присмотрелся - и увидел шесть цветов. Но цифра шесть верующему Ньютону не приглянулась. Не иначе, как бесовское наваждение. И ученый «высмотрел» еще один цвет. Цифра семь ему подходила: число древнее и мистическое - тут и семь дней недели, и семь смертельных грехов. Седьмым цветом Ньютону причудился индиго. Так Ньютон стал отцом семицветной радуги. Правда, сама его идея белого спектра, как совокупности цветных, в то время отнюдь не всем понравилась. Даже выдающийся немецкий поэт Гете возмущался, называя утверждение Ньютона «чудовищным предположением». Ведь не может быть, что самый прозрачный, самый чистый белый цвет оказался смесью «грязных» цветных лучей! Но тем не менее со временем пришлось признать правоту ученого.

Разделение спектра на семь цветов прижилось, и в английском языке появилась следующая запоминалка - Richard Of York Gave Battle In Vain (In - для синего indigo). А со временем об индиго забыли и цветов стало шесть. Так, по выражению Ж. Бодрийара (хоть и сказанному совсем по другому поводу) «модель стала первичной реальностью, гиперреальностью, превратив весь мир в Диснейленд».

Теперь наш «волшебный Диснейленд» весьма разнообразен. Русские до хрипоты будут спорить о радуге семицветной. Американских детей учат шести основным цветам радуги. Английских (немецких, французских, японских) тоже. Но все еще сложнее. Кроме разницы в количестве цветов существует другая проблема - цвета не те. Японцы, как и англичане, уверены, что в радуге шесть цветов. И с радостью вам их назовут: красный, оранжевый, желтый, голубой, синий и фиолетовый. А куда делся зеленый? Никуда, его в японском языке просто нет. Японцы, переписывая китайские иероглифы, иероглиф зеленого цвета потеряли (в китайском он есть). Теперь в Японии зеленого цвета нет, что приводит к забавным казусам. Российский специалист, работающий в Японии, жаловался, как ему один раз пришлось долго искать голубую (аой) папку на столе. На видном месте лежала только зеленая. Которую японцы видят голубой. И не по тому, что они дальтоники, а потому что в их языке нет такого цвета как зеленый. То есть он вроде и есть, но это оттенок голубого, как у нас алый - оттенок красного. Теперь, под внешним влиянием, существует, конечно, и зеленый цвет (мидори) - но это с их точки зрения такой оттенок синего (аой). То есть не основной цвет. Вот и получаются у них голубые огурцы, голубые папки и голубой цвет светофора.

Англичане согласятся с японцами по количеству цветов, но никак по составу. У англичан в языке (да и в других романских языках) нет голубого цвета. А раз слова нет - то и цвета нет. Они, конечно, тоже не дальтоники, и голубой от синего отличают, но для них это просто «светло-синий» - то есть не основной. Так что англичанин искал бы упомянутую папку еще дольше.

Таким образом, восприятие цветов зависит только от конкретной культуры. А мышление в конкретной культуре сильно зависит от языка. Вопрос «цветов радуги» - не из сферы физики и биологии. Им должна заниматься лингвистика и даже шире - филология, поскольку цвета радуги зависят только от языка общения, ничего априорно физического за ними нет. Спектр света непрерывен, и его произвольно выделенные участки («цвета») можно обозвать как угодно - теми словами, которые в языке есть. В радуге славянских народов семь цветов только потому, что есть отдельное название для голубого цвета (по ср. с англичанами) и для зеленого (по ср. с японцами).

Но и этим проблемы цветов не заканчиваются, в жизни все еще запутанней. В казахском языке, например, радуга семицветна, но сами цвета с русскими не совпадают. Тот цвет, что переводится на русский язык как голубой - в казахском восприятии смесь голубого с зеленым, желтый - смесь желтого с зеленым. То есть то, что считается смесью цветов у русских, считается самостоятельным цветом у казахов. Американский оранжевый - это отнюдь не наш оранжевый, а зачастую - скорее красный (в нашем понимании). Кстати в случае цвета прически, наоборот, red - это рыжий. Со старыми языками то же самое - Л. Гумилев писал о сложностях отождествления цветов в тюркских текстах с русскими, например «сары» - это может быть и цвет золота, и цвет листьев, т.к. занимает часть «русского желтого» диапазона и часть «русского зеленого».

Меняются цвета и от времени. В киевском изборнике 1073 года написано: «В радуге свойства суть червеное, и синее, и зеленое, и багряное». Тогда, как мы видим, на Руси в радуге различали четыре цвета. Но что это за цвета? Сейчас мы поняли бы их, как красный, синий, зеленый и красный. Но так было не всегда. К примеру, то, что мы называем белым вином, называлось в древности вином зеленым. Багряный мог обозначать любой темный цвет, и даже черный. А слово красный вообще было не цветом, а обозначало первоначально красоту, и в таком смысле сохранилось в сочетании «красная девица».

Сколько же цветов в радуге на самом деле? Этот вопрос практически не имеет смысла. Длины волн видимого света (в диапазоне 400-700 нм) можно обозвать какими удобно цветами - им, волнам, от этого не тепло и не холодно. В реальной радуге, конечно, бесконечное число «цветов» - полный спектр, и выделить из этого спектра «цветов» можно сколько угодно (условных цветов, лингвистических, тех для которых мы можем придумать слова).

Еще более правильным ответом будет: нисколько, в природе цветов вообще не существует - иллюзию цвета создает только наше воображение. Р.А. Уилсон по этому поводу любил приводить старинный дзэновский коан: «Кто тот Мастер, который делает траву зеленой?» Буддисты это всегда понимали. Цвета радуги создает тот же Мастер. И он может создавать их совсем по-разному. Как отметил кто-то: «сталевары различают массу оттенков в переходе от желтого к красному…»

Тот же Уилсон отмечал и такой момент: «А знаете ли вы, что апельсин „в действительности» голубой? Он поглощает голубой свет, который проходит сквозь его кожуру. Но мы видим апельсин именно „оранжевым», потому что в нем нет оранжевого света. Оранжевый свет отражается от его кожуры и попадает на сетчатку наших глаз. „Сущность» апельсина - голубого цвета, но мы это не видим; в наших мозгах апельсин оранжевый, и мы это видим. Кто же тот Мастер, который делает апельсин оранжевым?»

Примерно об этом же писал и Ошо: «Каждый луч света состоит из семи цветов радуги. Ваши одежды красные по одной странной причине. Они не красные. Ваши одежды поглощают шесть цветов из луча света - все, за исключением красного. Красный отражается назад. Остальные шесть поглощаются. Поскольку красный отражается, он попадает в глаза других людей, поэтому они видят ваши одежды красными. Это очень противоречивая ситуация: ваши одежды не красные, вот почему они кажутся красными». Отметим, что для Ошо радуга семицветна, хоть он уже проживал в «шестицветной» Америке.

С точки зрения современной биологии в радуге человек видит три цвета, т. к. человек воспринимает оттенки тремя видами клеток. Физиологически по современным представлениям здоровые люди должны различать три цвета: красный, зеленый, синий (Red, Green, Blue - RGB). Кроме клеток, реагирующих только на яркость, некоторые колбочки в глазу человека избирательно реагируют на длину волны. Биологи выделили цветочувствительные клетки (колбочки) трех видов - то самое RGB. Трех цветов нам вполне хватает, чтобы создать любой оттенок. Остальное бесконечное множество различных промежуточных оттенков достраивается мозгом, исходя из соотношений раздраженности этих трех видов клеток. Это и есть окончательный ответ? Не совсем, это тоже всего лишь удобная модель (В «реальности» чувствительность глаза к синему цвету существенно ниже, чем к зеленому и красному).

Тайцев, как и нас, учат в школе, что цветов в радуге семь. Почитание цифры семь возникло в давние времена из-за знания человечеством известных ему тогда семи небесных тел (луна, солнце и пять планет). Отсюда и появилась в Вавилоне семидневная неделя. Каждый день соответствовал своей планете. Эта система была заимствована китайцами и распространилась дальше. Число семь со временем стало почти священным, каждому дню недели соответствовал свой бог. Христианский «шестоднев» с добавочным выходным воскресеньем (по-русски изначально как раз и носившим название «неделя» - от «не делать») распространился по всему миру. Так что вряд ли Ньютон мог бы «открыть» в радуге другое число цветов.

Но в повседневной жизни количество воспринимаемых цветов у тайцев зависит от места проживания. В городе скорей будет официальное количество - семь. А в провинции - по разному. Причем цвета радуги могут различаться даже в соседних деревнях. Например, в некоторых поселениях на северо-востоке есть два оранжевых цвета «сом» и «сед». Второе слово значит что-то вроде «более оранжевый». Как и в случае, скажем, с чукчами, имеющими в языке больше разных названий для белого цвета, поскольку они издавна различают оттенки белого снега, выделение тайцами отдельного цвета не случайно. В тех местах растет на деревьях красивый цветок «докджан», цвет которого отличается от привычного цвета апельсина

Мария Савченко

Введение

Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался природным чудом – радугой . Многие, наверное, замечали, что радуга , как правило, появляется после дождя. Я много раз видела радугу , мне захотелось узнать – что же такое радуга и как она появляется, можно ли получить радугу искусственным путем в домашних условиях.

Цель исследования : выяснить, можно ли получить радугу в домашних условиях .

Объект исследования –природное явление радуга .

Предмет исследования -виды радуги и возможность получения их искусственным путём.

Проблема исследования :как создать разные виды радуг в домашних условиях ?

Задачи исследования :

1. Выяснить, что такое радуга , как она появляется.

2. какие виды радуг существуют в природе и возможно ли получить их искусственным путем.

3. Поставить опыты получения радуги в домашних условиях .

Гипотеза :

Предположим, что радугу можно получить , если заменить солнечные лучи :

1. искусственнымсветом – лампой,

2. при помощи воды и фломастеров.

3. при помощи конфет «Скителс»

выбранные мною опыты позволят увидеть радугу в домашних условиях .

Основные методы : изучение литературы, наблюдение, эксперимент.

1. Актуальность :

Как появляется радуга ?

Еще со старшей группы мне известна поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. По начальным буквам этих поговорок я запомнила названия и последовательность цветов такого необычного и красивого явления природы, как радуга . Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе? Ответ на этот вопрос мы искали вместе с моим воспитателем в энциклопедии, интернете, смотрели познавательные мультики про радугу . Мы узнали, что радугу можно увидеть около водопадов, фонтанов, разбрызгиваемых поливальной машиной.

Вывод : радуга появляется в солнечную погоду во время дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.

2. Какие виды радуг существуют .

Увидев в энциклопедии радугу , я решил узнать, какие ещё радуги существуют .

Зимняя радуга - явление очень редкое, ведь преломление солнечного света происходит не в капельках воды, а в кристалликах льда.

Туманная или белая радуга

Она появляется при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из мелких капелек.

Красная радуга

В последние пять или десять минут перед заходом солнца все цвета радуги , кроме красного, начинают исчезать и, наконец, остается только одна красная дуга.

Практическая часть

Радуга – это чудо природы . А можно ли создать это чудо самому , в домашних условиях? Я решила попробовать это сделать и провела несколько экспериментов, вместе с моим воспитателем.

Опыт№1 «Создание радуги в домашних условиях »

Ход опыта:

Я использовала : прямоугольный лоток, обычную воду, зеркало, настольную лампу. В лоток я налила немного воды, опустила в него под небольшим наклоном зеркало. Луч света от лампы направила на погружённую в воду часть зеркала.

Регулируя наклон зеркала, на белом листе картона получила вот такую радугу .

Вывод : В результате на картонке появилось отражение всех цветов радуги , мы смогли получить радугу в «домашних» условиях. (приложение№1)

Опыт №2 Растущая радуга

Материал : пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры

Ход опыта:

Я использовала стакан с водой.

Салфетку сложила несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник.

Затем на прямоугольнике нужно ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой.

Вывод : вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками, в виде радуги . (приложение№2)

Опыт№3Для этого опыта я взяла CD-диск и направил на солнечный луч. Радуга тут же появилась . Я начала менять положение диска и положил его на стол. Вдруг на потолке появилась огромная радуга .

Вывод : Ещё одну радугу я получила , когда направил диск на белую поверхность. (приложение№3)

Опыт №4 Радуга из конфет «Скителс»

Материал : вода, конфеты Скителс.

Ход опыта :На тарелку белого цвета выкладываются конфеты по кругу. Затем в серединку тарелки льем теплую воду, так чтобы слегка намочить конфеты и ждем, через несколько секунд произойдет чудо! Конфеты начинают таять и отдавать цвет воде, получаются разноцветные полоски воды в виде радуги .

Вывод : вода растворила краску на конфетах и получилась радуга .

(приложение№4)


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные мной эксперименты доказали, что радугу очень просто сделать самим в домашних условиях, используя вместо солнечного света луч света от обычной настольной лампы или фонарика, а также с помощью воды и даже обычных конфет.

Поставленные в нашем исследовании задачи были выполнены. Гипотеза подтвердилась. Мы узнали, как создать радугу в домашних условиях , провели эксперименты, разными способами; рассказали детям нашей группы о нашем исследовании, показали им опыты .

Ребята, попробуйте сами провести эксперименты и получить радугу в домашних условиях .

Публикации по теме:

Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность-как часть проекта». Всем давно известно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

Проект «Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе» [Цели и задачи проекта. Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Вода вокруг нас» Занятие по теме "Вода вокруг нас". Тема "Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе" Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей.

В подготовительной группе опытно - экспериментальная деятельность становится частью повседневности. Но как же сделать так, чтобы детям это.

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Как создать радугу в домашних условиях» Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался природным чудом – радугой. Многие, наверное, замечали, что радуга, как правило, появляется.

Анастасия Панфилова
Конспект занятия «Радуга в домашних условиях»

Радуга в домашних условиях .

Цель исследования : определить, что такое радуга , как она образуется, и можно ли получить радугу в домашних условиях .

Задачи исследования :

1. Узнать, откуда появляется радуга .

2. Определить, какие бывают радуги .

3. Попробовать получить радугу в домашних условиях .

Ход занятия:

1. Что такое радуга ?

Радуга - претерпевшее изменение слово «райдуга» , или Божья дуга.

(По словарю В. Даля)

Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде,

образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

(Толковый словарь русского языка Ожегова С. И.)

Причину ее возникновения пытались разгадать и древние люди, и древние ученые. 2. Как же образуется радуга ?

Солнечный свет кажется нам белым. Но на самом деле он состоит из нескольких цветов. Бывает, что во время дождя выглянет солнце, и тогда солнечный свет проходит через капельки воды и «распадается» на несколько цветов. Этих цветов всегда семь, и они расположены в строгом порядке. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Так получается разноцветная радуга . Предмет, который может разложить луч света на его составляющие, называется «призмой» . Образуемые цвета создают полоску из цветных линий, которая называется «спектр» . Радуга и есть большой спектр, или полоса цветных линий, образовавшихся в результате распада луча света, проходящего через капельки дождя. В данном случае капли дождя выполняют роль призмы.

Радуга появляется , только когда выглянуло из-за туч солнце и только в стороне, противоположной солнцу.

Радуга возникает , когда солнце освещает завесу дождя. Находиться надо строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождём (он должен быть перед тобой) . Иначе радугу не увидеть !

Солнце, наши глаза и центр радуги должны находиться на одной линии! Если солнце высоко в небе, то такую прямую линию провести невозможно. Вот почему радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Радуга появляется при условии , что угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42 градуса .

А бывает ли радуга без дождя ?

Оказывается, такое чудо тоже бывает. Зимой в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги , поэтому радугу можно наблюдать даже зимой.

Как сделать радугу в домашних условиях ?

Эксперимент № 1.

Цель : получение радуги в домашних условиях при помощи компакт –диска.

Оборудование : компакт –диск, источник света – солнечный луч.

Описание эксперимента : компьютерным диском поймали солнечный луч и направили его на стену и потолок в комнате. Получилась радуга .

Эксперимент № 2.

Цель : получение радуги в домашних условиях при помощи салфеток , воды и фломастеров.

Оборудование : тарелка с водой, салфетки и фломастеры.

На салфетке фломастерами разных цветов рисуем круги. Наливаем в тарелку столько воды, чтобы покрывало дно. Кладём салфетку в воду и наблюдаем за чудом!

Эксперимент № 3.

Цель : получение радуги в домашних условиях при помощи конфет и воды.

Оборудование : тарелка, вода, ММДЕМС

Кладете конфеты в кружок в порядке радужных цветов , льете на середину тарелки обычную воду и наслаждаетесь процессом. Через несколько секунд ребенок наглядно понимает, что такое краситель.

Эксперимент № 4.

Цель : получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца и фонарика.

Оборудование : тарелка, наполненная водой, белый картон, зеркальце, источник света – фонарик.

Описание эксперимента : мы взяли тарелку, наполнили его водой, опустили под наклоном зеркало. Затем направили свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. Когда поставили белый картон перед зеркалом, чтобы поймать отражённые лучи, то увидели на картоне отражение радуги .

Радуга нравится всем - и детям, и взрослым. Её красочные переливы так и притягивают взгляд, однако ценность её не ограничивается одной лишь эстетикой: это к тому же отличный способ заинтересовать ребёнка наукой и превратить познание мира в увлекательную игру! Для этого предлагаем родителям провести с детьми несколько экспериментов и получить настоящую радугу прямо у себя дома.

По стопам Ньютона

В 1672 году Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет - это смесь лучей разного цвета. «Я затемнил мою комнату, - писал он, - и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света». На пути солнечного луча учёный поставил особое трёхгранное стёклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску, которую впоследствии назвал спектром. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый свет на составляющие его цвета. Затем на пути разноцветного пучка он поставил ещё одну призму. Этим учёный заново собрал все цвета в один обычный солнечный луч.

Чтобы повторить опыт учёного, не обязательно нужна призма - можно использовать то, что найдётся под рукой. В хорошую погоду поставьте стакан с водой на стол вблизи окна на солнечной стороне помещения. Расположите лист обычной бумаги на полу недалеко от окна таким образом, чтобы на него падали солнечные лучи. Смочите окно горячей водой. Затем меняйте положение стакана и листа бумаги до тех пор, пока на бумаге не заиграет маленькая радуга.

Радуга из зазеркалья

Эксперимент тоже можно проводить как в солнечную погоду, так и в пасмурную. Для его проведения требуются неглубокая миска с водой, небольшое зеркало, фонарик (если за окном нет солнца) и лист белой бумаги. Погрузите зеркальце в воду, а саму миску расположите так, чтобы на него попадали солнечные лучи (либо направьте на зеркало луч фонарика). При необходимости меняйте угол наклона предметов. В воде свет должен преломиться и разбиться на цвета, так что листом белой бумаги можно будет «поймать» небольшую радугу.

Химическая радуга

Все знают, что мыльные пузыри имеют радужную окраску. Толщина стенок мыльного пузыря меняется неоднородно, постоянно двигаясь, поэтому его цвет постоянно меняется. Например, при толщине 230 нм пузырь окрашивается в оранжевый цвет, при 200 нм - в зелёный, при 170 нм - синий. Когда из-за испарения воды толщина стенки мыльного пузыря становится меньше длины волны видимого света, пузырь перестает переливаться цветами радуги и становится почти невидимым, перед тем как лопнуть - это происходит при толщине стенки примерно 20-30 нм.

То же самое же происходит с бензином. Это вещество не смешивается с водой, поэтому оказываясь в луже на дороге, оно растекается по её поверхности и образует тончайшую плёнку, которая создаёт красивые радужные разводы. Этим чудом мы обязаны так называемой интерференции - или, проще говоря, эффекту преломления света.

Музыкальная радуга

Интерференция обусловливает радужные переливы и на поверхности компакт-дисков. Это, кстати, один из самых простых способов «добывания» радуги домашних условиях. При отсутствии солнца подойдет и настольная лампа, и фонарик, но в этом случае радуга получается менее яркой. Просто изменяя угол наклона CD-диска, можно получить и радужную полоску, и круговую радугу, и непоседливых радужных зайчиков на стене или любой другой поверхности.

Кроме того, чем не повод научить ребёнка основам музыкальной грамоты? Ведь изначально Ньютон различал в радуге всего пять цветов (красный, жёлтый, зелёный, голубой и фиолетовый), но потом добавил ещё два - оранжевый и фиолетовый. Таким образом учёный хотел создать соответствие между числом цветов спектра и количеством нот музыкальной гаммы.

Проектор-ночник

Если временного решения вам не достаточно, можно завести дома радугу «на совсем» - например, с помощью такого миниатюрного проектора. Он проецирует радугу на стены и потолок - хоть ночью, хоть в пасмурный день, когда так не хватает бодрящих красок… Проектор может работать в двух режимах: все цвета вместе, или каждый по отдельности. В преддверии новогодних праздников это, пожалуй, неплохая идея подарка для ребёнка или просто творческого человека.

Оконная подвеска

Ещё один вариант «радуги без забот» (которой, правда, можно будет наслаждаться только в светлое время суток, и только в солнечную погоду) - так называемый радужный диск, изготовленный с применением современных лазерных технологий. Стеклянная призма размером 10 сантиметров в диаметре заключена а хромовый пластиковый корпус. Она крепится на окно с помощью присоски и, преобразуя солнечный свет, проецирует его на стены, пол и потолок комнаты. Всего 48 цветных линий: красных, оранжевых, жёлтых, зелёных, синих, цвета индиго, фиолетовых и всех промежуточных оттенков.

Флип-бук с 3D-эффектом

В последние несколько лет стали появляться книги с интересными и необычными эффектами - например, «флип-буки» с бегущими картинками. Многим из нас эта технология знакома из собственного детства: мы рисовали картинки на полях тетради, а потом оживляли их, быстро пролистывая странички. Книгу по принципу этой забавы создал японский дизайнер Масаши Кавамура (Masashi Kawamura). Если быстро перелистать её то можно увидеть объёмную радугу!

При желании похожую ручную радугу можно сделать и своими руками, а заодно наглядно продемонстрировать ребёнку эффект анимации. Для этого нужно распечатать на бумаге или нарисовать на каждой страничке блокнота квадратики цветов радуги. Всего нужно 30-40 листков. При этом важно учитывать, что с одной стороны каждой страницы нужно рисовать их в обычной последовательности, а с другой - в обратной, иначе радуга у вас не получится.

Радуга, которую можно потрогать

И ещё один забавный способ получения радуги, которая здорово украсит любой современный интерьер, не отнимая ни сантиметра пространства и наполняя его радужным сиянием. Для этого мексиканский дизайнер Габриэль Доу (Gabriel Dawe) предлагает использовать искусно натянутые швейные нитки. С такой инсталляцией, конечно, придётся часок-другой повозиться, однако результат того стоит. Не даром работы художника имели огромный успех во многих странах, в том числе в США, Бельгии, Канаде и Великобритании.